Опубликовано: 470

В Казахстане представили программу повышения доходов населения: что с ней не так

В Казахстане представили программу повышения доходов населения: что с ней не так Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Правительство Казахстана радует новыми проектами, которые разбавляют невеселую жизнь. Ералы ТУГЖАНОВ, вице-премьер РК, презентовал Программу повышения доходов населения до 2025 года.

План разбит на 47 пунктов по 4 направлениям: повышение трудовых доходов населения; повышение доходов населения путем развития масштабной занятости; защиту покупательной способности доходов; проведение профориентационной и информационно-разъяснительной работы.

Набросившись c воодушевлением на документ, я сразу почувствовал, как мысль вязнет в его сухом языке. Через силу дочитал до половины – и разочаровался. Вроде всё правильно написано. И даже с заботой о людях.

Бюджетникам, преподавателям, врачам, работникам транспорта, даже спортивным судьям будут поднимать заработную плату.

Предпринимателям помогут создавать новое производство. Появятся венчурные деньги. Миллиарды пойдут в село и АПК. Всех нас будут учить, как заработать свой первый миллион. Более того, есть даже понимание, что рост экономики отразится на росте цен, поэтому прописаны меры борьбы с инфляцией.

Но есть стойкое ощущение, что всё это я видел. В программах занятости населения, развития моногородов, развития АПК, 30 корпоративных лидеров, пятилетка. Повеселил пункт о создании поясов МСБ вокруг промышленных гигантов: явная компиляция из программ кластерного развития и агропоясов вокруг городов. Где те кластеры и те дешевые помидоры?

А где, собственно, план? Пока это только бухгалтерская разверстка по расходам бюджета. План – это описание и модель будущего состояния экономики и как в ней будут работать отрасли и отдельные предприятия. Это наша цель. Второе – когда обозначены рубежи достижения. Например, в этом году завод произвел 100 болтов и гаек, в следующем – 120, через 2 года – 150, через 3 – 200. А к этому приложены ресурсы и методы их применения, которые позволяют достичь таких показателей. Скажем, металл, станок и обучение специалиста, который раньше получал 150 тысяч тенге, а в 2025 году – 400 тысяч. Третье. План фиксирует нынешнее состояние – завод крутит 100 болтов на одном 40-летнем станке, фонд оплаты труда – 150 тысяч тенге.

Есть определенные принципы построения плана. Существует, скажем, принцип сбалансированности. В зависимости от цели плана будет выпирать роль одного звена, кластера – например, сервиса. Как этому сектору смогут помочь и будут помогать другие отрасли? Какие у них есть ресурсы? Могут ли они вообще работать на сервис? Если нет, то надо снижать таможенные тарифы на импорт.

Есть принцип непрерывности – для каждого временного отрезка предусмотрены свои действия. Принцип гибкости – а вдруг так не получится, срочно нужен план Б.

Пока же в документе виден только один признак – монетарности. Но финансы варить и жарить не будешь. Как горнодобывающие предприятия, экспортирующие продукцию, пытаются удержаться на плаву

Основная идея перевернута с ног на голову. Главное – сделать Казахстан промышленной страной с развитой экономикой, способной удовлетворять хотя бы основные потребности населения и государства. Тогда при наличии собственной ресурсной базы мы станем богатыми. Развитие промышленности потребует вложений в человеческий капитал – образование, медицину, науку, искусство. Когда появится масса специалистов, они потребуют оплату по своему статусу. Это и будет тот самый средний класс, о котором нам так много говорят в правительстве и парламенте: классные рабочие, инженеры, дизайнеры, ученые, учителя, мелкие предприниматели. Всё остальное – подачки.

Заезженная поговорка о рыбе, чтобы накормить человека сейчас, и удочке, чтобы он мог кормить себя всегда, тут как раз к месту. Ералы Лукпанович дает как раз рыбу. Выращенную, кстати, теми, кто эту рыбу не получит: работниками частного бизнеса, которые платят налоги.

Этот момент хорошо расписан в пункте о росте работающих бедных и высокой доли непроизводительного труда. Но разработчики его добавили, видимо, до кучи, без разработки.

Весь документ – недоразумение еще по другой причине. Кроме ливня денег экономике нужен еще и поток энергии. Ни свечной заводик, ни швейная фабрика, ни контора “Рога и копыта” сегодня не смогут работать без электричества.

В 2021 году 190 электрических станций произвели 114,8 млрд кВт/ч. Энергетика страны подошла к потолку мощности. Резервов нет. Чтобы запускать новые производства, сначала нужен казахстанский ГОЭЛРО.

По прогнозу министерства энергетики, который был сделан до написания программы в прошлом году, в 2026 году будет произведено 131 млрд кВт/ч. То есть к этому времени надо ввести в строй 16,2 МВт установленной мощности. Сейчас один МВт установленной мощности стоит 3,4 млн долларов. Получить новую генерацию в 16 МВт будет стоить 24 млрд тенге при нынешнем курсе. На самом деле рост производства электроэнергии должен быть больше. По грубому расчету – раза в 3 больше.

Из всех затрат в Программе по кластеру “Энергетика” указан только 1 пункт: “Модернизация энергетического комплекса, отвечающего требованиям устойчивого развития экономики – создание 1 тыс. постоянных, 20 тыс. временных рабочих мест”. Затраты – 1,9 трлн тенге. О строительстве новых станций речи нет. Но есть куча денег, которая пойдет на модернизацию. То есть латание стареющего наследства, а не создание нового. На всё остальное средств не предусмотрено. Выходит, Ералы Лукпанович не предупредил министерство энергетики о новых планах?

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи