... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Караван

Утильсбор снизили, но он также бьет по карману

09.03.2022

Правительство Казахстана снизило непомерные ставки утильсбора. Вдвое. Это было одним из требований протестующих в январе.

“У предпринимателей и в целом в обществе множество вопросов вызывает деятельность компании, которая называется “Оператор РОП”, – сказал глава государства. – Дошло до того, что было организовано некое общественное движение против этой частной компании. Поручаю правительству принять меры по прекращению утилизационного сбора и распоряжению утилизационным сбором ТОО “Оператор РОП”.

Через неделю правительство Казахстана лишило ТОО “Оператор РОП” права собирать утилизационный сбор и забрало в собственность государства активы, созданные за счет его сбора. Преемником “Оператора РОП” стала государственная компания “Жасыл даму”. За 5 лет функционирования компании “Оператор РОП” общая сумма уплаты утильсбора составила 579 миллиардов тенге.

Экология совсем ни при чем

Однако вопрос снижения ставок утильсбора всё еще висел в воздухе. В начале февраля Президент ТОКАЕВ на заседании правительства по этому поводу заявил следующее: “По утильсбору мы приняли решение. Все средства будут поступать в государство. Теперь необходимо определиться с размером ставок. Рабочая группа активно обсуждает этот вопрос. Сразу отмечу, утильсбор будет пересмотрен. Но нужно избегать крайностей, нельзя выбрасывать на ветер деньги, потраченные на развитие автопрома, и открывать свой авторынок для откровенного импортного автохлама”.

Президент республики, получается, подтвердил, что в Казахстане утильсбор был введен не столько ради оплаты последующей утилизации отслуживших свое автомобилей, сколько ради защиты местного автопрома.

Вероятно, из этого же посыла и исходило правительство, решившись все-таки снизить действующие ставки на все виды автомобильного транспорта и производимой сельхозтехники на 50 процентов. Таким образом, с учетом анонсированных первым вице-премьером Романом Скляром изменений размер утильсбора для казахстанцев составит от 229 тысяч до 1 миллиона 761 тысячи тенге.

У соседей – дешевле

Как и в Казахстане, утилизационный сбор в России и Беларуси не столько защищает рынок от пришедших в негодность автомобилей, сколько защищает его от проникновения импортных автомобилей, служа своеобразной заградительной пошлиной.

В России базовая ставка утильсбора составляет 20 тысяч рублей. Уже к ней применяются повышающие коэффициенты, зависящие от литража двигателя автомобиля и возраста транспортного средства. Но для физических лиц, ввозящих автомобили для личного пользования, применяются понижающие коэффициенты к ставке утильсбора.

В Беларуси вдобавок к объему двигателя сумма утильсбора может зависеть от возраста автомобиля.

В Узбекистане размер ставок утильсбора тоже зависит от возраста автомобиля и объема двигателя. Для легковушки он составляет всего около 10 900 тенге. В пересчете на наши деньги. Но дьявол кроется в деталях – эту сумму еще нужно умножить на коэффициент (от 30 до 80). Упадут ли цены на машины: авторынок замер в ожидании чуда

Сайт kolesa.kz сравнил, во сколько обойдется утильсбор за “Toyota Camry” 2021 года с мотором 2,5 см3. Итак, в России он составит 281 600 рублей (около 1,6 миллиона тенге), в Беларуси утильсбор на этот автомобиль обойдется в 9 652 рубля (1,6 миллиона тенге), в Узбекистане – 48,6 миллиона сумов (2 миллиона тенге), в Казахстане – 765 750 тенге.

В Европе – тоже

В наших СМИ, когда говорят об утилизационном сборе в странах Европы, утверждается, что его средняя ставка – не более 100 евро. Мягко говоря, это неправда, потому что во многих государствах Евросоюза автолюбители не только не платят никакого утильсбора, но и получают небольшие деньги, когда сдают свое старенькое авто в утиль. В некоторых из них функцию утильсбора выполняет транспортный налог, сумма которого увеличивается с возрастом автомобиля.

В Нидерландах платят утилизационный сбор. Он не зависит ни от объема двигателя, ни от массы автомобиля и составляет всего 30 евро (15 400 тенге).

В Норвегии покупатели легковых автомобилей платят 119 тысяч тенге в пересчете на наши деньги. Но если владелец новой машины будет долго на ней ездить, никому ее не продаст и не подарит и сдаст “ласточку” в утиль, то ему еще и заплатят 148 тысяч тенге.

Во Франции утилизация автомобилей – головная боль самих производителей. Но если француз не пожелает сам цивилизованно расстаться со своим авто, а просто бросит где-нибудь на улице или пустыре непригодный к дальнейшей эксплуатации автомобиль, его ждут 75 тысяч евро штрафа или даже 2 года тюрьмы.

В Бельгии утилизационный сбор закладывается в дорожный налог. Владельцу той же “Toyota Camry” придется в год платить 148 евро (76 тысяч тенге).

В Польше уже более 15 лет действует налог в размере 500 злотых (55 500 тенге) за каждое транспортное средство, ввезенное на территорию страны.

В Австрии утилизационный сбор тоже есть, но оплачивают его не разово, а ежегодно. На грузовики ставка налога зависит от полной массы машины (от 1,55 до 1,9 евро) за каждую тонну в месяц. За легковушки в год платят от 66 евро (33 924 тенге) до 943 евро (485 тысяч тенге).

АКТОБЕ