Опубликовано: 8300

Утильсбор снизили, но он также бьет по карману

Утильсбор снизили, но он также бьет по карману Фото - В Казахстане утильсбор был введен не столько ради оплаты последующей утилизации отслуживших свое автомобилей, сколько ради защиты местного автопрома. Фото kolesa.kz

Правительство Казахстана снизило непомерные ставки утильсбора. Вдвое. Это было одним из требований протестующих в январе.

“У предпринимателей и в целом в обществе множество вопросов вызывает деятельность компании, которая называется “Оператор РОП”, – сказал глава государства. – Дошло до того, что было организовано некое общественное движение против этой частной компании. Поручаю правительству принять меры по прекращению утилизационного сбора и распоряжению утилизационным сбором ТОО “Оператор РОП”.

Через неделю правительство Казахстана лишило ТОО “Оператор РОП” права собирать утилизационный сбор и забрало в собственность государства активы, созданные за счет его сбора. Преемником “Оператора РОП” стала государственная компания “Жасыл даму”. За 5 лет функционирования компании “Оператор РОП” общая сумма уплаты утильсбора составила 579 миллиардов тенге.

Экология совсем ни при чем

Однако вопрос снижения ставок утильсбора всё еще висел в воздухе. В начале февраля Президент ТОКАЕВ на заседании правительства по этому поводу заявил следующее: “По утильсбору мы приняли решение. Все средства будут поступать в государство. Теперь необходимо определиться с размером ставок. Рабочая группа активно обсуждает этот вопрос. Сразу отмечу, утильсбор будет пересмотрен. Но нужно избегать крайностей, нельзя выбрасывать на ветер деньги, потраченные на развитие автопрома, и открывать свой авторынок для откровенного импортного автохлама”.

Президент республики, получается, подтвердил, что в Казахстане утильсбор был введен не столько ради оплаты последующей утилизации отслуживших свое автомобилей, сколько ради защиты местного автопрома.

Вероятно, из этого же посыла и исходило правительство, решившись все-таки снизить действующие ставки на все виды автомобильного транспорта и производимой сельхозтехники на 50 процентов. Таким образом, с учетом анонсированных первым вице-премьером Романом Скляром изменений размер утильсбора для казахстанцев составит от 229 тысяч до 1 миллиона 761 тысячи тенге.

У соседей – дешевле

Как и в Казахстане, утилизационный сбор в России и Беларуси не столько защищает рынок от пришедших в негодность автомобилей, сколько защищает его от проникновения импортных автомобилей, служа своеобразной заградительной пошлиной.

В России базовая ставка утильсбора составляет 20 тысяч рублей. Уже к ней применяются повышающие коэффициенты, зависящие от литража двигателя автомобиля и возраста транспортного средства. Но для физических лиц, ввозящих автомобили для личного пользования, применяются понижающие коэффициенты к ставке утильсбора.

В Беларуси вдобавок к объему двигателя сумма утильсбора может зависеть от возраста автомобиля.

В Узбекистане размер ставок утильсбора тоже зависит от возраста автомобиля и объема двигателя. Для легковушки он составляет всего около 10 900 тенге. В пересчете на наши деньги. Но дьявол кроется в деталях – эту сумму еще нужно умножить на коэффициент (от 30 до 80). Упадут ли цены на машины: авторынок замер в ожидании чуда

Сайт kolesa.kz сравнил, во сколько обойдется утильсбор за “Toyota Camry” 2021 года с мотором 2,5 см3. Итак, в России он составит 281 600 рублей (около 1,6 миллиона тенге), в Беларуси утильсбор на этот автомобиль обойдется в 9 652 рубля (1,6 миллиона тенге), в Узбекистане – 48,6 миллиона сумов (2 миллиона тенге), в Казахстане – 765 750 тенге.

В Европе – тоже

В наших СМИ, когда говорят об утилизационном сборе в странах Европы, утверждается, что его средняя ставка – не более 100 евро. Мягко говоря, это неправда, потому что во многих государствах Евросоюза автолюбители не только не платят никакого утильсбора, но и получают небольшие деньги, когда сдают свое старенькое авто в утиль. В некоторых из них функцию утильсбора выполняет транспортный налог, сумма которого увеличивается с возрастом автомобиля.

В Нидерландах платят утилизационный сбор. Он не зависит ни от объема двигателя, ни от массы автомобиля и составляет всего 30 евро (15 400 тенге).

В Норвегии покупатели легковых автомобилей платят 119 тысяч тенге в пересчете на наши деньги. Но если владелец новой машины будет долго на ней ездить, никому ее не продаст и не подарит и сдаст “ласточку” в утиль, то ему еще и заплатят 148 тысяч тенге.

Во Франции утилизация автомобилей – головная боль самих производителей. Но если француз не пожелает сам цивилизованно расстаться со своим авто, а просто бросит где-нибудь на улице или пустыре непригодный к дальнейшей эксплуатации автомобиль, его ждут 75 тысяч евро штрафа или даже 2 года тюрьмы.

В Бельгии утилизационный сбор закладывается в дорожный налог. Владельцу той же “Toyota Camry” придется в год платить 148 евро (76 тысяч тенге).

В Польше уже более 15 лет действует налог в размере 500 злотых (55 500 тенге) за каждое транспортное средство, ввезенное на территорию страны.

В Австрии утилизационный сбор тоже есть, но оплачивают его не разово, а ежегодно. На грузовики ставка налога зависит от полной массы машины (от 1,55 до 1,9 евро) за каждую тонну в месяц. За легковушки в год платят от 66 евро (33 924 тенге) до 943 евро (485 тысяч тенге).

АКТОБЕ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи