Опубликовано: 1500

"Сейчас никто не заинтересован искать мошенников": в Казахстане обманутые граждане могут подать коллективный иск против банков

"Сейчас никто не заинтересован искать мошенников": в Казахстане обманутые граждане могут подать коллективный иск против банков Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

В редакцию газеты “КАРАВАН” обратилась адвокат Алия АХМЕТОВА. Юрист рассказала историю своей клиентки, которая, впрочем, не отличается от тысяч похожих историй с мошенническими кредитами.

Теперь Алия Ахметова ищет пострадавших жителей Мангистау, чтобы подать коллективный иск в суд против банков. Только так, уверена адвокат, можно переломить ситуацию, в которой сейчас оказались мангистаусцы, обманутые мошенниками и лишившиеся своих кровных. По официальным данным, таких людей только в Актау – уже больше трех сотен.

Молодая жительница Актау Диляра (имя изменено) после института устроилась на работу, зарплата молодого специалиста не превышала 150 тысяч тенге. Но Диляре на жизнь хватало – ни о каких кредитах речи не шло. Поэтому, когда ей позвонили из службы безопасности банка и предупредили о том, что на нее оформили кредит, девушка испугалась.

– Это было больше полугода назад. Тогда уже этих случаев было много, но моя клиентка почему-то не знала и не слышала о таком виде мошенничества. По телефону ей сказали – не переживайте, мы сейчас вам отправим ссылку, вы по ней перейдите, а мы постараемся решить вопрос с вашим кредитом. Она, естественно, в шоке, перешла по этой ссылке. А наутро бежит в банк, чтобы удостовериться, что на ней нет кредита. Там ее ждет “сюрприз”. В банке сказали, что на ее имя было оформлено сразу три кредита от разных банков – всего на 4 миллиона тенге. В том банке, куда она пошла, на ней висел кредит – 1,5 миллиона, но мошенники успели снять со счета только миллион, и она 500 тысяч сразу вернула, – рассказывает Алия Ахметова.

Диляра обратилась в полицию, там возбудили дело, а потом благополучно его закрыли.

– В полиции ей между делом сказали, что таких пострадавших только в Актау – уже 120 человек. Это было в ноябре прошлого года. Следователь выяснил, что деньги были сняты в Алматы в банкомате в районе Аль-Фараби – Достык. Видео с банкомата следователь почему-то не запросил. В итоге дело приостановили, так как виновных не удалось установить. Мы написали заявление в прокуратуру, и следствие возобновилось. Параллельно написали заявления в Агентство по финрегулированию и в банки. Из банков пришел ответ – мол, она сама виновата, – отмечает адвокат.

“Вами самостоятельно был предоставлен доступ третьим лицам по телефону путем приложения AnyDesk (приложение для быстрого удаленного доступа), что привело к оформлению на ваше имя кредита и хищению денежных средств неизвестными лицами. Рекомендуем обратиться в правоохранительные органы для дальнейшего решения возникшей ситуации”, – таков был ответ одного из банков.

Ответы остальных финучреждений отличаются лишь формулировками, а смысл тот же.

Вот уже полгода девушка выплачивает чужой кредит, с зарплаты удерживают ровно половину. При этом она даже не знает, сколько лет ей предстоит платить, так как бумажного договора на руках до сих пор нет. Ее адвокат подала иск в суд.

– В суде представители банков говорят, что моя клиентка верифицировалась. Сама она этого не помнит, говорит, что с перепуга что-то нажимала. Но даже, если она подписала с помощью верификации договор займа, то предмет займа ею получен не был. Банки гнут свою линию – предмет займа мы закинули ей на счет, а значит, по закону, деньги она получила. Мы же утверждаем, что получала не она, а третье лицо, деньги убыли со счета путем мошеннических действий. Я считаю, что здесь виноваты банки, потому что их система безопасности позволяет войти третьим лицам, эти мошенники либо работают, либо работали в банке, они знали ее личные данные.

Думаю, что в гражданском порядке вряд ли удастся чего-то добиться, но если найти много таких пострадавших, чтобы предъявить иски скопом, то, может быть, и найдут этих мошенников. Потому что сейчас никто не заинтересован искать их. Мошенники безнаказанно кидают людей, а люди остаются один на один с кредитами, которые они не брали. В полиции нам объяснили, что пробить телефон звонивших невозможно, но ведь можно сделать техническую экспертизу, установить IP-адрес. При желании всё это сделать можно. Поэтому я обращаюсь к другим пострадавшим – от их имени бесплатно подам иски в суд, – говорит Алия Ахметова.

К слову, адвокат рассказала об еще одном виде мошенничества. Одна из инвестиционных компаний начала выдавать потребительские кредиты. И уже есть первые жертвы.

– На днях ко мне обратилась девушка, которая пожаловалась, что на ее имя был взят потребительский кредит через инвесткомпанию. Мошенники купили мобильные телефоны – она их в глаза не видела. Телефоны забрали с пункта самовывоза в Алматы. А с нее теперь деньги снимают в счет погашения кредита.

Было бы большим заблуждением считать, что на удочку мошенников попадаются только наивные граждане. История с актауским бухгалтером Натальей МАТВЕЙЧУК – тому подтверждение. Финансово грамотная, с большим опытом работы, Наталья в один момент лишилась денег на депозите и стала обладательницей миллионного кредита. История немного похожа на пре­дыдущую. Наталье также позвонил якобы сотрудник службы безопасности банка, рассказал, что на нее кто-то прямо сейчас оформляет кредит. Наталья, ответив, что никаких операций не совершает, бросила трубку. Спустя несколько минут перезвонил другой мужчина – тоже “сотрудник банка”, предложил ей позвонить в банк и удостовериться, что, действительно, идут какие-то движения денег на ее счете.

– Это была моя первая ошибка. Я тогда не знала, что нужно было выключить телефон, а потом перезвонить. А я со страху перезвонила на тот же номер. Хотя перед этим меня спросили: у вас есть другой телефон? Я ответила, что нет, и тогда мужчина мне сказал: никому не набирайте и прямо сразу перезвоните в банк, не теряйте времени. Я так и сделала. И даже не подумала, что меня уже обманывают. В “банке” мне подтвердили, что звонивший действительно их сотрудник, табельный номер 3851, работает в банке с 2013 года. Мне сказали: вы полностью можете ему доверять, он хочет помочь вам не стать жертвой мошенничества. С этого момента у меня даже сомнений не возникло, что я разговариваю не с сотрудником банка, – рассказывает Наталья Матвейчук. Как не проснуться должником и не стать жертвой мошенников: советы адвоката

А дальше по уже накатанной схеме – Наталье предложили скачать некое приложение, а сотрудник “банка” пообещал, что перекинет деньги с ее депозитного счета на другой – более защищенный счет. И тут Наталья снова засомневалась и перезвонила в “банк”, где ей и подтвердили, что действуют исключительно в ее интересах, ради сохранности ее средств.

Приложение было установлено, на телефоне был и ЭЦП-ключ, с помощью которого мошенники в считаные минуты сначала сняли с депозитного счета и перевели себе на несколько счетов 1,3 миллиона тенге, а затем оформили на Наталью кредит на 1 миллион тенге.

Только после этого Наталье перезвонили и настоятельно попросили не обращаться в банк в течение нескольких дней.

– Вот тогда я поняла, что меня обманули. Это был вечер, а утром я пошла в банк и всё узнала. Я написала заявление, но с меня в банке потребовали доказательства, что действительно это было мошенничество и что не я сама сняла депозит и оформила кредит. Я обратилась в полицию, там меня попросили принести выписку с расчетного счета из Нацбанка. Изучив все документы, следователь вынес постановление о признании меня потерпевшей, а кредита – мошенническим.

К слову, в списке входящих вызовов, который я запросила у оператора, не было ни одного номера, с которого мне звонили. Как потом мне объяснили, номера были виртуальными. У меня вопрос к банку: почему, увидев такую бурную онлайн-активность на счете, никто временно не заблокировал выплаты по картам? Это называется защитой онлайн-пользователей! Банки тем самым мажут хлеб медом мошенникам, а мы, доверившие свои денежные средства банкам, страдаем, – говорит женщина.

Несмотря на постановление полиции, в банке Наталье отказали в закрытии кредита. И тогда она обратилась в суд. Городской суд решил – договор о предоставлении кредита, а также договор страхования жизни (его мошенники также предусмотрительно оформили на Наталью) признать недействительными. Однако банк подал апелляцию в областной суд, и там отменили решение первой инстанции. Сейчас Наталья отстаивает свои права в Верховном суде, ждет первого заседания.

– Меня постоянно мучает вопрос: откуда мошенники знали мои личные данные, откуда они могли взять эту информацию? Скорей всего, от работников банка – нынешних или бывших. А банк не хочет признавать, что онлайн-система очень ненадежна. Сейчас мне не начисляют пени, и по кредиту я не плачу – отнесла в банк письма о том, что идет судебный процесс и окончательного решения пока нет. На возврат денежных депозитных средств, которые у меня украли, мы не подали иск, сейчас главное – закрытие кредита. В банке недавно мне сказали, что могут заморозить мой кредит на 3 месяца, только если я оплачу всю набежавшую сумму – а это около 400 тысяч тенге. Но я отказалась. Если я сейчас начну оплачивать, то тем самым соглашусь, что это мой кредит, но он не мой и оплачивать его я не собираюсь, – говорит Наталья.

По данным областного департамента полиции, с начала года по региону зарегистрированы 618 фактов мошенничества, из них интернет-мошенничества – 382 случая. В прошлом году – 392 и 165 фактов соответственно. В этом году по 229 фактам приняты решения. Какие именно решения, в полиции не уточнили.

P.S. На днях меня так же “осчастливили” своим звонком мошенники. Звонили двое с разницей всего в полчаса. Сначала женщина утверждала, что с моего счета в банке кто-то пытается перевести деньги, но после моих слов о том, что у меня на счету ноль тенге, она бросила трубку.

Второй звонок был от “следователя отдела полиции города Нур-Султана”. Он утверждал, что мой некий родственник, Золотых Павел Петрович (у меня таких родных отродясь не было), вчера пришел в банк и рассказал, что я нахожусь на лечении в столичной клинике и мне срочно нужны деньги, а значит, нужен кредит. Меня уверили, что кредит он не получил, но вот сомнения у “полицейских” остались. Пытаясь “уберечь” меня от мошеннических кредитов, сотрудник отдела пытался узнать, кому я могла слить свои личные данные и в каких банках у меня есть счета. Разговор мгновенно закончился, когда я сказала лжеследователю о том, что ни одного счета и ни одной карты на мое имя не зарегистрировано.

АКТАУ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи