Поколение толстых, больных и депрессивных: Алматы может остаться без детских летних лагерей - Караван
  • $ 478.96
  • 533.03
+6 °C
Алматы
2024 Год
19 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Поколение толстых, больных и депрессивных: Алматы может остаться без детских летних лагерей

Поколение толстых, больных и депрессивных: Алматы может остаться без детских летних лагерей

Мы его получим, если ничего не будем менять! Причина – затянувшееся обучение в режиме онлайн, запреты на работу спортивных секций, бассейнов, баз отдыха. Еще неизвестно – будут ли этим летом работать загородные лагеря вокруг Алматы.

  • 27 Мая 2021
  • 1068
Фото - Caravan.kz

Здоровьем, эмоциональным состоянием и досугом порастающего поколения всерьез обеспокоена член комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при акиме южной столицы Клара ЛЕТНИКОВА: "Где ребенку лучше – в загазованном городе с телефоном в руках или на свежем воздухе?"

Кстати, судьба многих лагерей тоже висит на волоске!

"Пандемия подкосила выстроенную годами систему"

Учебный год позади, и родители в панике – чем занять детей? Где и как оздоровить подрастающее поколение, просидевшее целый год в обнимку с гаджетами? В доковидный период хорошим вариантом был школьный лагерь, а если отправил ребенка на пару недель в загородный – вообще идеальный.

Бывший председатель Алматинского союза профсоюзов, ныне – член комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при акиме г. Алматы Клара ЛЕТНИКОВА больше 28 лет занималась летними лагерями.

Рассказала, что до 1994 года в окрестностях южной столицы работало 53 пионерлагеря, большинство из них принадлежало крупным предприятиям. За счет средств госсоцстрахования оплачивался труд обслуживающего персонала, вожатых, коммунальные услуги, содержались домики. А вскоре с закрытием фабрик, заводов, смене формы собственности осталось всего 4 лагеря – "Горное солнце", "Юный домостроитель", "Таусамал" и "Огонек". Самое ужасное, что мы снова можем прийти к этим показателям!

– Поднимали их порой на пустом месте, – вспоминает Клара Артемовна. – В 2016 году вокруг Алматы было уже 32 лагеря. Пришло понимание – насколько дети будут здоровы, продвинуты, настолько в будущем это поколение возьмет на себя вопросы экономики, государственного управления. Пандемия подкосила выстроенную годами систему отдыха.

Да и образования тоже – спросите любого родителя, чей ребенок часами вынужден пялиться в телефон или компьютер. В соцсетях целые группы родителей не раз поднимали тему возвращения детей в школы.

Подвижные игры, горный воздух – сплошные плюсы

Каждый год пионерские лагеря южной столицы принимали 28–32 тысячи детей из Алматы, Алматинской области, западных регионов страны. Гостей из других городов обязательно возили на экскурсию на Медеу, Шымбулак, Капшагай.

 Ежегодно акиматы города и области выделяли средства на отдых, оздоровление детей из малообеспеченных, многодетных семей, детей-сирот – примерно 4 000 человек. Серьезное подспорье! А в лагере "Горное солнце" отдыхали слабовидящие дети. Многие лагеря по договоренности бесплатно выдавали определенное количество путевок.

– Очень хорошо, что главный санитарный врач Алматинской области принял решение – с 15 июня открывать детские оздоровительные лагеря, – продолжает Клара Летникова. – Город почему-то считает: если ребенок будет сидеть в четырех стенах, он будет здоров. Учебный процесс прошел в домашних условиях, запыленном городе – ни физкультуры, ни подвижных игр. Какое это оздоровление? В лагеря всегда принимали только при наличии медсправки. Свежее питание, подвижные игры, мероприятия на открытом горном воздухе. Дружба, родившаяся там, порой оставалась на всю жизнь. Как видите, сплошные плюсы!

"В долгах как в шелках"

Поговорили мы и с руководителями детских лагерей. Они готовятся к открытию, хотя никто толком не знает, как пройдет сезон.

Жанар КУАТБЕКОВА возглавляет спортивно-оздоровительный лагерь "Алматау" более 10 лет. Говорит, ежегодно он был полный, приезжали даже дети с Мангистауской области:

– Мы находимся на высоте 1 860 метров над уровнем моря, это турбаза советского типа. Предлагаем активный отдых – походы, игры. Даже просто ходьба туда-сюда благотворно влияет на здоровье, у детей открываются легкие, повышается иммунитет. Родители всегда говорили – когда дети у нас отдыхают, период ОРВИ, гриппа переносят хорошо.

– Как лагерь пережил пандемию?

– Тяжело. Практически все лагеря арендованы на базе турбаз, санаториев. Я год платила аренду. И хотя в локдаун арендную плату убрали, лагерю не разрешали работать. Точнее, разрешали работать турбазе, но только в будние дни. А когда люди едут отдыхать? В выходные! В праздники тоже закрывали. Финансово пострадали сильно. Я в долгах как в шелках. Сотрудников распустили, и теперь набирать новых очень тяжело. Надеемся, в этом году нам разрешат работать. Работают же рестораны, торговые центры, а во дворах жилых комплексов больше детей, чем бывает у нас в лагере.

Директор детского оздоровительного лагеря "Юный домостроитель" Эльдар ЧУКАБАЕВ работает здесь с первых дней его открытия – уже 56 лет:

– Начинал вожатым, затем – старшим вожатым, после – начальником, сейчас директор ТОО. Лагерь переживал сложные времена, но спрос на отдых был всегда! В бывшем Союзе 50 процентов детей в лагерях отдыхали. Здоровье поправляли, кругозор расширяли.

Посмотрел по новостям – в России каждому родителю государство компенсирует 50 процентов на отдых для ребенка. А у нас ставят препоны. Заставляют каждого сдавать ПЦР-тест за 7 000 тенге. Путевка в наш лагерь стоит от 26 до 34 тысяч тенге за 7 дней, в зависимости от сезона. И платить дополнительно 7 тысяч многим родителям накладно.

"Родители, дети устали сидеть дома"

Руководитель скаутского лагеря "Маугли" Павел БОНДАРЕНКО рассказал, что на протяжении более 18 лет в лагере отдыхали почти одни и те же дети – вначале приезжали совсем маленькими, а после уже подростками:

– Мы водили детей в походы, они опыта набирались, обучались навыкам оказания первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях, скалолазанию, бережному отношению к природе, разводить костер и так далее. Начинали с палаток, потом домики построили. В прошлом году лагерь не работал. Персонал уволили, выхода не было. Этот год – под вопросом. Казахстанские школьники стремительно деградируют: что происходит

Лагерь "Лесная сказка" (Алматинская область) предлагает детям совместить отдых в горах с образовательной программой – изучением английского языка в непринужденной обстановке, у костра, во время игр, что гораздо эффективнее. Здесь тоже очень надеются, что сезон состоится – родители буквально обрывают телефоны.

– Прошлый год – фиаско для нас и большая боль, – говорит руководитель языковой школы "Study Room" Василий КОВЫЛИН. – Мы планировали организовать лагерь, но все закрыли. Сделали возврат денег родителям. Но потратились на зарплату сотрудникам, рекламу, и эти деньги невозможно восполнить. Готовимся к приему детей. Родители, дети устали сидеть дома.

Колоссальный удар по психике

Психолог Наталья ИМТОСИМИ заметила: с переходом школ на онлайн-обучение, введением ограничений ей чаще приходится общаться с молодыми людьми, у которых началась депрессия:

– Многие оказались отрезаны от мира. Это тяжело для взрослого, а для развивающейся личности – колоссальный удар по психике. Наверное, не стоит говорить о перенапряжении, которое в течение года испытали родители, дети, учителя. Быть в этой атмосфере для ребенка невыносимо! Поэтому лето должно быть полноценным, чтобы восстановить ребенка, подготовить его к новому учебному году. Он должен заводить новых друзей, получать навыки поведения в обществе, контактировать с природой. Чем хорош летний лагерь? Это – организованный и продуманный отдых. В целом дети в таких поездках становятся более независимыми, уверенными, учатся добиваться успеха. Не стоит забывать и о том, что Казахстан лидирует в мире по подростковому суициду. Если мы не будем грамотно организовывать обучение, отдых детей, вовлекать их, влиять на их восприятие жизни, они начнут вовлекаться в другую жизнь. Итог может быть страшный…

Хочется напомнить и об опасности гиподинамии – это бич современности.

От редакции. Очень беспокоит и такой момент, который затронула Клара Летникова. Она говорит, что с закрытием лагерей идет масса звонков от людей, желающих выкупить их ухоженные территории. Можно лишь предположить, что там хотят построить – элитные городки, отели, сауны?

– Если второй год лагеря не будут работать, они вынуждены будут закрыться, – вздыхает Летникова. – Мы потеряем территории, кадры, и начинать с нуля будет тяжело!

Надеемся, министр образования и науки РК, главные санитарные врачи страны и г. Алматы прочитают этот материал. Просто задумайтесь – в кого может превратиться целое поколение казахстанцев?

АЛМАТЫ