Опубликовано: 142400

Пока население дерется в магазинах из-за сахара, в страну его беспошлинно ввозят программисты и строители

Пока население дерется в магазинах из-за сахара, в страну его беспошлинно ввозят программисты и строители Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Пока население дерется из-за сахара в магазинах, а кондитерские фабрики, линии по производству газировок и сахарные заводы на грани если не закрытия, то простоев из-за нехватки сырья, квоты на его беспошлинный ввоз получают программисты и строители.

Сахар как бы есть…

Есть у народа примета: богатый урожай ягод – к подорожанию сахара. Но в этом году проблемы начались еще до поры цветения плодовых: в марте Москва запретила вывоз сахара из РФ даже в страны ЕАЭС. А на наших прилавках почти половина сахара – российского производства. Отечественные сахарные заводы вроде как производят 43 процента необходимой продукции от потребности, но из местного сырья, то есть из выращенной казахстанскими фермерами сахарной свеклы, – всего 7 процентов. Остальное – на основе импортного сахара-сырца.

В общем, то, что цены на сахар вырастут, люди поняли еще в начале весны и поспешили в магазины. Но и продавцы не дураки – большинство успели поменять ценники. После коротких, но эффективных переговоров чиновников с торговыми сетями в некоторых магазинах цены на сахар всё же зафиксировали на отметке 320 тенге за килограмм. Однако к концу весны срок договоренностей истек. Теперь цена на песок в магазинах колеблется от 460 до 500 тенге за килограмм, но есть он далеко не везде. При этом в торговых точках, не связанных никакими обязательствами с акиматами, сахар продают и по 750, и по 800 тенге за килограмм.

Госорганы в это время стараются всех убедить, что никаких проблем с сахаром в Казахстане нет. И минсельхоз, и минторговли рапортуют о том, что по стране едут 152 вагона с сахаром, вот-вот, если не уже, – и он окажется на прилавках.

Вместе с тем, отвечая на вопросы журналистов, председатель комитета торговли МТИ Ержан КАЗАНБАЕВ пытается прикинуться совсем уж простачком, предпочитающим чай без сладкого:

– Почему народ скупает, я вам не могу ответить, это вам надо к ним обращаться. У нас сейчас сахар в достаточности. Зачем покупать пять килограммов, когда мы его и так не едим? Надо покупать по потребности сахар, – призывает он соотечественников.

Но люди у нас предпочитают не чиновников слушать, а смотреть по сторонам. А народная примета не подвела: урожай ягод в этом году и впрямь ожидается неплохой. В северных регионах за цветами на вишне и яблонях не было видно листвы. Вот только будет ли сахар, чтобы варить варенье?

Свой сахар будет через пять лет

Министр сельского хозяйства Ербол КАРАШУКЕЕВ, отрицая дефицит сахара в стране, обещает: еще немного – и Казахстан в 7 раз увеличит производство сахарной свеклы. И уж тогда-то нам никакие запреты соседей страшны не будут. Чтобы это сделать, нужно, по словам министра, всего ничего – решить проблему с поливной водой в Алматинской и Жамбылской областях, а также увеличить субсидии.

Вот только потребуется на это не менее 5–6 лет.

Впрочем, фермеры в план аграрного ведомства очень хотят верить.

– В последние годы выращивание сахарной свеклы становится всё выгоднее: мы продаем ее заводу по 30 тенге за килограмм. Точнее, 15 тенге нам платит завод, 15 – минсельхоз в виде субсидий. Еще пару лет назад цена была 8 тенге за килограмм – вот и считайте. Есть лишь один по-настоящему сложный фактор – вода. Свеклу надо много поливать. Обещают бурить скважины и давать нам эту воду. Когда это случится, можно будет говорить о существенном увеличении посевных площадей, – рассуждает глава КХ “Трансфер” из Меркенского района Владимир БОНДАРЕНКО.

Сейчас же фермеры, выращивающие сахарную свеклу, практически полностью зависят от того, сколько воды спустят вниз по течению из Кыргызстана.

На фоне вечной нехватки воды средняя урожайность корнеплода – менее 300 тонн с гектара, хотя есть образцовые хозяйства, способные давать и по 500, и по 800 тонн. Но этого в масштабах страны всё равно очень мало.

Дольче вита всё дороже

Как считает глава Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности Айжан НАУРЗГАЛИЕВА, ажиотаж в социальных магазинах создают сами люди, а подогревают истерию СМИ, тиражирующие кадры драк за сладкий товар.

– Сейчас работают два завода – Коксуский и Таразский. Заводы получили сахар-сырец и сейчас его перерабатывают. На днях должен запуститься Меркенский сахарный завод. Если всё будет благополучно, то в июне эти три завода дадут рынку порядка 45 тысяч тонн сахара. Точно такой же объем должен быть в июле и августе, – рассказывает она.

Это больше, чем выпускали казахстанские заводы в прошлом году, но тогда и потребности такой не было: поставщики из России и Беларуси покрывали потребность рынка. Теперь их нет. Но, как подчеркивает спикер, населению сахара хватит.

Вопрос лишь в цене.

Фото Тахира САСЫКОВА
Фото Тахира САСЫКОВА

– Тот сахар, который будет поступать сейчас, он однозначно дороже. Причин для этого несколько. Во-первых, сырец – это биржевой товар. И цена на него регулярно меняется. Сейчас она, к примеру, 420 долларов за тонну. Сюда также стоит приплюсовать стоимость логистики, которая изменилась и удлинилась. Если раньше перевалка осуществлялась в Новороссийске (Россия), то сейчас – в Батуми либо в Поти (Грузия). То есть сейчас сырец идет по Грузинской железной дороге, потом по Российской, потом по Казахстанской. Во-вторых, за проход по Черному морю судовладельцы стали требовать военную премию, которая составляет 30 долларов за тонну, – перечисляет Айжан Наурзгалиева причины подорожания песка.

Сейчас заводы отпускают сахар по 450–460 тенге за килограмм с доставкой. Эта цена пока выросшие затраты на сырец и его доставку покрывает.

Вместе с тем появилась еще одна неожиданная проблема. После переговоров в рамках ЕАЭС Казахстану был разрешен беспошлинный ввоз 250 тысяч тонн сахара белого и сырца, в том числе – из третьих стран. В конце апреля была распределена первая половина этого объема.

– Минсельхоз распределил эту квоту совершенно нелогично. Сахарным заводам одобрили что-то около 9 процентов от запрошенных объемов. Например, “Аксу Кант” делал заявку на 30 тысяч тонн. Одобрили всего 2 377 тонн. И так – у всех. Как нам объяснили, приоритет отдали тем, кто завозит сахар белый, так как надо организовать поставки в магазины. При этом среди тех, кто получил квоты на беспошлинный ввоз сахара, есть как компании, которые давно работают на рынке пищевых продуктов, так и те, которые никогда не занимались поставкой продуктов питания, а также те, кто на протяжении последних двух лет не уплачивал налоги, – рассказывает Наурзгалиева.

Между тем, если сахарным заводам вдруг не хватит сырца или он прибудет не вовремя, есть риск их остановки. А это не просто выключить свет в офисе и закрыть дверь на ключ. День простоя обойдется предприятию примерно в 60 миллионов тенге.

Без конфет и газировки

Жалуются на возможные риски закрытия предприятий и отрасли, зависимые от сахара практически полностью.

– Я бы не хотела сеять панических настроений, но запасов осталось меньше чем на месяц. И если мы в течение этого времени не найдем сырья, риск остановки достаточно высок, – признается глава Ассоциации кондитеров РК Лаура БЕРГИБАЕВА.

По ее словам, в отрасли занято около 10 тысяч человек. И, если сахарная проблема не решится в самые короткие сроки, им всем придется несладко.

– У нас сложилась очень трудная ситуация: сахар вроде есть, но его выдают только в рамках суточной потребности. У нас есть компании, которые просто не имеют оборотных средств для выкупа сахара, а казахстанские поставщики работают только по 100-про-центной предоплате, – рассказывает о том, как живется производителям лимонадов глава Ассоциации производителей безалкогольных напитков Алия МАМЫТБАЕВА.

Обе женщины вместе со всеми членами их ассоциаций уповают лишь на чудо в виде распределения квот на оставшиеся 125 тысяч тонн беспошлинного сахара.

– При распределении первой части квот переработчикам были одобрены очень незначительные объемы. Это значит, что многие предприятия будут вынуждены импортировать сахар с уплатой таможенной пошлины в размере 340 долларов на тонну. Это, конечно, отразится на цене готовой продукции, – признается Лаура Бергибаева.

При этом она тоже отмечает: в этот раз право на беспошлинный ввоз сахара получили компании, которых ни она, ни коллеги ранее среди трейдеров не видели.

Кто первый в очереди за сладким биткойном?

Решили пристально изучить список счастливчиков, которым разрешено ввозить сахар-песок в страну без пошлин, и мы. Благо, что публиковать такого рода документы госорганы обязаны в открытом доступе.

В списке – 36 компаний. Больше всего песка – чуть более 19 тысяч тонн – имеет право завезти государственное АО “Продкорпорация”. Тут всё понятно: в стране дефицит, ажиотаж и паника, кто, как не государство, должно снижать градус напряжения? На втором месте с правом ввезти в страну почти 16 тысяч тонн сахара – ТОО “КаИс Инвест”, компания, которая поставкой пищевых продуктов на рынок занимается много лет. Но уже на третьем месте – темная лошадка.

Более 14 тысяч тонн сахара привезет в Казахстан ТОО “HORECAHUB”. В прошлом году основным видом деятельности фирмы, созданной менее двух лет назад, значилась “разработка программного обеспечения”, однако в середине марта этого года ОКЭД был изменен на “оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации”.

Что это – удачное совпадение или не надо быть айтишником, чтобы посчитать выгоду от социально значимого товара на волне ажиотажа?

Есть среди тех, кто получил квоту, и другие не совсем профильные компании. К примеру, ТОО “Есиль ТЭК” и ТОО “Invest Stroi Group”. Обе фирмы вроде бы должны, согласно своему основному виду деятельности, заниматься строительством. Но получили право на беспошлинный ввоз почти 10 тысяч и почти 2 тысяч тонн сахара. Может, строители просто впопыхах заявку подали, песок перепутав?..

Как бы то ни было, но такие объемы для беспошлинного ввоза не получили многие переработчики. К примеру, из кондитерских фабрик больше всех досталось АО “Баян Сулу” – 4,3 тысячи тонн, а среди производителей лимонада самое успешное – ТОО “RG BRANDS Kazakhstan”, которому разрешили привезти 2,4 тысячи тонн сахара. Чуть больше, чем строителям.

В минсельхозе уверяют: всё по закону – квоты распределены согласно поданным заявкам и утвержденным правилам.

Вот только не получится ли примерно той же истории, какая случилась в пандемию, когда поставками масок для страны стали заниматься все, у кого хватило смекалки? Кто-то, конечно, тогда неплохо заработал, продавая их втридорога. Но были ведь и те, кому потом пришлось объясняться с правоохранительными органами.

Понимают это айтишники и строители, спешно решившие спекулировать сахаром? Да и смогут ли они, в принципе, его найти в мире?

– В мире тоже непростая ситуация: крупнейший экспортер сахара – Бразилия – в этом году сократил экспорт, так как они направляют тростник на производство этанола. Это значит, что в обозримом будущем проблема с получением сырца может усугубиться. Это опасно еще и тем, что не все, кто получил квоту на беспошлинный ввоз сахара, смогут его найти на внешних рынках. Везут сахар из Индии. Но из Индии очень сложная логистика, а это, естественно, удорожание, – предупреждает Айжан Наурзгалиева.

И, что самое забавное, – взвинтил казахстанские цены на сахар запрет РФ на экспорт. Он введен до 31 августа. Это значит, что уже 1 сентября в казахстанские магазины могут хлынуть тонны дешевого российского сахара. И все, кто сейчас в спешке закупит сахар-песок в Индии или других странах, останутся со своим дорогим сахаром не у дел.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи