Опубликовано: 1500

Поехать на рыбалку и пропасть навсегда: что может случиться во время отдыха на природе Фото - Тахир САСЫКОВ

Криминогенная ситуация на водоемах Алматинской области по сравнению с тем, что творилось раньше, существенно улучшилась: теперь там никого не грабят и никто не пропадает без вести. В этом заслуга нового руководства местного департамента полиции и ГОВД города Капшагая.

Недавно сотрудники Капшагайской природоохранной полиции ДП Алматинской области вместе с инспекторами по охране рыбных запасов РГУ “Алматинская областная территориальная инспекция лесного хозяйства и животного мира” провели рейд. В ходе патрулирования полисмены задержали двух жителей Талгарского района, которые на моторной лодке ставили мелкоячеистые сети. В итоге лодку, выловленную рыбу и снасти конфисковали, а самих нарушителей привлекли к уголовной ответственности по ст. 335 УК РК “Незаконная добыча рыбных ресурсов”.

Конечно, браконьерство – тоже преступление, но его нельзя сравнить с нападениями и грабежами на берегах Или, которые лет 15 тому назад были делом вполне обычным.

НАПАДАЛИ, ИЗБИВАЛИ И ГРАБИЛИ

Помнится, тогда в редакцию газеты “КАРАВАН” пришли граждане, которые утверждали, что у потерпевших отбирали деньги, рыболовные снасти, мобильные телефоны и палатки. Причем иногда нападение этим не ограничивалось: несколько человек на Или пропали без вести.

Естественно, мы решили проверить эту информацию и выехали в город Капшагай. Там местные жители рассказали нам, что трое жителей Алматы уехали на рыбалку и не вернулись. Лишь спустя 2 месяца их джип нашли в реке водолазы. Он лежал в яме глубиной 12 метров, а куда делись трое приятелей, неизвестно до сих пор.

Судя по рассказам потерпевших, налетчики превратили грабежи в прибыльный бизнес. Об одном из таких нападений нам рассказывал алматинец по имени Владимир:

– Мы с моей супругой и двумя друзьями решили отправиться на рыбалку. К плотине, туда, где река вытекает из Капшагайского водохранилища, нас подвез знакомый. На следующий день он обещал нас забрать. Мы направились к месту рыбалки по правому берегу реки и разбили палатки в 5 километрах ниже по течению. На следующий день к нам подошел пожилой мужчина со сломанным носом и осторожно стал выспрашивать, откуда мы приехали, нас четверо или остальные куда-то ушли? И если да, то когда они вернутся? Потом он начал выпрашивать у нас деньги, якобы чтобы купить лекарство больной матери. Однако мы ему не поверили, и он ушел. Но перед этим пригрозил, что приведет своих дружков, и тогда нам не поздоровится.

Примерно через час появились пятеро незнакомцев. Один из них, с татуировками на руках, которого остальные называли Пельменем, принялся по-хозяйски перебирать наши рыболовные снасти.

Непрошеные гости обнаглели до такой степени, что прямо у нас на глазах начали делить удочки и спиннинги. По их словам, они крепко связаны с криминалитетом города Капшагая, и поэтому считали себя хозяевами на берегах Или.

В ответ на просьбу оставить нас в покое один из гопников заявил, что если я не замолчу, то они заберут у нас не только снасти, но и женщину. То есть мою супругу. Этого уже я стерпеть не мог и, вытащив из кармана травматическое средство самообороны “Стражник” (у меня имелось на него разрешение), пригрозил их перестрелять. В ответ они нам сказали, что у них тоже имеются волыны (на уголовном жаргоне это огнестрельное оружие). Но, видимо, наша решимость защищаться и “Стражник” в моих руках их немного отрезвили. Они оставили в покое наши снасти и, ругаясь, ушли. Но напоследок обещали: “Мы еще вернемся и отправим вас всех “поплавать!”.

Я так понял, что они грозят нас всех убить, а потом утопят. Естественно, мы не стали этого дожидаться и, быстренько собравшись, пошли в сторону города Капшагая. Здесь к нам присоединился знакомый. Как выяснилось, он нарвался на наших гостей, и те отняли у него деньги и даже… сняли старые кроссовки! Ему пришлось ехать в Алматы в носках.

К сожалению, почти никто из потерпевших в полицию тогда обращаться не стал. Почему? Как пояснил Владимир, они были рады, что остались целыми и невредимыми.

ХИЖИНА ДЯДИ ПЕЛЬМЕНЯ И БОРДЕЛЬ “МЕЧТА РЫБАКА”

Когда мы пришли в ГОВД Капшагая, нас встретил его начальник – полковник полиции Данияр Кезербаев. Он сказал, что как раз собирался провести на берегах Или очередной рейд. В оперативном мероприятии приняли участие участковые инспекторы, сотрудники миграционной полиции и оперативники уголовного розыска. Полковник Кезербаев разрешил присоединиться к группе и нам.

Каждому полицейскому выдали табельное оружие – пистолеты Макарова и автоматы Калашникова АКС-74-У.

Идти нам пришлось по узенькой тропинке вдоль правого берега реки. Примерно через 3 километра в лощине мы увидели странное сооружение. Маленькая и приземистая хижина, кое-как слепленная из подручных досок и камней. Хозяев нигде не было видно. Вероятно, заметив нас издали, они решили скрыться. Зато на крыше домика сушились… кроссовки! По описанию те самые, похищенные у незадачливого туриста.

Внутри хижины мы увидели печь-буржуйку, колченогий столик, железную койку и топчан. Всё это имущество охранял крошечный щенок. Осмотревшись, мы отправились дальше. И на 8-м километре наткнулись еще на одно жилье. По сравнению с первым его можно было назвать дачным домиком. Во дворе находился навес, под которым стояли две железные койки и дощатый стол, а рядом коптильня для рыбы. Из дома выскочили пожилая женщина, две девушки в купальниках и молодой человек. По выражению их лиц мы поняли, что наше появление восторга у них отнюдь не вызвало.

Владелицей дома оказалась некая тетя Валя. Она сказала, что живет здесь уже давно, а раньше работала на водно-спасательной станции. “Мы выбираемся в город Капшагай только за пенсией и чтобы продукты купить. А здесь ловим рыбу и продаем ее в кафе на трассе”, – заявила женщина.

Государственного акта и документов на строение у нее, конечно, не оказалось. Сотрудники полиции, быстренько опросив обитателей дома, выяснили, что тетя Валя сдает одну из комнат отдыхающим и фактически занимается сводничеством. В ответ на укоризненные замечания оперативников тетя Валя, хихикнув, призналась, что ее домик давно известен многим алматинским любителям природы как бордель на природе.

– Люди зовут мой дом “мечтой рыбака”! – гордо заявили хозяйка.

Обе девицы являлись, так сказать, обслуживающим персоналом.

Сделав старушке внушение, полицейские потребовали, чтобы она немедленно вернулась в свою квартиру в городе Капшагае.

Переговорив с парнем, оперативники выяснили, где сейчас скрывается Пельмень. Оказывается, он вместе с приятелями жил в той самой хижине, где мы нашли кроссовки!

ОТДЫХАТЬ ЛУЧШЕ КОМПАНИЕЙ, ТАК ВЕСЕЛЕЕ И БЕЗОПАСНЕЕ!

Вернувшись, к хижине, оперативники Капшагайского ГОВД задержали не только Пельменя, но и его напарника по прозвищу Плотник. Отпирались они недолго, и Пельмень сознался в грабеже. Кроме того, он сообщил, что здесь рыли землянки бомжи и граждане, недавно освободившиеся из колоний в поселке Заречный. Те, которым некуда идти и которых никто нигде не ждет. По сути, такие же, как и Пельмень с Плотником. Причем среди бывших зеков были не только воришки и налетчики, но и убийцы.

Поделив берега реки на участки, они ловили рыбу, которую потом продавали проезжающим или же сдавали в городские кафе и магазины. Но при случае не брезговали кражами и грабежами.

– Но мы никогда никого даже пальцем не трогали! – утверждал Пельмень. – Просто просили людей поделиться, а они нам сами свои вещи отдавали.

Тогда начальник ГОВД Капшагая полковник Кезербаев со страниц нашей газеты советовал гражданам немедленно обращаться в полицию в случае какого-нибудь инцидента.

Судьбу задержанных Пельменя, Плотника и других должен был решить суд. Однако Владимир, как и его знакомый, у которого Пельмень отнял кроссовки, заявили, что они… претензий ни к кому не имеют! Короче говоря, испугались. Но если потерпевшие не обращаются в полицию и отказываются писать заявления, то как наказать преступников? Не поэтому ли илийским налетчикам удавалось выходить из воды сухими?

Даже сейчас, когда полиция очистила берега реки от асоциальных элементов, рыбакам и туристам все-таки не надо ездить на Или в одиночку. Куда лучше шумной компанией в 10–15 человек. И хотя сейчас там вроде бы тихо и никого не грабят, расслабляться, уважаемые сограждане, всё же не следует. А если что – сразу же обращайтесь в полицию!

АЛМАТЫ

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи