Опубликовано: 3700

Под вывеской салона красоты в Казахстане много лет успешно функционирует криминальный бизнес

Под вывеской салона красоты в Казахстане много лет успешно функционирует криминальный бизнес Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

В шахтерской столице набирает обороты новое движение. Карагандинки, в разное время ставшие жертвами бьюти-маркетинга, пытаются доказать: на извечном женском стремлении к совершенству в городе построен и много лет успешно функционирует криминальный бизнес. А правоохранительные органы не спешат пресечь на корню деятельность этих, по сути, финансовых пирамид.

В марте этого года в Казыбекбийском районном суде № 2 было рассмотрено рядовое, на первый взгляд, дело.

Четверо карагандинцев – Рустам РАСУЛЕВ, Жанна ЖАХИНА, Инна РУДОМЕТКИНА и Акерке САЛЫБАЕВА – обратились в суд с иском об установлении трудовых правоотношений и взыскании заработной платы с ТОО “LA VITA BEAUTY” и выиграли дело.

Казалось бы, что здесь особенного? Трудовые споры для гражданского суда – не редкость. Однако решение судьи Динары ТЕГЖАНОВОЙ стало точкой опоры для множества карагандинок, в разное время лишившихся своих денег в центрах красоты. Тех, что действовали под разными вывесками и вогнали своих жертв в кредитную кабалу. Но обо всем по порядку…

"Красивое" мошенничество

В прошлом году следственным отделением Центрального отдела полиции Караганды было возбуждено уголовное дело по статье “Мошенничество” в отношении руководства центра эстетической медицины “Beauty KRG”. Тогда 162 карагандинки обратились в право-охранительные органы, заявив, что были обмануты персоналом этой организации. Большинство из них в салон попали по телефонному приглашению – на бесплатный пробный сеанс.

А там ласковые косметологи убедили их правдами и неправдами оформить кредит на услуги клиники – онлайн, через мобильное приложение банка.

Даже опомнившись от морока, посетительницы медцентра не могли вернуть свои деньги. А потом клиника и вовсе закрылась. Ее клиентки остались ни с чем. Предварительная сумма ущерба, по данным департамента полиции Карагандинской области, составила около 25 миллионов тенге.

Кстати, чуть позже к обманутым клиенткам медицинского центра присоединились и бывшие сотрудники. Около 25 косметологов, массажистов, психологов и иже с ними руководство клиники кинуло еще на несколько миллионов тенге, не выплатив заработную плату – кому за полгода, кому и больше. Попытки отстоять право на свои заработанные деньги в суде оказались не слишком удачны. Из 25 человек, обратившихся в суд, выиграли только пятеро. Большинство из сотрудников фирмы не имели на руках трудовых договоров. Но даже те, кто получил на руки решение суда в свою пользу, не смогли добиться возврата денег. И потому были вынуждены пойти по стопам обманутых клиенток – обращаться с заявлением о возбуждении уголовного дела в правоохранительные органы.

Тогда попытки пострадавшей стороны доказать незаконность самого существования подобного вида бизнеса ни к чему не привели. Правоохранительные органы, СЭС, департамент по защите прав потребителей, управление здравоохранения, департамент медицинского и фармацевтического контроля пришли к единодушному мнению: да, деятельность TOO “Beauty KRG” во многом противоречит нормам закона. Но, как пресечь подобную деятельность на корню, никто не задумался.

Бесплатный крем бывает только в мышеловке?

А ведь поводов к подобным раздумьям было более чем достаточно. Центр эстетической медицины “Beauty KRG” возник не на пустом месте. До него существовал медицинский центр “PLAZA” (ТОО “BM KARAGANDA”), где общая схема деятельности один в один повторяла тот, что в своих показаниях следователям описывали обманутые клиентки и кинутые сотрудники “Beauty KRG”.

Жертвы заманивались в косметологическую организацию по телефону. Звонившие сулили им неслыханные бонусы и бесплатные процедуры.

Пришедшим на пробный сеанс карагандинкам сотрудники давали возможность почувствовать себя королевами, а затем “ловким движением руки” помогали оформить кредиты на сотни тысяч тенге. Насколько уровень предоставляемых фирмой косметических услуг соответствовал цене – большой вопрос. В любом случае, вернуть свои деньги передумавшим клиенткам, как правило, не удавалось. Чтобы в этом убедиться, достаточно загуглить название любой из вышеупомянутых фирм. Масса отзывов обманутых карагандинок в Интернете станет “путеводителем” для сомневающихся.

Лет 7 назад я сама едва не попалась на крючок аналогичной организации. Мягкий женский голос в телефонной трубке сообщил тогда, что одна из моих подруг оставила для меня подарочный сертификат в косметологическом центре “DeSheli”, и пригласил воспользоваться им. Придя по указанному адресу, я была встречена со всеми возможными почестями сотрудниками центра. Препровождена в уютный кабинет, где на каком-то непонятном аппарате косметолог проверила состояние моей кожи, нанесла несколько кремов и маску, а затем порекомендовала немедленно приобрести супермегаэлитную косметику, стоимость которой приравнивалась к цене старенькой машины – 300 тысяч тенге. В ответ на изменившееся выражение моего лица девушка стала уверять, что женщина не должна ничего жалеть для себя, любимой, и обещала посодействовать в получении кредита на приобретение кремов и эмульсий. Благо, тогда мобильных приложений банков еще не существовало, и я смогла уйти оттуда без потерь для своего бюджета.

Аттракцион неслыханной щедрости

А вот клиенткам существующих ныне подобных косметологических организаций повезло меньше.

– В июле прошлого года мне на сотовый телефон позвонил парень и сказал, что подруга оставила для меня подарочный сертификат в косметологическом центре, – рассказала карагандинка Виктория КОБДИКОВА. – Спросил, когда я смогу приехать за ним. Я ответила: “Только после работы”. Парень сказал, что они работают до 20.00 и будут ждать меня. На следующий день прямо сразу после 6 вечера мне стали звонить из этой косметологии: “Вы едете? Вас встретить?”. Встретили у порога, отвели в кабинет, расписали, как тут всё чудесно, сделали парафиновые перчатки на руки. Расписали стоимость процедур – получилось 136 тысяч на год. Попросили мой телефон, а он разрядился. Его тут же поставили заряжаться. Я пошла в уборную, прихожу, а в моем телефоне уже копаются трое: парень, девушка и директор Марина. Телефон у меня не был заблокирован, они вошли, скачали приложение Jusan Bank и пытаются оформить кредит онлайн.

Увы, там кредит не одобрили. Но они не сдались и скачали приложение Kaspi Bank. Каспи одобрил только 95 тысяч. Они мне говорят: “Остальную сумму мы вам дарим”.

По словам Виктории, она была словно под гипнозом. Покорно смотрела, как чужие, незнакомые люди оформляют на нее кредит с ее телефона, и даже не спросила – зачем? Хотя в кошельке у нее лежала необходимая сумма.

– Потом мы с Мариной пошли в магазин, к банкомату. Там она мне помогла получить деньги, забрала купюры и чек и отправила на остановку.

Женщина покорно выполнила всё, что ей велели. А наутро пришло отрезвление.

– Проснулась с мыслью: “Что я натворила?!”. Позвонила директору Елене и сказала, что отказываюсь. Она поинтересовалась причиной. У меня в тот момент был онкологический диагноз, я сослалась на противопоказания. Она отреагировала спокойно: “Приезжайте вечером, напишете заявление, деньги мы вам вернем на счет”. Когда приехала и написала заявление, мне сказали: “Завтра в 11 часов вам скинут деньги на счет”. Но ни завтра, ни послезавтра, ни по сей день я денег так и не увидела.

Все попытки выяснить причины натыкались на хамство со стороны Елены, – утверждает Виктория.

– “Кто вам дал право звонить мне на мой телефон? – кричала она в трубку. – Что вы звоните и угрожаете?”. Хотя я не угрожала, а спрашивала, почему мне не возвращают деньги. Потом они с Мариной стали от меня прятаться, не отвечали на звонки. В итоге дали мне дополнительное соглашение, в котором вместо 95 тысяч должны вернуть 66 400 тенге. Как объяснили, они высчитали стоимость тех материалов, которые использовали при пробном “бесплатном” сеансе.

Уколоться и забыться?

В отличие от Виктории, Галина ПОТАПОВА пришла 5 ноября 2021 года в косметологический центр сама, по рекламному объявлению в соцсети.

– Меня интересовали всего 3 процедуры – SMAS-лифтинг, биоплазмолифтинг и пилинг, – говорит карагандинка. – Сотрудники, которые меня принимали, стали убеждать, что к этим процедурам нужна подготовка. Обещали бонусом какие-то бесплатные процедуры и т. д. Я согласилась.

Они взяли в руки мой телефон и через приложение банка онлайн оформили на меня в кредит 150 тысяч тенге.

Уровень сервиса не слишком-то устраивал Галину, по ее словам, но привязка к кредиту не давала возможности выбора. Последнюю процедуру она прошла 24 января этого года.

– Биоплазмолифтинг – это такая инъекция, в составе которой 2 компонента, – объясняет женщина. – Но у косметолога не нашлось подходящего шприца. Она сказала, что сегодня сделает один компонент, а в следующий раз – второй. При этом не спросила моего согласия, не поинтересовалась, нет ли у меня аллергических реакций.

Галина утверждает, что процедуру биоплазмолифтинга проходила раньше в другом месте, и там ее делали с анестезией. А здесь об анестезии не было и речи.

– Во время процедуры мне стало плохо, – вспоминает женщина. – Я рукой отстранила руку косметолога со шприцем и говорю: “Мне плохо. Тошнит”. Но она даже воды мне не предложила, не спросила, нужна ли помощь. Сказала: “Плазма сворачивается, мне нужно вам быстро доколоть”. И быстро доколола. Потом собрала свои вещи и удалилась из кабинета. А на вторую процедуру она меня не взяла, ее делала другая девочка. И мне опять сделали ее без анестезии.

От последней процедуры – SMAS-лифтинга – клиентка отказалась. Но ее просьба сделать перерасчет и вернуть деньги наткнулась на стену нежелания со стороны руководства клиники.

– Изначально я их спрашивала: “Если вдруг мне что-то не понравится, я могу отказаться?”. Мне ответили утвердительно. Но, когда я решила воспользоваться своим правом, Елена Дерябина очень нервничала. Взяла мой сертификат и сказала, что, помимо 150 тысяч, я должна сверху еще 80 тысяч в качестве неустойки.

Потом Галина встретила сестер по несчастью, и, объединившись, они подали на фирму в суд.

– Судебное заседание было назначено на 6 июня, но ответчики не явились, – сообщила еще одна клиентка центра “VIP BEAUTY” Дана БАЙЗАКОВА. – Заседание переносится по этой причине уже третий раз. Сомневаемся, что они подключатся к заседанию и 20 июня.

Денежный беспорядок

Судебное рассмотрение дела по иску работников косметологического центра проходило примерно так же. Ответчики в суд не являлись. Да и что они могли бы сказать в оправдание многочисленных нарушений трудового законодательства со своей стороны? 

– Хотя официально, согласно статистике, в фирме значилось 5 работников, на самом деле их количество было больше – человек 20–30, – вспоминает косметолог Жанна ЖАХИНА. – У кого-то был заключен трудовой договор, у кого-то – нет. У некоторых брали документы для оформления, но всё время кормили завтраками, так и не удосужившись узаконить трудовые отношения. Некоторым даже не предлагали официальное трудоустройство.

Жанне повезло – с ней заключили трудовой договор. Пусть даже заработная плата в нем оговаривалась гораздо меньше фактической, но этот документ впоследствии помог ей одержать победу в суде.

– А вообще, порядка в финансах у руководства центра не было, – констатирует Жанна. – Зарплату всё время задерживали, выдавали частями, всё время только наличкой, поздним вечером. Отчисления – пенсионные, подоходный налог, медстраховка, делались через раз. Я вносила их сама. Почему в бедных странах женщины красивее

По словам Жанны, в момент, когда бывшие сотрудники центра красоты, устав от постоянных обещаний руководства выплатить им причитающуюся зарплату, решили обратиться в суд, в их рядах было 20 человек. Но по разным причинам до подачи иска дошли только 4. И, хотя не у всех из них был заключен официальный трудовой договор, они смогли выйти из этой битвы победителями.

Обратная сторона бьюти-индустрии

Успех в суде бывших сотрудников косметологического центра вдохновляет обманутых клиенток. Огорчает то, что все обращения в правоохранительные органы с требованием возбудить уголовное дело натыкаются на равнодушие полицейских.

– Нам сказали, что для возбуждения уголовного дела нужны заявления от 100 человек, – разводит руками Дана Байзакова. – Мы пытались найти других жертв этой организации через соцсети, но руководители, увидев посты, пишут на нас заявления в полицию, и нас потом вызывают туда и требуют писать объяснительные и удалять посты.

О том, почему стражи порядка столь избирательно относятся к жалобам двух сторон конфликта, пострадавшие стараются не высказываться вслух. Но отмечают, что при желании обнаружить криминал в действиях организаторов сомнительного бизнеса не составит труда.

– У всех этих фирм одни и те же сценаристы и режиссеры, только актеры разные, – метафорично объясняет ситуацию бывший администратор центра косметологии “VIP BEAUTY” Асель АЗАНБАЕВА. – “DeShili”, “Plazа”, “Beauty KRG”, “La Vita Beauty”, “Vip Beauty”... Неужели нельзя проверить причастность организаторов ныне действующих фирм ко всем, ранее существовавшим, чтобы проследить преемственность?

Асель по образованию юрист и рассуждает сообразно профессии. Но, придя в конце октября 2021 года устраиваться на работу в косметологический центр, не сразу заподозрила неладное.

– Я в косметологию попала впервые, – объясняет девушка. – Всю жизнь работала юристом, в системе судебных исполнителей, а тут вдруг решила сменить род деятельности кардинально. Подумала: “Косметология – женское дело”, всё в позитиве, всё в адеквате. А оказалось, вернулась к тому, от чего ушла. Всё свелось к криминалу. Я понятия не имела, что за ширмой косметологии могут промышлять такими делами.

Как признается Асель, первое, что бросилось ей в глаза, – отсутствие зеркал и раковин в кабинетах. Позже, при работе с документами, – частая смена названий фирм.

– Названия фирмы всё время менялись. Сначала было ТОО “La Vita Beauty”. Директором в нем значился Александр АРТЮХИН, имеющий инвалидность первой группы. Соответственно¸ налоги с него не удерживались, ни к какой ответственности его привлечь не могли. Но позже произошла рокировка, и директором ТОО стала Марина АРТЮХИНА. Она же была зарегистрирована как ИП Артюхина, и часть работников косметологического центра получала зарплату от нее, а часть – от ТОО “La Vita Beauty”.

Но настоящим руководителем всего бизнеса, по словам бывших работников центра, была Елена ДЕРЯБИНА.

– С любым вопросом мы все обращались к Елене Анатольевне, – говорит экс-администратор фирмы. – Марина всегда всем говорила: “Вы же знаете, от меня здесь ничего не зависит”. Она и правда была чисто номинальным руководителем, всеми финансами заправляла Дерябина. Она и вела себя как хозяйка, позволяла себе излишества. Часто появлялась на работе в нетрезвом состоянии, ходила по кабинетам с электронной сигаретой в зубах. Оскорбляла сотрудников, когда они осмеливались требовать плату за свой труд.

В качестве доказательства Асель предоставляет аудиозапись своего разговора с бывшей шефиней, где последняя посылает ее на три буквы и позволяет себе другие некорректные выпады в адрес бывшей сотрудницы.

– Нарушений в фирме было очень много, я описала их все в заявлении в органы внутренних дел, – говорит девушка. – Но пока добиться возбуждения уголовного дела нам не удалось.

С точки зрения юриспруденции…

Сегодня, имея скандальную репутацию в Караганде, организаторы бьюти-бизнеса с нехорошим душком переместили свою деятельность в столицу. Их новое детище работает точно по той же схеме, что и предыдущие организации.

Юрист, представлявший интересы обманутых работников центра красоты в суде, Нурлан БАРЖАКСЫ, считает, что у полиции есть все предпосылки к тому, чтобы заинтересоваться деятельностью организаторов этого бизнеса.

– Если рассматривать всю деятельность руководителей подобных организаций, можно увидеть комплекс правонарушений, – высказал он свое мнение. – Суд своим решением подтвердил, что имело место нарушение трудового законодательства. Ставя во главу угла цель: заработать любыми способами, они могли нанести вред здоровью клиентов. Игнорируются нормы налогового законодательства. Нарушаются требования уголовного законодательства. Диспозиция статьи “Мошенничество” гласит: это “завладение чужим имуществом путем обмана или злоупотребления доверием”. Похоже, что обман здесь явно присутствует. Сама схема устройства подобных косметологических организаций предполагает изъятие денежных средств любыми способами. Будь то рядовой работник или клиент. Он изначально рассматривается как жертва, из которой хотят извлечь максимальную пользу.

Представитель бывших сотрудников также считает, что деятельность центра в отношении клиентов должна подлежать обязательному лицензированию, поскольку они оказывают медицинские услуги – инъекции.

– Это счастье клиентов, что на работу в эту организацию устраивались действительно сертифицированные косметологи, которые могут работать в данной сфере, – говорит Нурлан Баржаксы. – Поскольку при трудоустройстве никто особо не проверял их компетенций, могло случиться иначе. И тогда жертвы были бы далеко не только финансовые….

КАРАГАНДА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи