Опубликовано: 4500

"Работающая бедность": в Казахстане потребовали резко увеличить размер минимальной зарплаты

"Работающая бедность": в Казахстане потребовали резко увеличить размер минимальной зарплаты

В Интернете запущена петиция о необходимости повышения минимальной зарплаты для казахстанцев не до 60, а как минимум до 90 тысяч тенге. Как уверяют авторы документа, это единственный выход из экономического тупика, в который загнаны граждане и страна.

На что готовы наши граждане ради выживания?

– За этот год в Казахстане прошло порядка 40 акций протеста, и в каждой обязательно было требование о пересмотре заработной платы. Митинговали строители, машинисты башенных кранов, горняки, – приводит тревожную статистику генеральный секретарь Казахстанской конфедерации труда Мурат МАШКЕНОВ.

Ни одно из требований работников о повышении зарплаты не было удовлетворено. И, хотя у митинговавших есть свое мнение о том, почему так вышло, в конфедерации уверены: проблема в том, что в стране нет понятного и прозрачного механизма расчета зарплат.

Схожего мнения придерживаются в Народной партии Казахстана.

– Есть такое понятие, как “работающая бедность”. Мы видим, что последние 10–15 лет казахстанцы вынуждены компенсировать недостаток своих доходов за счет кредитов. Идет кратное увеличение потребительских кредитов. Государство в свое время правильно отреагировало на ситуацию, объявив кредитную амнистию. Но сейчас решение проблемы вновь лежит на плечах общества, потому что люди, которые должны этим заниматься, в том числе финансовый регулятор, никаких попыток что-то исправить не делают, – говорит лидер НПК, мажилисмен Айкын КОНУРОВ.

Как уверен Конуров, если ничего не менять, количество акций протеста в Казахстане будет расти, а требования несогласных – высказываться во всё более экспрессивной форме. Текущую же ситуацию мажилисмен сравнивает с популярным в последнее время корейским сериалом “Игра в кальмара”. Герои дорамы бьются насмерть ради мифического приза, который избавит их от долгов.

– Казахстанцы в эту игру играют уже давно. С тех пор, как банки стали кредитовать население и работать с ипотекой, потребительскими займами, но без закона о банкротстве физлиц. На сегодняшний день многие граждане Казахстана сильно закредитованы, загнаны в угол финансовыми институтами и готовы идти на многое, вплоть до преступления. Мы с этим категорически не согласны и считаем, что систему надо кардинально менять. Государство должно встать на защиту интересов простого человека, – говорит он.

Бессистемность как система

Поэтому Конфедерация труда и НПК составили совместную петицию с требованием даже не о пересмотре размера минимальной заработной платы, а о принятии новой для Казахстана, но принятой во всем мире, методики расчета этого показателя.

Как считают лидеры профсоюзов и народники, минимальная зарплата должна пересматриваться регулярно и зависеть от текущих цен на продукты и основные непродовольственные товары. Причем считать нужно с учетом того, что за каждым работающим есть как минимум один член семьи, который сам себя прокормить не может. На сегодняшний день, по расчетам конфедерации и независимых экономистов, это минимум 89 тысяч тенге.

Есть и иные нюансы, которые необходимо учесть при расчете зарплат казахстанцев.

– У нас, по сути, бессистемная система оплаты труда. Простой пример: в нацкомпаниях применяется гибридная система оплаты труда. Но ни в законе, ни в правилах, ни в нормативных приложениях нет ее четкого объяснения. Далее – для расчета зарплат бюджетников применяется базовый должностной оклад. Об этом многие знают. Но никто не может объяснить, почему размер этого БДО на протяжении десятка лет 16 800 тенге! – перечисляет темные пятна зарплатных ведомостей доктор экономических наук, председатель Координацонного совета профсоюзов “Yntymaq” Мейрам КАЖЫКЕН.

Не всё ясно и с понятием минимальной заработной платы. 42 500 или теперь 60 тысяч тенге человек должен получить за месяц работы вне зависимости от графика? Или на усмотрение работодателя?

Как напоминает экономист, чтобы не было соблазнов трактовать законодательные нормы в угоду работодателям, в мире принято определять минимальную зарплату за час работы. Потому как основная задача любого государства – сокращение расслоения доходов в обществе. Исходя из этих же побуждений, считается, что зарплата топ-менеджеров компании не может быть более чем в 5 раз выше, чем зарплата рядового сотрудника. Подобных нюансов – уйма, все они подробно изложены в петиции, которую на неделе запустили в сеть профсоюзы и Народная партия Казахстана.

Конвенция 131

Основное же требование петиции – ратифицировать Конвенцию 131 Международной организации труда. Ведь именно этот документ подробно расписывает как, когда и зачем должна индексироваться зарплата. И, казалось бы, страна вот-вот должна стать частью мира, который гарантирует работающим гражданам соблюдение их прав, но…

– У нас генеральное соглашение о ратификации этой Конвенции существует с 2009 года. 12 лет! Весной вроде как договаривались начинать необходимые консультации о ее принятии, а в августе чудесным образом единоличным решением министра определяется “рассмотреть целесообразность”. Это что такое вообще? – возмущается член НПК, мажилисмен Ерлан СМАЙЛОВ.

Петиция, как надеется депутат, подстегнет правительство к соблюдению международных договоренностей. Он обещает, что партия и профсоюзы соберут столько подписей, сколько потребуется для того, чтобы власти обратили внимание на проблему. В то же время, пользуясь правом законодательной инициативы, депутатская фракция Народной партии уже подала документы о необходимости принятия Конвенции 131 МОТ в институт законодательства при мажилисе.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи