Опубликовано: 4700

Почти как в Зимбабве

Почти как в Зимбабве

Казахстан внедряет бесплатную систему таможенного декларирования АСИКУДА. И пока облеченные властью мытари уверяют, что новая система будет работать как часы, протестировавшие ее бизнесмены готовятся к транспортным коллапсам на границе и сопутствующим тратам.

Задекларированные страсти

В начале ноября на пленарном заседании мажилиса парламента однажды чуть до драки не дошло. Мажилисвумен от партии бизнеса Меруерт КАЗБЕКОВА упрекнула зампреда комитета госдоходов минфина РК Госмана АМРИНА в том, что информационная система, в которой с января 2018 года должны декларироваться все импортные и транзитные грузы, часто не работает, да и вообще не готова к повсеместному внедрению.

– Сегодня алгоритм данной информационной системы не позволяет в полном объеме обрабатывать все декларации, усложнен процесс таможенного декларирования, нет возможности подписывать предоставленные документы электронной подписью, отсутствует регламент работы системы “Астана -1”, многие формы и справочники в системе даны только на английском языке. Также отключен доступ для участников внешнеэкономической деятельности к информационным системам контроля транзита и доставки грузов, – раскритиковала детище КГД Меруерт Казбекова.

С обвинениями Госман Амрин не согласился. По его информации, сбои действительно были, но запущенный двумя днями ранее в тестовом режиме алгоритм оформления таможенных деклараций на транзитные грузы работает как часы. Да и вообще, основной разработчик информационной системы ни какая-то шарашкина контора – ООН. И если что – у государства есть запасные варианты. Упростят таможенный контроль в Казахстане

– Мы допускаем вероятность того, что возможен какой-то срыв. Мы не можем запустить информационную систему “Астана-1” до 1 января, потому что кодекс вступит в силу именно в этот день. Новая информационная система сделана под новый кодекс. В старый кодекс нельзя ее возвращать, и в случае какого-то ЧП у нас есть действующая система – это ТАИС-2 и ЦОУ. Они не будут отключаться в этот момент, – попытался успокоить представительницу партии “Ак жол” Госман Амрин.

Но, по информации Меруерт Казбековой, действующие информационные системы таможенного декларирования тоже работают с перебоями и отключаются на выходные.

– Ни одного факта вы, к сожалению, мне не представили. Я тоже обязан, как один из руководителей, защищать интересы госоргана. Когда вы ссылаетесь на национальную палату – она работает с нами и предпринимателями. Для того чтобы был открытый разговор, надо давать факты. Как и в любой системе, при внедрении есть мелкие недочеты. Для этого существует время для тестирования до запуска. Система работает, – опроверг все обвинения Госман Амрин.

И все-таки она кривая!

Чтобы досконально выяснить, кто прав, а кто лукавит, депутаты от партии “Ак жол” на неделе собрались за “круглым столом” с бизнесменами, которым по роду деятельности приходится часто оформлять таможенные декларации. И в очередной раз предприниматели подтвердили: информационная система “Астана-1”, построенная на базе международного прообраза – АСИКУДА, работает “криво”. Меруерт КАЗБЕКОВА: Все хотят "пилить" бюджет

– 20 лет назад африканские страны обратились в ООН с просьбой создать бесплатную программу для электронных таможенных систем. Так была создана АСИКУДА – программа, предназначенная для стран, впервые вводящих у себя электронное таможенное декларирование. Попытка внедрить эту программу была в Бишкеке, она продержалась порядка двух лет и ушла. В России лет 12 назад пытались ее внедрить, но тоже безрезультатно.

Из стран, которые этот формат применяют и более или менее близки Казахстану, – это Молдова и Грузия.

Обе применяют этот формат в упрощенном порядке, – рассказал немного об истории внедрения электронного таможенного декларирования в странах третьего мира президент ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадий ШЕСТАКОВ.

Основная проблема, о которой говорят пользователи АСИКУДА по всему миру, – это невозможность работы системы без Интернета. Буквально на прошлой неделе в Зимбабве из-за сбоя связи случилось столпотворение в крупном порту. Были аналогичные проблемы и в других странах. И вроде бы Казахстан должен был все учесть:

– В 2016 году состоялась встреча чиновников КГД, разработчиков АСИКУДА. Присутствовали также и мы. В основном оговаривались обязательные вещи – чтобы программа максимально подходила под наши требования, в том числе с учетом того, что ошибки в декларировании у нас – это рамки уголовного законодательства. Говорилось о том, что система должна работать также офлайн и была возможность копирования всех баз. Ничего этого в итоге не случилось. Сейчас мы столкнулись с тем, что работать можем только онлайн, причем затраты на таможенное декларирование возросли в 6–8 раз, – сетует Геннадий Шестаков.

Чтобы как-то облегчить себе жизнь, брокеры пытались работать сразу в двух системах: открывали на экране ТАИС и АСИКУДА, забивали все данные в привычную систему, дожидались одобрения и вручную переносили все в АСИКУДА.

Да, это было непросто, потому как данных много и ошибка в одной цифре может обернуться в том числе уголовными проблемами, но сейчас стало еще сложнее.

– До июля мы пытались, заполняли. Многих полей и граф не было, но хотя бы какие-то связи с предыдущей платформой были. С 1 июля разработчики свой программный продукт закрыли, с 1 ноября снова открыли. На сегодняшний день могу сказать, что эта АСИКУДА совершенно не поддерживает те нормы, которые приняты в ЕАЭС. И когда все будет – невозможно сказать, – говорит Геннадий Шестаков.

АСИКУДА-КАДАБРА

Присутствовавшие на встрече участники ВЭД лидера таможенных брокеров полностью поддержали. Как отметили многие, в новой системе появились абсолютно непонятные аббревиатуры, а интерфейс на английском добавляет особой экзотики. Кроме того, по некоторым группам товаров декларацию заполнить и вовсе невозможно: АСИКУДА требует ввода дополнительных данных, а специальное окно для этого не открывает.

И тут надо напомнить, что пока у бизнесменов есть доступ к тестированию только в режиме “транзит”. Всего же в Казахстане существует 17 различных таможенных процедур. Какие сюрпризы несет электронное декларирование по оставшимся 16 – вообще неизвестно.

– Все это создает высокие коррупционные риски, – осторожно заметил один из присутствующих.

И это на самом деле парадокс: вся реформа таможенного законодательства в Казахстане затевалась прежде всего для того, чтобы эти самые риски снизить. То же электронное декларирование. Ну уж куда прозрачнее: никаких бумажек и личных встреч с таможенником, а значит – никаких соблазнов. А вылилось оно вон во что.

АСТАНА