Опубликовано: 1600

Почему 8 Марта огурец в Казахстане дороже банана. Сергей Туник об итогах недели

Почему 8 Марта огурец в Казахстане дороже банана. Сергей Туник об итогах недели

Серпом по лицам – вот как это называется!

В среду вице-министр финансов Руслан Енсебаев сообщил, что с 2020 года все политические, административные госслужащие, а также судьи, депутаты парламента и руководители квазигосударственных структур должны будут публиковать декларацию о доходах на сайтах своих работодателей. “И в иных открытых источниках, включая СМИ”.

А зампред комитета госдоходов Талгат Мамаев добавил, что список будет конкретный, и “определяться он будет пофамильно”. С одной стороны, страна должна знать своих чемпионов по доходам, премиям и бонусам. Поскольку, согласно Конституции, главным источником власти и коллективным работодателем в Казахстане является народ.

А с другой – я уже сочувствую членам корпуса “А”: далеко не все из них готовы публично раскрывать свои кошельки и мериться доходами с рядовыми налогоплательщиками.

К тому же есть статья о разжигании социальной розни. Любой большой бастык отличается от обычного человека, как проезжий от прохожего. Или хозяин жилья – от его арендатора. Эксперт рассказал, почему с введением декларации о доходах в РК мошенники не смогут прятать деньги

К слову, в понедельник Нацбюро по противодействию коррупции обнародовало факты неэкономного расходования бюджетных средств региональными исполнительными органами при покупке жилья для чиновников.

36 случаев в Атырауской, Мангистауской, Павлодарской и других областях. 25 миллионов тенге – стартовая цена для 2–3–4-комнатных квартир, площадь которых простиралась от 40 до 200 квадратных метров. В Шымкенте, к примеру, для начальства купили пять квартир по 43 миллиона тенге каждая и размерами за сотню квадратов. В Кокшетау для руководства департамента полиции – 145-метровую за 40 лямов. А в Атырауской области, например, не стали тянуть кота за резину и для акима Жылыойского района купили 6-комнатные хоромы о двух этажах площадью 373 квадрата. То есть на каждого члена семьи пришлось по 62 квадрата. А дверь не треснет от восторга?

Когда этот начальник дома заполняет декларацию о своих доходах, эхо от скрипа его ручки по бумаге, подозреваю, грохочет, как последние залпы войны с коррупцией. А когда сдает этот саморазоблачающий документ, видимо, слышит, как от ужаса седеют волосы на коленках? Последствия, как всегда, непредсказуемы.

Удивил на неделе министр национальной экономики Даленов.

Пару недель назад, сразу после назначения, Руслан Ерболатович пришел на заседание правительства с вещдоком – квитанцией на коммунальные услуги. И гордо показал документ журналистам: видите – тарифы снижаются! На вторничное заседание он приволок кучу фотографий. На них прилавки с огурцами и помидорами и ценниками на них. Голландские мастера классических натюрмортов исходят слюной: разброс от 950 до 1 400 тенге за кило!

Вывод министр сделал сразу: “Я уже дал поручение антимонопольному комитету проанализировать ситуацию. Не должно быть ценового сговора!.. Я считаю, это неправильно, потому что условия торговли не меняются. Наличие причин в виде праздников не должно использоваться для повышения маржи”.

С одной стороны, я с министром согласен: если есть рынок, то и сговор на нем не исключен. Формат казни – штраф в 3 процента от полученного дохода на малый и средний бизнес. И 5 процентов на крупный. А с другой – не с той стороны, по-моему, подходит он к решению проблемы. Несколько девальваций назад была принята программа создания продовольственных поясов вокруг всех областных центров республики. Они начали обрастать теплицами по самые помидоры. Отчетов о росте урожайности – выше Байтерека. Но цены – еще выше.

Подозреваю, что программа была плохо продумана и еще хуже реализована. На мой дилетантский взгляд, надо было смастерить механизм поставок овощей от грядок до прилавка.

Возможно, путем государственно-частного партнерства. Возможно, созданием специализированных торговых центров, напрямую связанных с производителями. Чтобы плоды попадали в рот потребителю, минуя руки алчных посредников. Я не прав, г-н Даленов?

Не знаю, возможно, это просто совпадение: “продпояса” начали появляться во времена, когда минсельхозом командовал Асылжан Мамытбеков. Последние несколько лет он трудился там в качестве ответственного секретаря. После фотосессии Даленова Президент Назарбаев вдруг снял Асылжана Сарыбаевича с должности. Ну да, одно яйцо дважды не изжарить? Где успели "засветиться" новые министры Казахстана

Мне кажется, что приглашать человека на высокую должность после того, как он провалил кучу госпрограмм – все равно что тамаду на поминки звать. Хотя кто-то считал его знатным специалистом. Возможно, у г-на Мамытбекова есть личный демон-хранитель…

Конечно, поздравляю всех читательниц “КАРАВАНА” с Международным женским днем! Изучил статистику. Больше 55 процентов административного аппарата государства составляют дамы. Более 48 процентов их – вершат судьбы людей в судах. Банкирш в юбках – каждая пятая. Почти такой же процент – в маслихатах и парламенте. В правительстве на десять мужиков, декларирующих свои доходы, – только одна женщина. Не важно, какой у нее “пробег” с предыдущими должностями, браками и скандалами. А таких, если верить Агентству по делам госслужбы и противодействию коррупции, тоже хватает. Но не будем о грустном. Главное – не надеть перчатку с правой руки на левую ногу. Весна идет! Весне дорогу!

Алматы

STunik@caravan.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи