Опубликовано: 500

Пепелище вместо офиса: благотворительный фонд оказался за бортом господдержки

Пепелище вместо офиса: благотворительный фонд оказался за бортом господдержки Фото - Офис корпоративного фонда "Menin Armanym", исполняющего мечты тяжелобольных детей, до и после январских событий в Алматы

Во время январских событий полностью сгорел офис корпоративного фонда “Menin Armanym” – он исполняет мечты детей от 3 до 18 лет с тяжелыми заболеваниями. Офис располагался в БЦ “Республика”, напротив акимата Алматы, в гуще событий. По подсчетам сотрудников, ущерб составил более 12 миллионов тенге. Но получить компенсацию от государства организация, чья деятельность никак не связана с малым, средним бизнесом, не

может. Вот ведь парадокс – благотворительные фонды, активно помогавшие казахстанцам, сами оказались за бортом господдержки.

За год с хвостиком работы корпоративный фонд “Menin Armanym” исполнил заветную мечту 82 детей с тяжелыми заболеваниями со всего Казахстана (об этом “КАРАВАН” подробно рассказывал в материалах “Мы исполнили мечту 12-летнего Дидара, и он забыл о своей болезни” от 20 ноября 2020 года, “Их улыбки дорогого стоят!” от 19 февраля 2021 года, “А мир, оказывается, такой огромный, интересный!” от 12 ноября 2021 года). Помощь, которую оказывают сотрудники фонда юным казахстанцам, – бесценна: порой один день может круто изменить жизнь маленького человечка, придать ему силы для борьбы с болезнью.

В офисе фонда, что находился по адресу: площадь Республики, 13, на втором этаже, хранились архивные материалы (фото, видеосъемка с детьми, чьи мечты уже исполнены), анкеты и портфолио тяжелобольных деток, подавших заявки в фонд, именная продукция фонда с логотипами “Menin Armanym”, свежие выпуски журнала, компьютеры, оргтехника и многое другое.

Офис корпоративного фонда

Офис корпоративного фонда "Menin Armanym", исполняющего мечты тяжелобольных детей, до и после январских событий в Алматы

– 5 января мы не вышли на работу – услышали о волнениях на площади Республики. Никто из сотрудников бизнес-центра в этот день нам не позвонил, – рассказывает исполнительный директор Шамиль ВАНКЕЕВ. – По новостям сообщали, что наше здание пустое, мародеры грабят офисы, кабинеты телеканалов. На втором этаже вместе с нами сидели другие арендаторы – нотариус, дизайнеры. В Интернете я увидел, что в некоторых кабинетах пожар. До последнего надеялся, что наш не пострадал. Только 9 января мне позвонили из бизнес-центра, отправили фото и видео сгоревшего кабинета. От офиса ничего не осталось, пепелище, будто война была. Мы провели инвентаризацию, посчитали ущерб – он составил 12 миллионов 300 тысяч тенге.

“Тысячи людей были на площади, как полиция найдет поджигателя?”

По словам Шамиля Ванкеева, далее пострадавшие арендаторы позвонили в полицию, а после приезда полицейских написали заявления:

– Нас попросили ничего не трогать. Обещали позвонить. С администрацией бизнес-центра мы расторгли договор. С перечнем документов поехали в Бостандыкский акимат, отдали наше портфолио, сумму ущерба сотруднику. Он сказал, что поговорит с акимом, замакима.

Чуть позже ответил – государство не сможет помочь, так как фонд не относится к сектору малого и среднего бизнеса.

Мол, идите в полицию, пусть она ищет мародеров, чтобы дело дошло до суда, и пусть виновные возмещают вам ущерб. Тысячи людей были на площади, как полиция найдет поджигателя?

Также мы подали заявку на сайт Казинформ.кз, для получения суммы – 3 миллиона тенге от банка. Для этого нужно было взять в районном управлении полиции номер ЕРДР. Там всех бесплатно консультировал юрист. Когда он узнал сумму нашего ущерба, сказал, вам откажут. У того, кто хочет, чтобы его дело пошло по упрощенной судебной системе, ущерб не должен превышать 3 миллиона тенге. Когда мы писали заявление, полицейский говорил – пишите примерный ущерб. Я так и написал. Но это не оценка аудитора, это моя оценка как директора фонда. Мы подали заявку, но ответа нет.

– Посоветовавшись с коллегами, открыли свой сбор на восстановление офиса. За 5 дней собрали 1 миллион 941 тысячу тенге, – продолжает мой собеседник. – Наши партнеры, которые поддерживали нас раньше, предложили свой офис, технику. В итоге мы к ним переехали. А всю собранную сумму перевели на наш счет на исполнение мечты тяжелобольных детей.

Фонд продолжает активно работать, на заявке – около 160 детей, которые ждут исполнения своих желаний по всему Казахстану.

Даже когда у сотрудников фонда не было офиса, они продолжали работать, исполнили заветную мечту 13-летней Фариды, жительницы отдаленного села Каратоган Алматинской области. Она мечтала один день побыть алматинкой.

У девочки онкологическое заболевание, и в южную столицу она приезжает только на лечение. Прогулка по мегаполису удалась! После этого Фарида постоянно звонит волонтерам, приглашает в гости в Каратоган.

“Все пострадавшие должны получить возмещение”

Не исключено, что в такой же ситуации, как “Menin Armanym”, оказались и другие фонды, лица, не попавшие в перечень тех, кому положена помощь от государства. Дважды пострадавшие: сколько на самом деле потеряли алматинские бизнесмены в результате погромов

– Правила возмещения имущественного вреда, причиненного субъектам МСБ в результате беспорядков в январе 2022 года, утверждены приказом министерства национальной экономики от 27 января 2022 года, – прокомментировал директор палаты предпринимателей Алматы “Атамекен” Айтуар КОШМАМБЕТОВ. – Кто не вошел в эту категорию – физические лица, в первую очередь, у них отдельный порядок, он будет урегулирован постановлением правительства 2008 года. Также не попадают предприниматели, у которых страховка полностью возмещает ущерб, крупный бизнес. Для ломбардов и обменных пунктов установлен специальный порядок из-за специфики их деятельности. 

– Что же делать тем, кто оказался за бортом госпомощи?

– Правильный вопрос – все пострадавшие должны получить возмещение. Сумма компенсации субъектам бизнеса определяется, исходя из оборотов малого, среднего бизнеса. А у благотворительных фондов, адвокатов, оценщиков не могут быть обороты, сравнимые с предпринимательством, это иной вид деятельности, к которому нужен отдельный подход. Их надо в отдельном порядке рассматривать, на центральном уровне принять документ, который определит порядок возмещения им ущерба.

Офис корпоративного фонда

Офис корпоративного фонда "Menin Armanym", исполняющего мечты тяжелобольных детей, до и после январских событий в Алматы

Хотелось бы обратить внимание депутатов парламента, членов правительства, особенно – министра Национальной экономики Алибека Куантырова, на тех, кто остался за бортом господдержки. Январские события – национальная трагедия, так или иначе затронули каждого жителя нашей страны. Казахстанцы поверили слову Президента, пообещавшего, что помощь получат все.

А значит, надо в срочном порядке доработать механизмы возмещения ущерба всем, кто не относится к субъектам МСБ, но при этом тоже пострадал от действий бандитов и мародеров. Пример мы вам привели – благотворительный фонд “Menin Armanym”.

Надеемся, Алибек Сакенович, вы нас услышите, как представитель "слышащего государства".

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи