Опубликовано: 2400

Пенсионную систему пора менять: что предлагается сделать

Пенсионную систему пора менять: что предлагается сделать Фото - Тахир САСЫКОВ

Министерство труда и социальной защиты подготовило проект изменений и дополнений в Концепцию модернизации пенсионной системы Казахстана. Как раз в 2020 году заканчивается первый этап ее развития. Значит, можно подвести первые итоги.

Что предлагается?

Первое, что бросается в глаза, это внедрение нового термина. Вместо “базовой” вводится понятие “минимально гарантированной пенсии” с 2028 года. Для предоставления минимальных пенсионных гарантий предлагается:

– установить минимальную гарантированную пенсию в 70 процентов от величины прожиточного минимума для лиц, имеющих стаж участия в пенсионной системе менее 5 лет;

– при пятилетнем стаже участия в пенсионной системе базовую пенсию в размере 70 процентов от прожиточного минимума. За каждый год сверх 5 лет ее размер будет увеличиваться на 2%;

отменить назначение базовой пенсии.

При этом сохраняется право на пенсионные выплаты по возрасту при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев до 1998 года. Для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры будут ежегодно индексироваться с опережением уровня инфляции на 2 процента.

Предлагается ввести с 2023 года дополнительные пенсионные выплаты от работодателей в пользу работников. На первом этапе, до 2029 года, – 1 процент. После 2029 года ставка должна вырасти до 2 процентов. 5-процентные пенсионные взносы от работодателя, начисляемые от размера дохода работника, сохраняются.

В проект включено право на использование части пенсионных накоплений на улучшение жилищных условий, оплату дорогостоящего лечения или передачу в управление частным управляющим компаниям.

Кроме того, необходимо будет:

– пересмотреть базовую основу для расчета стоимости пенсионного аннуитета;

– установить обязательность заключения договора, предусматривающего пожизненные пенсионные выплаты (пенсионный аннуитет) только для участников НПС;

– ввести механизм совместных аннуитетов, которые могут частично решить гендерную проблему более низких пенсий женщин;

– предоставить вкладчику (получателю) по его желанию право “отложенного выхода” на пенсию. При этом ему на этот период не будут осуществляться назначенные пенсионные выплаты, и он может продолжить участие в накопительной пенсионной системе. Вкладчику (получателю) будет обеспечен гарантированный период, в течение которого наследникам будут осуществляться пенсионные выплаты как за счет бюджетных средств (солидарная, базовая пенсии), так и накопительной пенсии;

– установить минимальный размер пенсионной выплаты из ЕНПФ по аналогии с размерами выплат из страховых организаций при заключении договора пенсионного аннуитета, т. е. в размере не ниже минимального размера пенсии, установленного на соответствующий финансовый год Законом о республиканском бюджете (в 2020 году размер минимальной пенсии составляет 38 636 тенге). Это позволит увеличить совокупный размер получаемых пенсионных выплат пенсионеров (солидарная, базовая и накопительная пенсии), что повысит их благосостояние и доверие к пенсионной системе.

– пересмотреть коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для всех категорий граждан. Размер ежемесячной суммы пенсионных выплат из ЕНПФ рассчитывается как одна двенадцатая произведения суммы пенсионных накоплений на коэффициент их текущей стоимости в соответствующем возрасте получателя.

Предлагается ввести отдельные коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для работников, занятых на опасных производствах, а также для инвалидов I и II групп (с разделением по полу), поскольку продолжительность жизни у них разная.

Что есть?

В принципе, изменения министерство труда предлагает очень небольшие. Скорее, даже уточняющие. Ожидания были гораздо больше. Накопительная и солидарная пенсии в Казахстане: почему пути назад нет?

Последние годы ЕНПФ регулярно попадает в скандалы. По своей воле или нет, неважно. Все эти скандалы отражаются на имидже всей пенсионной системы.

В чем обвиняют ЕНПФ и Национальный банк как оператора пенсионных денег?

Малая эффективность инвестиций. В январе Нацбанк опубликовал обзор деятельности ЕНПФ в 2019 году. Согласно ему, доходность пенсионных активов, распределенная на счета вкладчиков (получателей) в 2019 году, составила 6,57 процента. Инфляция за год была 5,4 процента. То есть за 2019 год реальная доходность по пенсионным активам ЕНПФ составила 1,17 процента.

Сохранность. Совсем недавно разрешился скандал с покупкой бумаг Международного банка Азербайджана, который обанкротился в 2017 году. За 3 года до этого ЕНПФ в 2014 году инвестировал в МБА 250 миллионов долларов.

Бесконтрольность использования средств. В январе 2017 года был другой скандал с покупкой необеспеченных облигаций ТОО “Бузгул аурум”. Сразу двум топ-менеджерам ЕНПФ было предъявлено обвинение в растрате чужого имущества.

Нет четкого ответа на вопрос “Зачем нужен ЕНПФ?”. Формально всё понятно и давно озвучено: накопительная система должна обеспечить финансирование пенсий для экономически активной части населения страны. Это, кстати, подтверждено и в предлагаемых изменениях.

Но есть еще одна цель, которую декларировали перед созданием накопительной системы, а потом выпилили из идеологии. Предполагалось, что пенсионные фонды, тогда еще частные и многочисленные, будут финансировать экономику страны дешевыми и длинными деньгами. Этого не произошло. Почему? Суверенный рейтинг Казахстана слишком низкий, поэтому большая часть предприятий попросту не может претендовать на финансирование из ЕНПФ.

Зависимость от бюджета. Изменения предлагают перейти на минимальную гарантированную пенсию. То есть сегодня уровень жизни большого числа пенсионеров зависит от наполнения бюджета, который сам в связке с ценами на нефть, а не от успеха нашей экономики.

Из этого возникает другой вопрос: а сколько сегодня экономически активных казахстанцев охвачено пенсионной системой? Считается, что в ЕНПФ сформировано почти 11 миллионов счетов по обязательным пенсионным активам. Однако сколько из этих счетов рабочих – не совсем понятно. По этому поводу очень сильно возмущались сенаторы на очередном отчете ЕНПФ в парламенте. Тогда цифра активных счетов прыгала от 64 до 71 процента. То есть в районе 6 миллионов человек. Притом что экономически активных сограждан наших – 9,1 миллиона человек. Куда пропали 3 миллиона?

Этот вопрос упирается еще в один: ЕНПФ не доверяют. Как раз это та треть работающих казахстанцев, у которых нет счета в фонде. Предполагалось, что ЕНПФ станет одним из инструментов, который позволит понять доходы этих людей, так как именно они составляют основу теневой экономики РК. Кстати, этот показатель очень хорошо соотносится с уровнем нашей теневой экономики – 25–30 процентов. То есть если ЕНПФ удастся “уговорить” 3 миллиона казахстанцев показать свои доходы, то большой плюс поимеет министерство финансов, для которого ликвидация “тени” – идея фикс.

Кстати, это один из важных параметров всей пенсионной системы: к 2030 году накопительная пенсионная система должна охватить 80 процентов занятого населения. Время как бы есть – 10 лет осталось. Но это будет самый тяжелый этап.

И главное: на содержание фонда отпускаются очень большие средства. Только за 3 квартала этого года ЕНПФ получил прибыль в размере 23 миллиардов тенге.

На какие цели идут эти деньги? На улучшение работы фонда? Привлечение классных специалистов? Обучение кадров? Или на премии руководству? Всей этой информации общество не получает или получает кусками.

Только в прошлом году на административные расходы фонд направил 20 миллиардов тенге. Откуда у него такие деньги? Это доход, полученный от комиссионных платежей. Понятно, что, как любой брокер, ЕНПФ должен получать комиссию за управление активами своего клиента. Но суммы доходов и расходов фонда выглядят чрезмерными. Понятно почему: ЕНПФ – монополист на рынке. И все эти претензии к нему будто списаны с учебника.

Проект изменений в концепцию размещен для свободного доступа и обсуждения на сайте “Открытые НПА”.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи