Опубликовано: 10900

Накопительная и солидарная пенсии в Казахстане: почему пути назад нет?

Накопительная и солидарная пенсии в Казахстане: почему пути назад нет? Фото - Тахир САСЫКОВ

Больше 20 лет назад Казахстан перешел на накопительную пенсионную систему, однако до сегодняшнего дня продолжаются разговоры о возврате к солидарной системе пенсионных выплат. Почему вернуться к прежней модели невозможно? Разберемся в нашем материале.

Казахстан первым из стран Содружества Независимых Государств в 1998 году осуществил реформу пенсионного обеспечения. Напомним, что в конце 1990-х годов наше государство столкнулось с рядом различных проблем – это сокращение производства, уход в тень многих компаний, сокращения и задержки платежей в бюджет и, как следствие, несвоевременность выплаты пенсий и социальных пособий.

Кроме того, в большинстве республик бывшего СССР (в наследство от которого пришла солидарная система), в том числе и в Казахстане, наблюдалось сокращение рождаемости при увеличении числа пенсионеров. Последствия этих явлений сказываются до сих пор. К примеру, если в 1979 году в Советском Союзе на одного пенсионера приходилось около 8 работающих, то к 1998 году в Казахстане это соотношение снизилось до 3 человек.

Важно отметить, что мировой практикой доказано, что сбалансированно функционировать пенсионная система, основанная на солидарности поколений, может только при соотношении, как минимум, 4 к 1, то есть когда на 1 пенсионера приходится 4 работающих человека.

В противном случае растущий дисбаланс приведет к необходимости покрытия расходов государством, и государство вынуждено будет повышать налоги для сокращения дефицита бюджета. Поэтому многие страны осуществляют переход к накопительной или смешанной модели пенсионной системы.

Казахстан в силу исторических причин на данный момент еще сохраняет солидарный компонент, так как многие нынешние пенсионеры просто физически не успели бы накопить достаточно средств на своем счете, ведь большая часть из нынешних пенсионеров начинала свою трудовую карьеру еще во времена СССР. Поэтому на данный момент мы имеем многокомпонентную пенсионную систему, которая включает как солидарную, так и накопительную часть. Со временем система будет претерпевать изменения, и солидарная часть будет сокращаться, а накопительная, напротив, расти.

А теперь рассмотрим главный вопрос, почему же нельзя полностью вернуть солидарную модель? Тому есть ряд причин. В частности, учитывая современный уровень занятости, демографические факторы (такие как старение населения), государству нужно будет пойти на непопулярные меры – повысить налоги.

Вспомним, что до реформирования 1998 года пенсионный взнос в Казахстане составлял 25,5% к заработной плате за счет средств работодателя.

На данный момент в нашей стране уплачиваются обязательные 10%-ные взносы работников и обязательные профессиональные пенсионные взносы работодателей в размере 5% от доходов работников, занятых в опасных условиях труда. Ежемесячно государство на выплату пенсии из бюджета (солидарной и базовой) в среднем тратит более 190 миллиардов тенге. В ЕНПФ в виде взносов ежемесячно поступает в среднем 80–85 млрд тенге. Если посмотреть за год, то за 2019 год бюджет потратил на пенсии порядка 2,3 триллиона тенге (солидарные выплаты 1,5 трлн, базовые –707 млрд тенге). Взносы в Единый накопительный пенсионный фонд за 2019 год составили 990 млрд тенге. То есть, если убрать накопительную составляющую, чтобы обеспечить в перспективе сумму, необходимую для выплаты пенсий из госбюджета, сборы надо увеличить как минимум в 2–2,5 раза. Причем эти деньги будут поступать в казну и сразу тратиться на нужды текущих пенсионеров. Тогда как взносы, поступающие на счета в ЕНПФ, прирастают инвестиционным доходом.

Помимо Казахстана на накопительную пенсионную систему постепенно переходят и другие страны. Таким образом, за последние 20 лет доля пенсионных систем накопительного типа в совокупных пенсионных активах выросла и превысила 50%.

Кроме того, на основании актуарных расчетов ЕНПФ можно сделать выводы, совпадающие с прогнозами ООН:

1) численность населения Казахстана к концу 2050 года достигнет 24 млн человек;

2) с ростом населения будет неуклонно расти доля пожилых людей в стране; доля людей в возрасте 60 лет и старше вырастет почти в два раза: с 11%

в 2018 г. до 20% к 2050 г.;

3) основными факторами старения населения в стране будут постепенное снижение рождаемости и увеличение продолжительности жизни;

4) рост продолжительности жизни и снижение рождаемости в Казахстане существенно снизят коэффициент потенциальной нагрузки в перспективе до 2050 г., что увеличит нагрузку на госбюджет в части социального и пенсионного обеспечения. Подводные камни со "снятия пенсионных": что помешает это сделать казахстанцам

Возврат к распределительной пенсионной системе станет шагом назад и повлечет за собой непомерную нагрузку на государственный бюджет в условиях общемирового снижения спроса на углеводороды и нынешнюю пандемию коронавирусной инфекции. Следует также отметить, что ряд государственных дефолтов, который наблюдался в мире (страны Западной и Восточной Европы, Латинской Америки или в Российской Федерации), в последние десятилетия был связан с невозможностью обеспечения пенсионных обязательств перед своими гражданами.

Состоятельность перехода на накопительную пенсионную систему можно подчеркнуть, взглянув на ключевые показатели ЕНПФ.

Так, пенсионные накопления ЕНПФ за год увеличились на 1,9 трлн тенге, или на 20%. Таким образом, на 1 октября 2020 года общая сумма пенсионных накоплений превысила 12,5 трлн тенге. С начала 2020 года по состоянию на 1 октября на счета вкладчиков ЕНПФ было начислено более 1,08 трлн тенге чистого инвестиционного дохода, что на 598,6 млрд тенге больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Напомним, ЕНПФ был создан в 2013 году, учредителем и акционером фонда является правительство Республики Казахстан в лице ГУ “Комитет государственного имущества и приватизации” министерства финансов РК. Доверительное управление пенсионными активами ЕНПФ осуществляет Национальный банк РК. Нацбанк инвестирует пенсионные активы в соответствии с перечнем финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет пенсионных активов, утвержденным правительством РК, и лимитов инвестирования в соответствии с инвестиционной декларацией ЕНПФ.

Сумма пенсионных накоплений вкладчиков (получателей) пересчитывается и переоценивается ежедневно в соответствии с результатами инвестирования пенсионных активов.

В состав инвестиционного дохода входят доходы в виде вознаграждения по ценным бумагам (вкладам и другим операциям), доходы в виде рыночной переоценки финансовых инструментов, доходы в виде валютной переоценки, доходы по активам, находящимся во внешнем управлении и т.д. Инвестиционный доход является величиной непостоянной и может быть как положительным, так и отрицательным в краткосрочном периоде.

Инвестиционный доход, обеспеченный Национальным банком за период управления пенсионными активами с сентября 2013 года по октябрь 2020 года, составил более 34%, или свыше 4,3 трлн тенге в общем объеме пенсионных накоплений.

С даты введения в Казахстане накопительной пенсионной системы в 1998 году до 1 октября 2020 года чистый инвестиционный доход превысил отметку в 5,4 трлн тенге. Инвестиционная доходность за это время с нарастающим итогом составила 595,25%. При этом инфляция составила 482,22%. Таким образом, реальная доходность пенсионных активов на 1 октября 2020 года составила 113,03%. Это ли не еще один аргумент в пользу накопительной модели пенсионной системы?

Муса САТАЕВ, АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи