Ответ на кризис: в Караганде один за другим поднимают тарифы на коммунальные услуги - Караван
  • $ 522.49
  • 547.88
-10 °C
Алматы
2024 Год
14 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ответ на кризис: в Караганде один за другим поднимают тарифы на коммунальные услуги

Ответ на кризис: в Караганде один за другим поднимают тарифы на коммунальные услуги

Осень. Карантин. Угроза второй волны пандемии. Руководство страны разрабатывает меры поддержки предпринимательства и простых граждан.

  • 8 Октября 2020
  • 1202
Фото - Caravan.kz

А в Караганде один за другим поднимают тарифы на коммунальные услуги.

Новая пятилетка. Плюс 66%

Карагандинцы в панике: на фоне общего повышения цен на всё и снижения уровня доходов из-за карантинных мер, связанных с пандемией, коммунальщики продолжают повышать тарифы на свои услуги. Так, в конце прошлой недели по инициативе ТОО “Теплотранзит Караганда” состоялись публичные слушания по вопросу повышения тарифа на отопление. Монополист запросил ни много ни мало – плюс 66 (!) процентов к имеющемуся, “подсластив пилюлю” обещанием: в течение пяти лет – с 2021 по 2025 год – не поднимать цены на теплоэнергию.

По сложившейся уже традиции, публичные слушания провели онлайн, на официальной странице департамента комитета по регулированию естественных монополий министерства национальной экономики РК по Карагандинской области в социальной сети Faceboock.

В прямой трансляции генеральный директор ТОО “Теплотранзит Караганда” Алишер ИБРАГИМОВ поведал потребителям о том, почему именно теперь они должны начать платить больше.

– Действующий тариф на услуги по передаче и распределению тепловой энергии составляет 2097,14 тенге без НДС. Средневзвешенный расчетный тариф, поданный в нашей заявке на 2021–2025 годы, составляет 3 485 тенге без учета НДС за 1 гигакалорию тепловой энергии. Рост при этом составит 66,2 процента.

В качестве основной причины повышения тарифа руководитель компании-монополиста назвал “несоответствие фактических затрат затратам в тарифной смете”.

– Действующий тариф был утвержден в 2015 году, и его рост составил 11 процентов за все 5 лет, – посетовал Алишер Ибрагимов. – Из-за этого не были учтены все фактические расходы предприятия, ведь только уровень инфляции ежегодно в среднем составлял 6 процентов. Поэтому сейчас мы имеем дефицит почти по всем статьям затрат. Особенно плачевная ситуация складывается по оплате труда, ГСМ, охране труда и технике безопасности, а также налоговым платежам.

В числе причин, вынуждающих услугодателя идти на удорожание своих услуг, спикер назвал также рост цен на производство тепловой энергии и электричества на карагандинских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3, которые только за текущий год подняли цены на производство тепловой энергии – на 7 процентов, электрической энергии – на 18 процентов; высокий износ тепловых сетей и оборудования; необходимость расплачиваться по госкредитам, которые компания “Теплотранзит Караганда” брала на реконструкцию магистральных сетей (более 12 миллиардов тенге); нехватку кадров в связи с низкой заработной платой.

– Необходимо увеличивать зарплаты персоналу, – констатировал генеральный директор. – Сегодня она составляет в среднем 110 тысяч тенге, тогда как средняя оплата труда специалистов нашей отрасли в Карагандинской области равна 160 тысячам тенге. Увеличение зарплат обусловлено необходимостью обеспечить работникам доход в соответствии с их уровнем образования и квалификации. С поднятием тарифов мы бы смогли повысить зарплаты до 25 процентов.

Публичные слушания – без публики…

Эти публичные слушания могли бы войти в анналы как самые “бесспорные”, ведь среди присутствующих очно в здании компании “Караганды Су”, где 40 минут вещал гендиректор ТОО “Теплотранзит Караганда”, не нашлось ни одного человека, кто возразил бы ему или хотя бы задал вопрос. Как выяснилось позже, приглашенных на публичные слушания карагандинских активистов, общественников, блогеров и журналистов в зал просто не пустили. Тепловой удар: вычислена новая схема отъема денег у собственников жилья

– С нас потребовали справки с результатами ПЦР-теста на COVID-19 и, поскольку ни у кого из нас такой справки с собой не оказалось, развернули и указали на дверь, – возмущается член общественного совета Карагандинской области Александр ЗЕВАХИН. – Сделали это сами организаторы публичных слушаний – те, кто должен стоять на страже интересов потребителей – сотрудники департамента комитета по регулированию естественных монополий Карагандинской области. Для чего это было сделано, думаю, никому объяснять не нужно – среди тех, кто не смог попасть на слушания, был самый принципиальный член общественного совета города Николай Абт, руководитель общества по защите прав потребителей “Казахстан” Надежда Мубаракшина, известные журналисты. Они бы точно не стали молчать и задали много неудобных вопросов представителям компании- монополиста.

Впрочем, теперь те самые неудобные вопросы, которые не удалось задать на публичных слушаниях, общественники переадресовали акиму Карагандинской области Женису КАСЫМБЕКУ и руководству департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Карагандинской области. В письме, направленном этим двум адресатам, они спрашивают: насколько законными можно считать публичные (!) слушания, на которые не пустили потребителей?

Авторы письма напомнили также о том, что 5 лет назад, когда монополист запрашивал повышение тарифа, он клялся и божился, что обновит теплосети. А нынче снова поет ту же песню про высокий износ сетей.

“…Ни ТОО “Теплотранзит Караганда”, ни ДКРЕМ Карагандинской области не предоставили отчета (информации) потребителям как инвестору предыдущей инвестиционной программы, действовавшей с 01.01.2016 года по 31.12.2020 года, по установлению временного компенсирующего тарифа (со снижением его для потребителей на сумму внесенных ими инвестиций). Данное требование регламентируется пунктом 7 статьи 4 Закона РК “О естественных монополиях”. Ввиду того, что первая инвестиционная программа от 01.01.2016 г. по 31.12.2020 года не выполнена в части возврата средств инвесторам (потребителям) через компенсационный тариф, считаем недопустимым рассмотрение новой инвестиционной программы, пока не выполнена старая…”, – пишут они.

Предъявите ПЦР!

Отдельным пунктом письма стала причина недопуска представителей общественности на общественные слушания, а именно – отсутствие документов тестирования на COVID-19 методом ПЦР с отрицательным результатом.

“Когда представители наших организаций попросили представить такие документы от присутствующих (на слушаниях. – Авт.) сотрудников ТОО “Теплотранзит Караганда” и ДКРЕМ Карагандинской области, то нам категорически в этом отказали, без объяснений.

Ни для кого не секрет, что указанные тестирования проводятся платно и на ограниченное время (3-е суток), и мы, нижеподписавшиеся, сомневаемся, что госслужащие ДКРЕМ Карагандинской области, а также сотрудники ТОО “Теплотранзит Караганда”, присутствовавшие на публичных слушаниях, имели надлежащие медицинские документы по отсутствию COVID-19 методом ПЦР”, – выражают сомнение общественники.

Стоимость ПЦР-тестирования составляет около 17 тысяч тенге, – возмущается Александр Зевахин. – Это непосильная сумма для многих жителей нашего города в период пандемии, когда многие не работали и доходов не имели. Но разве такие “мелочи” могут смутить монополиста, который в период карантина (он, кстати, еще не снят полностью) заявляет о необходимости поднять цены на свои услуги, и руководство ДКРЕМ, которое всеми своими действиями показывает, чьи интересы защищает?

Принципиальные представители гражданского общества Караганды пошли дальше и в своем письме запросили не только копии документов с отрицательным результатом тестирования на COVID-19 методом ПЦР и чеков к ним всех лиц, принимавших участие в публичных слушаниях по вопросу повышения тарифа на теплоэнергию, но и рассмотрения вопроса о признании незаконными прошедших за закрытыми дверями “публичных” слушаний, а также наказания виновных в этом.

Государство в государстве?

По идее, следующим шагом к повышению цен на отопление в Караганде должно стать утверждение расчетов монополиста департаментом комитета по регулированию естественных монополий по Карагандинской области. Однако общественники надеются, что их письмо станет “стоп-краном” для очередного повышения цен на коммунальные услуги. К ним присоединяются и рядовые потребители – жители шахтерской столицы. В многочисленных комментариях в соцсетях, на сайтах и блогах они возмущаются такой “предприимчивости” коммунальщиков.

– Посмотрите, что происходит: во время карантина, когда малый бизнес встал, люди вынужденно потеряли работу, доходы и ограничены в активности, монополисты один за другим задирают цены на свои услуги! – негодует карагандинец Данияр СЕМБИНОВ. – Такое чувство, что у нас здесь свое государство в государстве. Президент и правительство призывают поддерживать граждан в этот тяжелый для страны период, поддерживают материально, а карагандинские местные власти поддерживают повышения тарифов! Для чего тогда выдавали 42 500 тенге людям, потерявшим доход? Чтобы они “раскошеливались” на растущие аппетиты монополистов?

Такое настроение карагандинцев вполне закономерно.

За время карантина ТОО “Теплотранзит Караганда” стало третьим поставщиком коммунальных услуг, решившим, что сейчас – самое время для повышения тарифов.

17 июля, в самый разгар усиления карантинных мер, местные антимонопольщики провели общественные слушания, на которых поставили земляков в известность: в областном центре должен подорожать свет, поскольку министерство энергетики решило повысить стоимость производства электроэнергии. Для простых потребителей плата за электроэнергию выросла на 7 процентов. Для юридических лиц плата составила от 20,08 тенге за 1 кВт/ч (без НДС) до 38,80 тенге, в зависимости от категории.

А неделю назад общественники Караганды заслушали доводы руководства мусоровывозящей компании – ТОО “ГорКом Транс”, заявившего о необходимости повысить тариф за вывоз мусора до 380 тенге с человека за вывоз мусора с благоустроенной территории и 410 тенге с человека – за вывоз мусора из частного сектора. Пока еще жители шахтерской столицы платят по 214 тенге с человека с благоустроенной территории, но уверены: вот-вот цена за вывоз мусора в получившей в соцсетях неофициальное звание “мусорной столицы” Казахстана вырастет вдвое.

И, пожалуй, никто не удивится, если завтра “подрастить” тариф на свои услуги захочет и “водный” монополист. В конце концов, чем он хуже коллег и почему в отличие от них должен ориентироваться на ситуацию с пандемией, платежеспособность земляков и призывы руководства Казахстана поддерживать граждан?

КАРАГАНДА