Опубликовано: 4500

Отмена свиданий и премии: как живут колонии и СИЗО в период пандемии

Отмена свиданий и премии: как живут колонии и СИЗО в период пандемии

Распространение коронавируса оживило швейное производство в местах лишения свободы – осужденные шьют маски и защитные костюмы.

Вместо свиданий – видеозвонки, занятия – отменить, ударникам труда в робах – выдать премии. “КАРАВАН” узнал, как работают колонии и следственные изоляторы в период действия режима ЧП.

Гигиена по ту сторону проволоки

В период ЧП в Казахстане осужденным запретили свидания с родственниками, однако продлили время телефонных разговоров, в том числе с использованием видеосвязи (при наличии технических возможностей) с 9 до 21 часа (раньше – до 18 часов). В колониях приостановили работу общеобразовательных школ и профколледжей, а также проведение культурно-массовых мероприятий. Охрану – усилили, а личный состав перевели на особый режим.

Об этом стало известно 16 марта, а 26 марта вышел приказ министра внутренних дел за номером 251, в котором указаны все эти меры. На основании этого же документа прием передач в учреждения пенитенциарной системы производится в только определенные дни, увеличено количество санитарных дней.

– Усилен дезинфекционный режим, а также проветривание, кварцевание палат и кабинетов, соблюдение масочного режима. Специалисты проводят информационно-разъяснительную работу среди личного состава и отбывающих наказание лиц по соблюдению правил личной гигиены, мер профилактики коронавирусной инфекции, – информирует комитет уголовно-исполнительной системы МВД РК.

Близкие и защитники осужденных могут обратиться в единый call-центр по номеру +7 (7172) 72-30-40.

К слову, мы решили проверить, как работает горячая линия, и задали вопросы о том, как передавать посылки и передачи на время режима ЧП, на что получили исчерпывающие ответы.

Так, перечень разрешенных к передаче вещей и продуктов не изменился. По-прежнему можно передавать продукты, не требующие тепловой обработки, чай, растворимый кофе, сухое и сгущенное молоко, соки, копченые и полукопченые колбасные изделия, сало, фрукты и овощи; хлебную продукцию, кондитерские изделия и другие по списку. Вес передачи – не более 20 килограммов, посылок – не свыше 14. Однако на фоне карантина в городах и областях страны, запрета на въезд/выезд авто- и ж.-д. транспорта с доставкой “приветов” с воли сейчас наблюдаются объективные сложности.

Портные в робах

– И маски можете передать близким, – участливо сообщили нам в едином call-центре.

Однако в скором времени эти защитные средства, вероятнее всего, будут передавать нам именно сидельцы! На фоне тотального дефицита масок в республике закрытые учреждения в эти дни наладили массовый пошив этого самого необходимого в период ЧП изделия. Заместитель председателя КУИС Ескали САЛАМАТОВ рассказал “КАРАВАНУ”, что часть осужденных сшитые своими руками маски уже отправляют родным.

– Мы наладили производство защитных масок, стопроцентно закрыв внутреннюю потребность МВД с учетом КЧС, КУИС, Нац-гвардии, спецконтингента учреждений УИС (это 29 тысяч человек, включая находящихся в СИЗО) из расчета 3 маски на человека в день. Они многоразовые, имеют сертификат соответствия (защитная маска от внешних факторов агрессивной среды). С 20 по 29 марта в более чем 40 колониях пошили около 600 тысяч единиц! Задействовано более 1 тысячи швейных машин, – сообщил Ескали Саламатов. – Также мы взяли гарантийное письмо в Шымкенте на фабрике “Azala textile” на приобретение 50 тысяч погонных метров ткани плюс свои запасы были 29 тысяч, итого – 79 тысяч погонных метров. Из этого количества выходит 1 миллион 200 тысяч масок.

Отметим, себестоимость таких масок значительно ниже рыночных – около 200 тенге, и в КУИС уже поступают заявки на их покупку от акиматов и других госорганов. Колонии готовы работать и с этими заказами.

– Эта ситуация показала, что мы можем поднять швейное производство, которое до этого лежало на боку. Швейные станки годами пылились из-за отсутствия заказов, часть вышла из строя, ремни высохли, как только начали подключать, они стали рваться, иголки – ломаться, люди не умели шить. Мы машинки подняли, осужденных обучаем, – рассказал зампред КУИС. Что в ближайшее время может измениться в казахстанских колониях и тюрьмах

А на этой неделе портные в робах начали шить специальные защитные костюмы – 500 штук в сутки, сообщил министр внутренних дел Ерлан ТУРГУМБАЕВ. Вкупе с 50 тысячами масок, ежесуточно выходящих из-под станков, эта работа по ту сторону проволоки демонстрирует ударные темпы. В свете чего сидельцам-ударникам швейного производства сам министр пообещал премию и другие поощрения. И, как сообщил нам Ескали Саламатов, премию передовики-невольники получат до 10 апреля.

Костюм для адвокатов

А как же живут следственные изоляторы (СИЗО)? Адвокат Асель ТОКАЕВА рассказала “КАРАВАНУ”, что посещения СИЗО запретили:

– Адвокаты и следователи могут приходить сюда только в случае неотложных следственных действий и только в защитных костюмах. Маски, перчатки – по умолчанию. Общественные защитники в СИЗО попасть не могут. Без спецкостюма не пускают. Передачи берут.

Правозащитницу и ее коллег беспокоит, что онлайн-режим работы судов в условиях карантина повлияет на качество отправления правосудия. Кстати, система “Судебный кабинет” не принимает новые иски – соответствующее объявление сделал Верховный суд.

– После введения карантина суды отреагировали, и, где была возможность, отложили процессы на срок после 15 апреля, это в основном по гражданским делам. Уголовные дела рассматриваются в режиме видеоконференцсвязи. На днях был процесс: один адвокат сидит в столичном офисе, его подзащитный – дома, под домашним арестом, тоже в Нур-Султане, второй адвокат – в Шымкенте со своим подзащитным. Третий подсудимый – в офисе у адвоката, прокуроры – у себя в кабинетах, и все мы участвуем удалённо. Провели прения таким образом, после чего суд удалился в совещательную комнату. Да, хорошо, что Казахстан предоставляет возможность электронного участия в делах, но каким будет качество судебного процесса в этом формате – вопрос открытый, – говорят адвокаты.

Юрист Аманжол МУХАМЕДЬЯРОВ дополняет: в условиях ЧП лучше вообще не проводить процессы.

– Еще один важный вопрос – изменение меры пресечения тем, кто находится под стражей. По делам, связанным с хищениями, коррупцией, можно было отпустить подозреваемых под домашний арест. Это разрядило бы обстановку в СИЗО, – считает правозащитник.

Ни одного зараженного

Ну а пока с посылками и передачами, свиданиями и посещениями в СИЗО и колониях страны напряженка, онлайн-сервисам по доставке еды и вещей для заключённых прибавилось хлопот. Основатель такого интернет-магазина Бейбит ШАЖИМБАЕВ поделился: количество заказов в марте по сравнению с началом года увеличилось в два раза!

– Мы работаем с руководством колоний и СИЗО в Алматы, Караганде и Павлодаре, люди понимают, что в режиме ЧП лучше сидеть дома и доверяют доставку посылок нам. Не успели открыть сервис в Нур-Султане, и нынешняя ситуация показывает, что в этом есть необходимость. А еще мы приняли участие в республиканской акции “Біз біргеміз”: вместе с администрацией СИЗО г. Алматы бесплатно передали 50 наборов продуктов тем, к кому не так часто приезжают близкие, – рассказал Бейбит.

Ну а мы в завершение добавим, что в онлайн-режиме сейчас также функционирует служба пробации.

Офицеры службы не ездят по домам подучетных лиц, навещают их только в экстренных случаях (когда те пропадают).

В остальных случаях проверка ведется по телефону по видеосвязи. И, как сообщил нам Ескали Саламатов, на сегодняшний день обстановка в учреждениях стабильна, случаев заражения коронавирусной инфекцией не выявлено. Так что инфекционные изоляторы в медчастях колоний и СИЗО, оборудованные на случай обнаружения у заключенных COVID-19, к счастью, пустуют.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи