Опубликовано: 460

"Нашу машину подбросило": хронология взрыва на складе боеприпасов

"Нашу машину подбросило": хронология взрыва на складе боеприпасов Фото - Бизнес-объекты вблизи трассы выглядят словно после землетрясения. Фото Шухрата ХАШИМОВА

Сообщение о пожаре поступило в 19.10, но часа 2 о нем мало кто знал. Люди стали подозревать неладное только на закате дня.

На горизонте сияло огромное зарево от пожара, и жители Тараза начали интересоваться: что же произошло? Вскоре в соцсетях стали гулять видеоролики с места событий, сделанные местными жителями или проезжающими по близлежащей автотрассе водителями и пассажирами.

Никто не мог ожидать

Тогда мало кто мог предположить масштабы трагедии. Точнее, даже никто не мог предположить, что в это время погибают мальчишки-пожарные.

– Мы выехали из Тараза в сторону Рыскуловского района на такси, – рассказывает очевидец Руслан МИНАЕВ. – Вдруг справа от трассы заметили огромное пламя и черный дым. С той стороны к трассе бежали люди. Наш водитель остановился, а попутчики стали снимать на видео. В это время прогремел сильнейший взрыв. Такой, что нашу машину подбросило, а люди от неожиданности выронили смартфоны из рук! Мы поняли, что находиться там опасно.

– Первые взрывы мы услышали часов в 10 вечера, – рассказывает жительница Тараза Хабиба НУРМУХАМЕДОВА. – В это время уже передали по новостям, что загорелся склад боеприпасов. До Тараза оттуда километров 30–40, но взрывы были такие, будто снаряды разрывались совсем рядом. Чуть позже грохот усилился – у нас дрожали лампочки, дребезжали стекла, диван ходил ходуном! Стало страшно!

Сила взрывов была такова, что некоторые жители впали в панику и стали покидать дома. Многим казалось, что снаряды могут долететь до города. На заправках и автотрассах в сторону Шымкента образовались пробки и заторы. Слухи об эвакуации, как оказалось, были небеспочвенны. Но эвакуировали только жителей близлежащих к месту происшествия сел – Кайнар, Жанатурмыс, Базарбай и Ушбулак. Было приостановлено движение на трассе Алматы – Ташкент. Все дороги к месту происшествия, в том числе железная, были перекрыты.

Сила взрывной волны

Если в Таразе люди испытали сильнейший шок от взрывов, то что говорить о жителях, оказавшихся вблизи военной части? К примеру, село Кайнар располагается в радиусе километра от места происшествия. Его жителей, как и из соседних сел – Ушбулак, Жанатурмыс, Базарбай – спешно эвакуировали.


Через два часа после первого взрыва дома сельчан опустели. Фото Шухрата ХАШИМОВА

Рано утром дорога в военную часть была оцеплена омоновцами и сотрудниками полиции. Въезд оставался только для специальных машин с пропусками. Несколько журналистов просили пропустить их к месту происшествия, но военные были непреклонны:

– Опасность взрывов всё еще существует, – объяснял один из них. – Там противопехотные и противотанковые мины – если взорвется, от вас ничего не останется. Никто вас не пропустит!

А вот в село Кайнар доехать было можно – сюда возвращались эвакуированные накануне жители. Сразу же бросилось в глаза обилие покореженных домов. В основном в них повыбивало стекла, кое-где была продырявлена крыша, упали даже несколько ворот и пескоблочный забор – настолько сильной была ударная волна.

Местные жители не сразу узнали о погибших сотрудниках военной части и службы ЧС. Только на следующий день после катастрофы стали известны страшные подробности того, какой ценой удалось потушить пожар.

– Погибли люди? – удивлялась сельчанка Зухрат ТАЖИЕВА. – Странно, а нам ничего еще не сказали. Хотя это неудивительно! Ведь даже у нас грохотало так, будто была война. Мы ужинали, когда заметили огромный столб огня и дыма. Муж сказал, что там военная часть, и у них пожар, и что это может быть опасно. Но до 9 вечера никто не говорил об эвакуации. Вдруг произошел оглушительный взрыв. Даже стол подпрыгнул, тарелки упали на пол. Мы испугались. Потом последовало еще несколько взрывов, мы выбежали на улицу и увидели, как многие соседи с собранными вещами садятся в машины. Они уезжали в сторону Тараза. Мы взяли паспорта и деньги, вместе с детьми сели в машину. А при выезде заметили, как в село въезжали несколько автобусов с военными – официально была объявлена эвакуация.

Зуфур МАМЕДОВ говорит, что ощущение было такое, будто бомбы и гранаты взрывались под ногами. «Вооруженные силы Казахстана стали фактором угрозы нацбезопасности»: мнение казахстанских и зарубежных экспертов о трагедии в Жамбылской области

– Сколько лет здесь живу и никогда не подозревал, что в этой воинской части хранят боеприпасы! Но как можно было позволить сделать это вблизи села! Если бы не было рядом населенных пунктов, не было бы эвакуации и опасности для жителей. Складам можно было бы дать догореть, не рискуя жизнями пацанов, – считает ветеран.

Сотрудник департамента полиции Жамбылской области Бегман КУТМЫРЗАЕВ дежурил в селе всю ночь и на следующий день оставался дежурить.

– Эвакуацией пришлось заниматься в сложных условиях, – говорит он. – Прежде всего, переживали за жителей, так как горевшие склады находились рядом. Руководство департамента полиции координировало ход операции, и ошибок не было. Многие жители кричали и бежали со страхом в глазах, нам пришлось их успокаивать и внушать: дома дрожат не от осколков, а от звуковой волны, и главное сейчас – спокойно сесть в машину или автобус и уехать в город. Грохот от взрывов действительно был сильным, тряслась земля. После эвакуации нам нужно было дежурить в 3 селах, чтобы не допустить мародерства.

Страшную картину представляла собой и заправка, расположенная недалеко от трассы и вблизи воинской части. Ее саму будто бы взорвали изнутри, хотя всё дело только во внешнем воздействии взрывной волны. Выбиты стекла, полки внутри павильона с товаром развалены, везде осколки и поломанная мебель.

Чайхана вблизи трассы после прошедших взрывов

Чайхана вблизи трассы после прошедших взрывов

Сегодня жизнь в близлежащих к части селах вернулась в прежнее русло. Хотя жители вряд ли забудут это происшествие.

– Мы впервые задумались о том, чтобы переехать отсюда, – рассказывает Зухра. – Во-первых, испытали шок. Во-вторых, уверены, что сейчас вряд ли речь зайдет о закрытии части и запрете хранения боеприпасов. Значит, подобные инциденты могут случиться и впредь. Нам говорят: не бойтесь, ведь в селе никто не умер. Но я видела, в каком ужасе люди покидали родные дома, как мальчишки бежали сначала с любопытством в сторону пожара, а потом в ужасе обратно, в село.

Ситуацию разрядил приезд в село акима области Бердибека САПАРБАЕВА, который пообещал жителям восстановление домов.

– Что касается восстановления жилых домов и помощи – мы сегодня с утра объехали 3 населенных пункта, там сгоревших жилых домов и других объектов нет. Но есть дома, требующие ремонта, – мы подсчитаем ущерб и поможем их восстановить, – сказал глава региона.

Раненых доставляли в Тараз. Фото Шухрата ХАШИМОВА

Раненых доставляли в Тараз. Фото Шухрата ХАШИМОВА

Их больше нет

К сегодняшнему дню цифра погибших возросла до 15. Среди них – двое военнослужащих по контракту – сержант Марат МЕШИНБАЙ и ефрейтор Руслан ЖАНБОЛАТОВ, а также служащий военизированной охраны Оразбек ДАЛИБАЕВ. С первых минут возгорания они находились в составе пожарной команды воинской части, проводя тушение пожара. Погиб также военный прокурор Южного региона полковник Арман КАПЕЗОВ, который оказался на месте по долгу службы. Не стало и начальника пожарной команды старшины Еркина НАДИРБЕКОВА. Он руководил тушением пожара на складе и погиб от взрыва.

Все они награждены государственными орденами “Айбын”, а звание “Халық Қаһарманы” с вручением знака особого отличия – Золотой Звезды и ордена “Отан” – присвоено заместителю начальника службы пожаротушения ДЧС Меиржану АЙМАНОВУ, который ценой своей жизни спас нескольких ребят из своей команды.

Начальник караула пожарной части № 3 города Тараза Сергей ЗАИКИН со своим расчетом одним из первых направился тушить пожар в военной части. У него остались двое маленьких детей.

– 20 января этого года он со своими сослуживцами спасал мою дочь и ее семью от пожара, – рассказывает жительница Тараза Наталья ГОНЧАРОВА. – Его расчет приехал через 5 минут после вызова, не дав сгореть дому дотла. Благодаря его умелым и профессиональным действиям часть дома была спасена. И потом еще несколько дней подряд приезжал к дочери домой, чтобы проверить, не пахнет ли гарью, не горит ли где еще. Я о нем написала акиму нашей области с просьбой наградить. А теперь вот его не спасли. Он настоящий герой – погиб, спасая наши жизни. Тяжело поверить, что его больше нет.

ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи