Опубликовано: 2400

Меняем КСК на переправе?

Меняем КСК на переправе? Фото - Тахир САСЫКОВ

Спонтанное решение министерств поменять форму управления жилым фондом с привычного КСК на непонятное ОСИ (объединение собственников имущества) застигло врасплох председателей кооперативов собственников квартир в Казахстане в начале текущего года. Но растерянность не стала для председателей карагандинских КСК помехой для того, чтобы объединиться и потребовать перед проведением реформ в сфере ЖКХ досконально рассмотреть данный вопрос на всех

уровнях.

А помог им в этом председатель комитета энергетики и ЖКХ Карагандинской области, член комитета строительства, производства строительных материалов и ЖКХ Нацпалаты “Атамекен” Серик ТОРЕГЕЛЬДИН. О том, почему он считает неправильным принцип “до основанья, а затем…”, которым руководствуются при попытке замены КСК на ОСИ, какие опасности усматривает в столь поспешной реформе ЖКХ и многом другом, он поведал в эксклюзивном интервью “КАРАВАНУ”.

Что такое ОСИ?

– Серик Макенович, жители Караганды, да и всего Казахстана, я думаю, могли бы присоединиться к моему вопросу: что это за ОСИ такое и с чем его едят?

– Вопрос уместный, так как подавляющее большинство казахстанцев действительно даже не подозревают о готовящейся реформе, поскольку вопрос о замене КСК на ОСИ не выносился на широкое публичное обсуждение. Я сам только недавно узнал, что в недрах министерств РК готовится документ, которым они хотят все КСК заменить новой структурой – объединением собственников имущества (ОСИ). Этот разговор начался публично в начале января 2018 года. Из НПП поступило поручение подготовиться, поскольку этот вопрос был включен в повестку дня заседания комитета строительства, производства строительных материалов и ЖКХ при Нацпалате “Атамекен” РК.

Так вот смысл реформ: сегодня КСК работает за счет взносов с населения – 15 и более тенге с квадратного метра. А ОСИ, как нам объясняют, будут существовать за счет этих же взносов плюс ежемесячных вложений жителей в фонд ремонта.

Будет создано два вида ОСИ – для многоквартирных домов, где количество помещений более 10, и для многоквартирных домов, где количество помещений 10 и менее. По второй форме подразумеваются дома на несколько хозяев коттеджного типа или в отдаленных населенных пунктах. А над самими ОСИ они хотят создать управляющие компании. То есть это две структуры, которые будут контролировать жилой фонд. Какие перемены задумали реформаторы ЖКХ в Казахстане

– Не объяснили, почему вдруг так поспешно хотят внедрить новшества?

– Они это объясняют тем, что на КСК поступает много жалоб, что финансовые потоки в них не прозрачны и что пришла пора собственникам жилья найти новую форму управления.

– И какие суммы предполагается взимать с населения в фонд ремонта?

– Приблизительно с двух-, трехкомнатных квартир по 2–5 тысяч тенге ежемесячно. Как нам объяснили, в перспективе эти деньги будут идти на капитальный ремонт домов. Ну и ежемесячную плату в ОСИ тоже никто не отменит.

– Ого! Боюсь, население возмутится…

– В том-то и дело! Создать повод для социального взрыва, надавив на больную мозоль – сферу ЖКХ, сегодня очень легко. Только кто потом будет это расхлебывать? Прежде чем рассматривать вопрос о замене КСК на другую форму управления объектами кондоминиума, надо подготовиться. Лично я, узнав о том, что вопрос выносится на повестку дня в НПП “Атамекен”, обратился к акиму города Нурлану АУБАКИРОВУ с просьбой собрать председателей КСК Караганды, чтобы объяснить ситуацию и выслушать их, собрать все аргументы за и против.

Чтобы не получилось, что мы, карагандинцы, при обсуждении этого вопроса окажемся в стороне от столбовой дороги, а потом, когда законопроект одобрят, будем возмущаться.

Надо отдать должное акиму города, он откликнулся на нашу просьбу и помог организовать эти встречи. Так что на заседание комитета в НПП “Атамекен” я приехал подготовленным, и не один – вместе с руководителями КСК Караганды, пожелавшими принять в нем участие, и выступил по рассматриваемому вопросу.

На чиновников тоже есть жалобы

– Можно узнать суть вашего выступления?

– Я сказал, что не разделяю точку зрения о том, что КСК себя изжили и что их нужно “заменить”. Убрать КСК и пустить новую структуру управления – это неправильно. Мы почти 27 лет являемся суверенным государством, живем при рыночной экономике. И во многом мир и стабильность обусловлены тем, что жилищно-коммунальная сфера у нас стабильна. Да, она иногда вызывает нарекания, но это не значит, что ее надо менять другой формой управления.

А ведь сегодняшние председатели КСК – это те люди, которые более двадцати лет назад не побоялись взять на себя ответственность за управление жилищным хозяйством, которое досталось от социализма в крайне запущенном состоянии.

По-другому и не могло быть. ЖКХ в прошлом столетии финансировалось по остаточному принципу. Работа там была не престижна из-за низкой зарплаты, грязных условий и ручного труда. По этой и другим причинам туда шли люди с невысокой квалификацией. Все пороки ЖКХ прошлого столетия можно видеть и сегодня. Но, несмотря на это, благодаря энтузиазму, терпению, мужеству и организаторским способностям руководителей КСК проделана большая работа по ремонту и управлению жилым фондом. Будет ли польза жильцам от ликвидации КСК: плюсы и минусы

Некоторые, не оглядываясь на то, что сделано ими, кричат: “КСК долой!”. Тогда как все это время буфером между властью и населением являются КСК, и во многом благодаря им нет массовых жалоб от жителей домов на коммунальную неустроенность, общество спокойно. Много КСК в Караганде, работающих неплохо, у них на протяжении 2–3 лет нет серьезных и частых жалоб от жителей. Их председатели – организаторы и народные умельцы, они не только руководят (не в смысле “руками водить”, как это делают отдельные чиновники), но являются крепкими хозяйственниками и не боятся встречаться с людьми. Многие из них успешно могли бы работать акимами районов и городов.

И что, выкинуть на улицу целый штат работников? В Караганде их более сотни. За каждым стоит 10–20 домов, тысячи жителей. Не будет ли в этом случае нарушен Трудовой кодекс?

Кроме того, что касается жалоб на КСК. Жалобы есть на чиновников, ежегодно сотни их привлекают к уголовной ответственности, сажают министров. И что же нам теперь, институт министерств отменить? Надо не радикально “брать и отменять”, а разбираться, в чем КСК недорабатывают и почему. И создать им такие условия, чтобы они могли самостоятельно устранить эти недочеты.

Телега впереди лошади

– Каким образом? Вы предлагаете усовершенствовать законодательную базу для поддержки КСК?

– И это тоже. Сегодня КСК платит налоги, как юридическое лицо, но – парадокс! – при этом не является предпринимателем. Я предлагаю: во-первых, совершенствовать нормативную базу, в том числе Закон “О жилищных отношениях”. Во-вторых, рассмотреть возможность дать КСК статус предпринимателя. В-третьих, ввести особый налоговый режим для КСК. На мой взгляд, надо максимально помочь, чтобы эта структура дальше “ехала”. Либо, в крайнем случае, сделать так, чтобы переходный период был для них безболезненным.

– Вы не знаете, кто “родитель” идеи внедрения ОСИ взамен КСК? Почему реформа навязывается кулуарно?

– Поспешность, с которой сверху пытаются навязать ОСИ, настораживает и нас. Нам сообщили, что ОСИ – это передовой опыт Германии. И предложили 25–31 мая съездить всем желающим из каждой области в Германию, чтобы изучить их опыт. Мы поедем, но возникает вопрос: почему сначала нужно внедрить, а потом изучать опыт. Это же та самая телега впереди лошади! В конце концов, наш менталитет отличается от немецкого, период становления государства по времени разный. Закон “О жилищных отношениях” в Германии принят в 1956 году, а у нас, если память мне не изменяет, в 1997 году. Нужна адаптация их опыта, как минимум.

Кроме того, если в ОСИ есть что-то прогрессивное, почему нельзя внедрить это в работу КСК? Нельзя категорично рассматривать внедрение ОСИ с ликвидацией КСК.

И, наконец, надо не забывать, что руководители КСК работали в самые тяжелые годы становления Республики Казахстан, они заслуживают внимания и большого уважения прежде всего со стороны правительства, министерств и государства в целом. Нужно для начала вынести этот вопрос на общественные слушания. Чем грозит казахстанцам новая концепция законопроекта о ЖКХ

– Как восприняли вашу точку зрения в Нацпалате?

– То экспертное заключение, которое дала НПП “Атамекен” министерству по инвестициям и развитию РК, красноречиво свидетельствует о том, что я не одинок во мнении по данному вопросу. “Предложения проекта закона целесообразно проверить на соответствие нормам Конституции Республики Казахстан в части свободы выбора граждан, а также принципам создания некоммерческих организаций, поскольку обязательное создание ОСИ предусматривает обязательное членство в нем, – говорится в заключении. – Кроме того, поскольку проект закона затрагивает интересы не только предпринимательского сообщества, считаем необходимым в обязательном порядке представить концепцию предлагаемой системы ОСИ широкому обсуждению в рамках общественных слушаний”. И это вселяет надежду…

КАРАГАНДА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи