Опубликовано: 25800

Будет ли польза жильцам от ликвидации КСК: плюсы и минусы

Будет ли польза жильцам от ликвидации КСК: плюсы и минусы

Поскольку новой информации о революции в ЖКХ в открытом доступе нет, правительство затаилось и чешет затылки в тиши кабинетов, то мы рассмотрим надвигающуюся на нас неизбежность с практической стороны – будет собственникам от этого всего польза или нет.

Начнем с модели, которая так полюбилась чиновникам от ЖКХ и от которой они ни за что не откажутся: “Один дом – одно ОСИ (объединение собственников имущества) – один банковский счет”. Кто еще не знает, ОСИ придут на смену КСК, эту форму управления предлагается ликвидировать.

Прежде ответим на вопрос, почему реформаторам она так люба: потому что эта модель уже работает в соседней России, и большая, если не вся, революция жилищно-коммунального хозяйства списана с их Жилищного кодекса. Ругать за заимствование не станем, так весь мир сейчас живет, а вот верить на слово, что все изменится к лучшему, тоже не будем.

Итак, смотрим официальное объяснение реформаторов, данное ими в концепции к проекту закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства”: “Предлагаемый принцип предусматривает индивидуальный подход по управлению каждым домом. На каждый многоквартирный жилой дом будет открыт собственный текущий счет, увеличится количество зарегистрированных объектов кондоминиума, создадутся предпосылки для развития сервисных компаний”.

Пожалуй, последнее сейчас больше всего занимает умы чиновников от ЖКХ, по сути, их цель перенаправить платежи за содержание общедомового имущества и капитальный ремонт со счетов КСК и из карманов председателей в управляющие (сервисные) компании, а с тех уже брать налоги, как это предусмотрено Налоговым кодексом.

Напомню, что кооперативы собственников квартир считаются некоммерческими организациями и налоги в виде НДС (налог на добавленную стоимость – 12 процентов) и КПН (корпоративный подоходный налог – 20 процентов) не платят. Добавлю, что накопления на капитальный ремонт революционеры от ЖКХ вовсе предлагают забирать в общак, в сравнительной таблице к проекту вышеназванного закона это называется – фонд накопления средств на проведение капитального ремонта. Чем грозит дерзкая идея реформаторов ЖКХ собирать деньги на капремонт в единый фонд

О минусах, которые это нововведение несет для собственников, мы писали не раз, поэтому сегодня на этом останавливаться не будем, приведем только цитату из сравнительной таблицы, где разработчики объясняют необходимость создания фонда: “В 2011 году статья 31 Закона “О жилищных отношениях” была дополнена нормой о том, что КСК открывает отдельный сберегательный счет, куда собственники помещений должны ежемесячно перечислять средства в размере 0,02- кратного МРП в расчете на 1 квадратный метр принадлежащего им помещения для накопления средств на проведение капитального ремонта. Однако за 6 лет существования данной нормы накопительные счета не открыты, данные деньги собираются менее чем в 3 процентах КСК, но не накапливаются, а расходуются на текущие нужды, и без вмешательства государства данная проблема не может быть решена”.

Даже не знаю, что на это сказать… В общем-то, собственники просили государство вмешаться, но несколько иначе, а именно помочь им контролировать председателей КСК.

Говорили собственники и о размере платежей: сбор в 0,02 от МРП за квадратный метр (48 тенге 53 тиына в 2017 году) – сумма запредельно высокая, именно поэтому в подавляющем большинстве КСК отказались ее платить вовсе либо уменьшили в несколько раз.

Но, похоже, собственников ходоки от власти не услышали и думали в этот момент, как оказалось, о чем-то своем. Меня могут упрекнуть, что я повторяюсь и об этом уже писала не раз, но что делать, господа дорогие, если нашему чиновничеству и депутатам приходится повторять несколько раз, чтобы до них дошла простая мысль: размер сбора должен быть разумным, чтобы человек расставался с деньгами легко, а не приведи чего похуже…

Будет ли польза

Мы не случайно стали с вами рассматривать предлагаемую модель с намерения вывести реформаторов на чистую воду и в ней как на ладони увидели, что сфера ЖКХ будет передаваться на откуп бизнесу, а значит, о платежах в размере 11 или 25 тенге за квадратный метр придется забыть. Мною неоднократно задавались разработчикам вопросы: какова будет цена вашей реформы, сколько будут платить собственники при вашей модели? Ответа я так и не получила. Если эти цифры и есть, а по процедуре прохождения подобных документов они должны быть обязательно, то они не предназначены для глаз собственников и СМИ. За что в Казахстане платят председателям КСК

Я приведу вам цифры, которые сейчас платят владельцы жилья в доме из 48 квартир в одном из КСК Алматы, состоящего из одного дома:

Расходы на содержание общедомового имущества – 40 тг / кв. м.

Техническое обслуживание – отопление, горячая / холодная вода и электроэнергия (сервисная организация) – 8 тг / кв. м.

Уборка подъездов – 320 тг / квартира.

Домофон – 300 тг / квартира.

Видеонаблюдение – 350 тг / квартира.

Накопления на капитальный ремонт – 10 тг / кв. м.

Установку общедомового счетчика брать не будем, итого получается, что собственник квартиры размером 40 квадратных метров ежемесячно платит 82 тенге 25 тиын за квадратный метр, из них 32 тенге 25 тиын отходят представителям бизнеса: это уборка подъездов, сервисная компания, обслуживание домофона и видеонаблюдение.

Почему такой высокий сбор в 40 тенге за квадратный метр на содержание общего имущества, если в доме нет ни лифта, ни консьержа, ни охраны, спросите вы.

Потому что никто из собственников не запросил у председателя сметы, в первую очередь отвечу я, но и выплату заработной платы управдому, бухгалтеру и дворнику никто не отменял.

Официально в этом КСК на оплату их труда уходит порядка 50 процентов от всей суммы поступлений, хотя по Закону “О жилищных отношениях” этот показатель не должен превышать 25. Вот с чем, прежде всего, придется столкнуться собственникам при переходе на новую модель – взять на себя заработные платы и соответственно оплату налогов с них. Учитывая, что самыми распространенными многоквартирными жилыми домами у нас в стране являются пятиэтажки, то для них бремя это станет весьма чувствительным.

Конечно, внимательный читатель заметил, что услуги сервисной организации (8 тг / кв. м) должны входить в 40 тг /кв. м, и это тоже пример того, с какими уловками нечистых на руку управдомов придется столкнуться собственникам в будущем. Ведь сама модель не предлагает нам лекарства от воровства, правда, положительный момент в ней имеется.

По задумке авторов концепции председателем ОСИ может быть избран только собственник, проживающий в данном доме. Понятно, что при таком раскладе дом не развалится и все коммуникации будут исправны.

Здесь, естественно, обрадуются те собственники, чьи дома попали в алчные и нерадивые руки председателей кооперативов с большим числом МЖД. Другой положительный момент – и на него также напирают реформаторы – один-единственный банковский счет легче контролировать. Мы писали ранее, что выписка с банковского счета выболтает все о манипуляциях нечистых на руку управленцев, – так устроена банковская система. Правда, было бы неплохо, если бы разработчики включили требование для ОСИ производить все выплаты (за исключением заработной платы сотрудникам) только через безналичный расчет. Наша умелица, например, любила каждый месяц опустошать счет, снимая наличные, а потом пойди проверь – после ее бесславного бегства осталось столько непригодного “мусора”, якобы подтверждающего ее расходы, что мама не горюй.Собственники имеют законное право не платить по счетам КСК

Чем еще хороша модель – никто другой, кроме самих собственников, проживающих в данном доме, не принимает решение по работам, которые необходимо провести.

В случае, когда в кооператив входит большое число МЖД, все зачастую происходит иначе: например, на общем собрании присутствовали собственники только восьми домов из десяти, кворум набран, решение легитимно, и то, что они там решили, обязаны исполнять и собственники тех двух домов, которые на данном мероприятии не присутствовали. При новой модели подобные ситуации невозможны.

Но это все плюсы. Повторюсь, минусы станут ощутимыми для собственников: оплата на содержание общедомового имущества существенно возрастет, да и институт “председателей” никто не отменит, следовательно, воровство, мошенничество, некомпетентность и откровенный беспредел со стороны неадекватных и нечистых на руку управдомов останутся.

В концепции, да и в сравнительной таблице к проекту закона мы не увидели защитных мер интересов собственников. Прежде всего, это касается поправок в Кодекс РК об административных правонарушениях. Верить в то, что при запуске “Единой информационной системы жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства (ЕИС ЖФ и ЖКХ)”, на которую так уповают реформаторы и куда по их задумке все председатели ОСИ страны будут обязаны выкладывать отчеты о расходах, все будет прозрачно-препрозрачно, не станем. Готовя материал, специально просмотрели ресурсы, где ранее выкладывались эти самые отчеты в добровольно-принудительном порядке, увы, картина безрадостная, последние даты: III квартал 2016 года – I квартал 2017 года. Что скрывают реформаторы казахстанского ЖКХ

Так что пройтись по финансовым преступлениям и ужесточить наказание за неисполнение норм и требований Закона “О жилищных отношениях”, господа реформаторы, надобно.

Итожить плюсы и минусы пока не будем, там еще есть куда посмотреть со всей внимательностью, этим и займемся в будущих номерах.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть