Опубликовано: 1800

"Меня даже лукавым обозвали": алматинец с инвалидностью по зрению выиграл суд против 3 банков

"Меня даже лукавым обозвали": алматинец с инвалидностью по зрению выиграл суд против 3 банков

Последние теперь обязуются улучшить в своих отделениях сервис и инфраструктуру для клиентов с ограниченными возможностями.

Это победа!

Осенью прошлого года “КАРАВАН” рассказывал, что алматинец Кенжегул СОЦИАЛУЛЫ, имеющий I группу инвалидности по зрению, подал в суд на несколько банков (см.: "Алматинец с инвалидностью подал в суд на крупнейшие банки Казахстана", "КАРАВАН" от 24.11.2021 г.). Поводом стали барьеры, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью при получении банковских услуг: отсутствие инфраструктуры и информации в удобном для них формате; недоступность банкоматов; неумение взаимодействовать со стороны персонала, не говоря уже об отказах в получении кредитов.

Кенжегула Социалулы поддержало общественное объединение “Комиссия по правам людей с инвалидностью имени Кайрата Иманалиева”. Также он член рабочей группы “Финансовая инклюзия”, образованной несколько лет назад при поддержке Агентства РК по развитию и регулированию финансового рынка. Рабочей группой были разработаны "Методические рекомендации по обслуживанию банками клиентов с инвалидностью", в которые вошли меры по устранению всех известных барьеров. Несмотря на то что продвижение финансовой инклюзии в Казахстане идет не первый год, многие банковские услуги так и остаются недоступными или труднодоступными для граждан с ограниченными возможностями.

В январе 2022-го суд встал на его сторону, обязав банки устранить недочеты. В установленный срок, но не более 6 месяцев, произвести работы, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Почти все претензии Кенжегула были удовлетворены. Теперь 3 отделениям банков в Алматы в разных объемах нужно будет выполнить следующие требования: установить звуковой маяк, тактильную мнемосхему, тактильную плитку внутри помещения и возле банкоматов, банкомат оборудовать входами для наушников для восприятия звукового меню, панели со шрифтом Брайля, обеспечить голосовым сопровождением меню и его функции, адаптировать интернет-сайты и мобильные приложения.

– Да, я доволен решением суда. Только по части тактильных дорожек было отказано, в остальном я получил поддержку, а это порядка 7 пунктов, которые необходимо устранить банкам, – рассказывает Кенжегул, социальный предприниматель и спортсмен. – Правда, во время суда от представителей банков столько выслушал, меня даже лукавым обозвали. 

Мы с 2018 года писали рекомендации, собирали представителей банков, чтобы разъяснять, что такое финансовая инклюзия, доступность и так далее. Даже во время пандемии проводили собрания через ZOOM, продолжая рассказывать, как должны быть адаптированы и доступны банки. Причем всё это есть в законах, и законы эти существуют давно. Я требовал лишь соблюдения своих прав.

Меня спрашивали, что мы можем сделать, чтобы вы отозвали иск, может, персонального менеджера выделить? Мы готовы были отозвать иски, если нам дадут официальный документ, подписанный руководством, что обязуются устранить недочеты в определенные сроки. Но этого не случилось.

На этапе медиации урегулировать вопрос не получилось. Ответчики пытались сделать так, чтобы судья проявил жалость, так как во время январских событий все наши банки пострадали и так далее. Но иск вообще-то подан был в октябре, когда этих всех моментов не было.

Я не хочу задумываться, доступно там или нет. Я желаю прийти, снять средства, к примеру, и уйти. Хочу пользоваться банковскими услугами без помощи третьих лиц. Вот недавно мне пришлось просить моего тренера, чтобы он помог мне снять деньги с карточки. Вопрос доступности должен быть решен, чтобы любой человек с нарушением зрения мог пользоваться услугами банков.

Заразительный пример

Если хотя бы в 3 отделениях банков крупнейшего мегаполиса страны произойдет улучшение инфраструктуры и сервиса для людей с инвалидностью, это само по себе будет хорошей тенденцией.

– Мы до этого говорили с представителями банков в рамках встреч рабочей группы “Финансовая инклюзия”, чтобы они выбрали в каждом районе 1 банк и сделали его на 100 процентов доступным, – продолжает Кенжегул. – Чтобы мы отметили их на “Карте доступности” Алматы, чтобы каждый знал, что банк, условно на Сейфуллина – Шевченко, полностью доступен для посещения человека с инвалидностью. В Алматы должно быть порядка 10 таких доступных отделений банков, по одному в каждом из районов города плюс центральные офисы. Да, мы понимаем, весь мир переходит в цифровой формат, но даже если и так, люди всё равно приходят в банк и пользуются услугами на месте.

Сделайте 1 отделение безбарьерным, мы больше не требуем и не заставляем вас, понимаем, что это накладно и так далее. Но нас ведь вообще не слышат. Поэтому пришлось идти отстаивать свои права через суд!

Пока те, кто управляет банками, не поймут, что дискриминируют клиентов с инвалидностью, предположительно число таких исков к ним будет только увеличиваться. А победа Кенжегула Социалулы будет воодушевлять других на пути борьбы за свои права.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи