Опубликовано: 210

Ученики с нарушением зрения ждут уже 15 лет: что творится на одном из самых скандальных долгостроев Казахстана

Ученики с нарушением зрения ждут уже 15 лет: что творится на одном из самых скандальных долгостроев Казахстана Фото - Тахир САСЫКОВ

Несколько поколений учеников с нарушением зрения в Караганде с 2008 года не могут отпраздновать новоселье в построенном для них здании специализированной школы-интерната.

Стройка “на века”

Если и бывают несчастливые объекты, то в Караганде один из них – это точно КГУ “Специальная школа-интернат № 1 для детей с нарушением зрения”. Достаточно вспомнить, что здание современного учебного заведения начали возводить в 2006 (!) году – по государственной программе “100 школ, 100 больниц”. Тогда на грандиозный проект из республиканского бюджета выделили астрономическую сумму – 1,5 миллиарда тенге. Чиновники обещали явить миру бомбический проект. Так оно и вышло. Только со знаком минус. Согласно документации, в школе для слабовидящих детей предусматривались не только жилой и учебный блоки, но также свои прачечная, котельная, овощехранилище и даже большой бассейн. Понятно, что реализация масштабного проекта требовала не менее масштабных средств и энного количества времени. Однако со вторым компонентом произошел явный перебор.

Изначально заказчиком строительства школы для слабовидящих детей в Караганде стало министерство образования РК. Деньги были выделены, строительство шло бодрыми темпами, и к 2008 году здание было практически достроено. В предвкушении новоселья ученики и педагоги интерната строили планы на будущий учебный год. Подрядчики начали обставлять просторные помещения школы новехонькой мебелью. Но планы будущих новоселов рухнули, когда заказчик и подрядчик не сошлись во мнениях по поводу финансов и начали судиться.

Судебные тяжбы превратили почти законченный объект в один из самых позорных долгостроев шахтерской столицы.

На протяжении 6 лет здание тихо разрушалось под напором времени и мародерских замашек местных маргиналов без определенного места жительства.

В конце 2015 года карагандинские власти опомнились и решили закончить строительство школы-интерната. Из местного теперь уже бюджета была снова выделена кругленькая сумма с большим количеством нулей. Заказ на строительство снова разместили на портале госзакупок, провели конкурс, заключили договор с победителем. В пустых школьных коридорах вновь запахло краской, и рабочие в заляпанных робах оживили заброшенное здание своим присутствием.

Но, как говорят одесситы, недолго музыка играла. Один из участников тендера, решив, что его победитель был выбран с нарушениями, пошел в суд. И стройка снова встала.

Суд да дело

Судебные тяжбы длились более 4 месяцев, затем новый подрядчик – ТОО “Астана Шанырак-2030” – возобновил прерванное строительство. Карагандинцы с замиранием сердца следили за тем, как идут работы на самом долгоиграющем объекте города. И новый виток проблем не заставил себя долго ждать. Подрядчик начал задерживать зарплаты своим работникам, поставив под угрозу срок завершения строительства.

А в июле 2017 года, очевидно, потеряв терпение, долгострой посетил аким области Ерлан Кошанов.

Пройдя по помещению, глава региона неприятно удивился: работы были сделаны на тяп-ляп. У ступенек не оказалось поручней, плитка в бассейне потрескалась, крыша зияла щелями и желтыми потеками, а линолеум не был закреплен и буквально “катался” под чиновничьими ботинками.

Все эти строительные ляпы вызвали глубокое неудовольствие Ерлана Жакановича, и, дабы оно не переросло в гнев, глава управления строительства, коим был на тот момент Бауыржан Исабаев, клятвенно пообещал, что к началу учебного года подрядчик исправит все огрехи. Более того, он заверил акима, что в договоре со строительной фирмой оговорен гарантийный срок – 3 года, и если в этот период что-то сломается, нести ответственность за это и восстанавливать будет всё тот же подрядчик. На том и порешили.

В августе 2017 года ученики школы-интерната переехали в новое здание. Чиновники презентовали “великое вселение” с помпой: красивый актовый и спортивный залы, бассейн, лингафонный кабинет, современные классы с интерактивным оборудованием, тифлобиблиотека, спальные корпуса для девочек и мальчиков, комнаты для отдыха и другие удобства. Но сразу после 1 сентября родители школьников стали жаловаться на нарушения, создающие массу неудобств для детей с инвалидностью: глухие окна без возможности открытия, крошечные унитазы, отсутствие перегородок в туалетах и электричества в пищеблоке, высокие пороги, ручки дверей со встроенными в них замками, отсутствие специального оснащения: тактильных плит, поручней и так далее. Не говоря уже о том, что на полу в коридорах во время их прихода всё еще валялись строительные материалы. В управлении образования, куда обратились с жалобами родители, разводили руками: проект устарел за время стройки, не все потребности детей с нарушениями зрения в нем были учтены.

Но свеженькое здание интерната практически сразу же преподнесло своим обитателям сюрприз куда серьезнее. Педагогический коллектив забил тревогу, когда школа начала в буквальном смысле разваливаться. По перекрытиям пошла трещина, разрушился защитный слой бетона, оголилась арматура.

Осторожно: школа!

Сегодня специалисты утверждают: от ЧП детей спасла пандемия. Онлайн-формат обучения, введенный в 2020 году, позволил своевременно провести экспертизу и полностью проверить стены, кровлю и полы. А в июне этого года экономический межрайонный суд Карагандинской области, рассматривавший дело по иску прокурора района имени Казыбек би, постановил приостановить работу школы-интерната.

Эксперты установили, что здание учебного заведения несет в себе опасность для жизни и здоровья людей, находящихся в нем.

“Эксплуатация объекта на указанном участке представляется опасной. Требуется ограничить доступ персонала на указанном участке до принятия мер по восстановлению”, – гласило постановление суда.

Увы и ах, но к началу нового учебного года подрядчик никаких “мер по восстановлению” так и не принял. Гарантийный срок бесплатного ремонта в течение 3 лет к тому моменту уже истек.

Но заказчик решил всё равно привлечь строительную компанию к финансовой ответственности. На подрядчика подали в суд из-за завышения стоимости работ. Согласно проведенному аудиту, строители не построили котельную, не установили пожарную сигнализацию и поручни на стенах, закупили некачественную мебель, не сделали тактильные дорожки. Суд встал на сторону истца и определил взыскать с “Астана Шанырак-2030” в пользу заказчика – управления строительства – 63 миллиона тенге. Тем не менее эти деньги никак не помогли слабовидящим детям встретить День знаний в многострадальном здании.

– Областным бюджетом выделено 18 миллионов тенге на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт, – прокомментировали ситуацию в управлении образования Карагандинской области. – Первые работы начнутся в первом квартале 2022 года.

А ученики школы-интерната сейчас заняли здание бывшего детского дома “Кулыншак”, который был расформирован этим же летом. Временное прибежище для слабовидящих детей было наспех подготовлено силами коллектива сотрудников школы-интерната № 1. Педагоги, ученики и родители надеются только, что не станут красноречивым подтверждением афоризма “Нет ничего более постоянного, чем временное”.

КАРАГАНДА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи