Опубликовано: 720

Ловись рыбка, большая

Ловись рыбка, большая Фото - Подобного предприятия по выращиванию африканских сомов нет в Казахстане. Фото Владислава КОЖУХАРЯ

Актюбинские степи вполне могут стать рыбным краем. Так считают в министерстве экологии.

Правительство возлагает на рыбоводство большие надежды. К 2030 году планируется в 5 раз увеличить количество рыбных хозяйств, а только в этом году вдвое нарастить объем товарной рыбы. Для решения такой глобальной задачи введены новые правила в законодательстве, предусмотрены субсидии. И вообще этот вопрос стоит особняком как в минсельхозе, так и в министерстве экологии. Если раньше не делалось отличий между животноводом, растениеводом и фермером, разводящим рыбу, то сейчас на рыбоводство выделяются отдельные средства.

Как сообщает минэкологии, в Актюбинской области планируется расширить мощности уже действующих хозяйств, создать 34 озерно-товарных, 8 садковых, 1 прудовое хозяйство по выращиванию карповых, осетровых, лососевых видов рыб. Это позволит не только обеспечить местный рынок качественным продуктом, но и поможет сохранить популяцию рыб в естественной среде обитания.

Каждая икринка – под контролем

В Актобе председатель комитета рыбного хозяйства Нариман ЖУНУСОВ встретился с руководителями рыбных хозяйств и потенциальными инвесторами.

Первым объектом посещения стало ТОО “Мурагер 22”. Это то самое предприятие, которое уже давно обеспечивает актюбинцев мясом африканского сома.

Здесь используется система замкнутого водообеспечения. Вода проходит тщательную очистку, чтобы исключить заболевание рыб, в том числе – и заражение мяса паразитами.

Африканский сом – рыба теплолюбивая, и ей необходимо, чтобы в бассейне держалась температура чуть более 26 градусов, иначе сомики погибнут. Этот процесс контролируется автоматически. Даже оплодотворение икринок происходит искусственно, чтобы обеспечить здоровое потомство. Кроме популярного в Актобе сома сейчас тут выращиваются осетры и только набирающая популярность тилапия. В перспективе – разведение крабов и креветок. Договор на поставку маток уже заключен, но из-за пандемии привезти их в Актобе пока невозможно.

У нас этому не учат

Подобных предприятий почти нет в Казахстане, а в планах сделать его единственным в СНГ. На продукцию уже есть спрос не только в России, но и в Европе. Актюбинским филе сома заинтересовались в Чехии, но возникла одна проблема. Из-за бюрократических проволочек “Мурагер” не может получить еврокод, без которого товар невозможно поставлять в Европейский союз.

Если с этим вопросом Нариман Жунусов обещал разобраться в кратчайшие сроки, то решить главную проблему всех рыбохозяйств страны так быстро не получится. Речь идет о кадрах.

– В Казахстане практически нет ни рыбоводов, ни ихтиологов. Поэтому кадровые вопросы решаются очень трудно, – считает управляющий рыбным хозяйством “Мурагер” Гарик ГАЛАСТЯН. – Приходится нанимать персонал, который не знает ничего, и обучать его самостоятельно. На это уходит в среднем 3–4 месяца. А сложные задачи, например, инкубацию, я делаю сам, потому что научить этому невозможно даже за пару лет. Говорят, где-то в Казахстане есть профильные учебные заведения по ихтиологии, но хороших специалистов готовят только в России.

Ничего рыбного, только бизнес

Кадровый голод есть и на прудовом хозяйстве “Ардагым”. Эти пруды в Каргалинском районе известны еще с советских времен. Тут выращивался карп, который был частым гостем на прилавках магазина “Океан”. После развала СССР пруды едва не забросили, но их вовремя выкупил предприниматель Кали ИСМАИЛОВ. Теперь в прудах разводят осетров. На них всегда есть спрос у ресторанов и перекупщиков. Еще одной перспективной отраслью “Ардагыма” стал туризм. На осетровых прудах можно порыбачить. Для любителей рыбной ловли есть возможность спортивной рыбалки, где пойманную рыбу отпускают, а за дополнительную плату можно и увезти трофей домой. До пандемии такой вид досуга был популярен у рыбаков из соседней России. Там услуги по спортивной рыбалке тоже предоставляются, но стоят они гораздо дороже.

На сегодняшний день основной проблемой “Ардагыма” стали хищные рыбы, которые попадают в пруды из рек. Один-единственный прожорливый окунь может нанести хозяйству ущерб в десятки тысяч тенге.

Чтобы предотвратить это, в местах водозабора должна стоять специальная сеть, которая небольшими разрядами слабого тока отпугивает хищников от пруда и не дает осетрам уплыть в реку. Но почему-то работает эта преграда очень плохо. Хищников из пруда приходится вылавливать вручную. Такие нюансы программа развития рыбоводства еще не учитывала. Как рыбы об лед: что мешает развитию рыбоводства

– Стратегия развития рыбоводства сейчас очень гибкая. Нужно учитывать еще и законы рынка, – прокомментировал ситуацию Нариман Жунусов. – Например, первоначально говорилось о субсидировании разведения отдельных видов рыб. Были выбраны породы с нейтральными вкусовыми качествами, которые не будут надоедать потребителю. Сегодня мы узнали, что предприниматели хотят заниматься ракообразными, и в этом мы пойдем им навстречу. Бизнес есть бизнес, и предприниматели лучше знают, что именно будет для них прибыльно. Очень хотелось бы, чтобы успешные предприятия поделились бы опытом с теми, кто делает в этой отрасли первые шаги. Это поможет решить вопрос с кадровым голодом.

Утром деньги, вечером – рыбка

Для создания промысловикам максимально благоприятных условий недавно были предусмотрены определенные квоты. Эти законодательные меры должны сделать рыбоводство одной из самых перспективных отраслей сельского хозяйства.

Самый главный пункт новых правил, который заинтересовал практически всех владельцев рыбных хозяйств, это государственная финансовая поддержка. Предпринимателям возместят до половины расходов на покупку мальков, лекарств и затраты на приобретение и содержание маточных стад ценных видов рыб.

Прежде промысловикам надо было платить за пользование природными ресурсами ежегодно. Более того, заплатить надо было еще до получения разрешения на ловлю рыбы. При таком механизме перед началом сезона промысловики часто влезали в кредитное ярмо. Это неудивительно: доходов от реализации рыбы еще нет, а старые накопления закончились. С марта этого года платить надо будет ежеквартально, то есть до начала сезона необходимо найти лишь четверть от нужной суммы. Не придется потом выплачивать проценты по кредиту, что значительно сократит расходы.

Прежде рыбохозяйственные водоемы распределялись кабинетным способом. Предприниматель должен был обить немало порогов, чтобы взять в аренду самое рыбное место.

Такая система открывала простор для коррупции, потому что легче было сунуть чиновнику взятку, чем, потратив несколько месяцев на собирание документов, узнать, что у желанного пруда уже есть хозяин. Сейчас водоемы будут распределяться открыто, на аукционе. Этот вариант обеспечивает максимальную прозрачность.

Прежде сроки договора на ведение рыбного хозяйства варьировались. Минимальный срок договора был всего 5 лет. Из-за этого предприниматели крайне неохотно вкладывались в развитие промысла. Не исключалось, что договор не продлят, и все инвестиции будут в буквальном смысле спущены в воду. Это приводило к тому, что разводить было выгодно только ту рыбу, что быстро плодится, легко набирает вес и неприхотлива к нашим условиям, но при этом не всегда вкусна и питательна. А вот на производство черной икры или деликатесных пород рыб необходимо минимум 10 лет. Сейчас в договоре существует лишь один срок – 49 лет. Это стимулирует предпринимателя работать на перспективу.

Рыба не живет по календарю. После ранней весны и нерест начинается раньше, а если зима затянулась, то и запрет на ловлю необходимо продлить. К тому же в разных регионах Казахстана и весна наступает по-разному. Если на юге в конце апреля уже можно смело купаться, то на западе реки в это время еще скованы льдом. Теперь при запрете на рыбную ловлю будут учитываться климатические особенности того или иного года. Сроки будут установлены не по плану, а оперативно, исходя из капризов погоды.

Владислав КОЖУХАРЬ, АКТОБЕ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи