Опубликовано: 4600

Кино и министр

Кино и министр Фото - Владимир БАХУРЕВИЧ

В Казахстане впервые принят Закон “О кинематографии”. Согласно ему, приоритет отдается стопроцентному финансированию исторических, социально значимых, патриотических фильмов. Тем временем картины других жанров предлагается спонсировать из частного кармана.

Кто будет решать, какое кино нужно финансировать из бюджета страны, почему казахстанский фильм о геях “Айбек” попал под категорию национального кино?

Об этом и о многом другом в эксклюзивном интервью рассказал министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы.

– Принятие Закона “О кинематографии” – по праву историческое событие, которого долго ждали, – рассказывает Арыстанбек Мухамедиулы. – Как мы знаем, киноискусство оказывает колоссальное влияние на развитие общества, формирование общественного сознания. Поэтому в первую очередь новый закон направлен на поддержку национального производителя, во-вторых, он обеспечивает действенную помощь казахстанскому кино в массовом прокате и, третье, – это выход на мировой рынок.

Ключевым моментом стало введение новой модели финансирования проектов со стороны государства и их дальнейшего продвижения. Ни для кого не секрет, что сегодня активным продвижением кино никто серьезно не занимается, в стране абсолютно не развита система работы специализированных продюсерских компаний, которые бы обеспечивали хороший маркетинг фильмам еще на стадии их подготовки, при том, что у нас есть великолепные режиссеры, замечательные сценаристы, высокопрофессиональный творческий состав и артисты.

В этих целях создается Государственный центр поддержки национального кино.

Налоговые льготы

– Вы неоднократно говорили о привлечении в страну крупных иностранных кинокомпаний. Есть ли интерес у них работать в Казахстане?

– Как вы знаете, в январе прошлого года в ходе визита главы государства в США состоялась встреча с вице-президентом Американской ассоциации киноиндустрии госпожой Гейл Маккинен, отметившей заинтересованность Голливуда в работе с Казахстаном. В преддверии этого я встретился с представителями крупных американских кинокомпаний “Warner Bros. Entertainment, Inc”, “Motion picture”, “20th Century Fox”, “NBC Universal”, “The Walt Disney Company”, “YMF Enterprises Paramount Pictures Corporation”, “HBO West Coast Production”, “A+E Studios” и других, где впервые мы обсудили закон и основные условия сотрудничества. Отмечу, что были достигнуты очень полезные договоренности.

Представители некоторых из них прибыли в Казахстан и заинтересовались возможностями, которые мы можем предложить.

Отрадно и то, что и руководители крупнейших кинофестивалей мира – Венецианского, Берлинского и других – приняли участие в работе нашего кинофестиваля “Евразия”. На его площадке уже второй год проходит международный кинорынок “Eurasia Film Market” для кинопрокатчиков, дистрибьюторов, sales-компаний, отечественных и зарубежных продакшн-студий.

Поэтому очень важно, что с принятием именно этого закона государство сделало серьезный правовой шаг для привлечения в страну иностранных кинокомпаний, представляя им по опыту передовых стран субсидии или рибейты (rebates) для производства фильмов на территории Республики Казахстан. Очень важно, чтобы закон был и для зрителя тоже - эксперты о принятом Законе "О кинематографии" в Казахстане

Нужно понимать, что для многих стран создание кино наряду с продвижением своих ценностей еще и очень высокодоходный бизнес. Отсюда они целенаправленно ведут политику привлечения крупных иностранных кинокомпаний. Для примера, в Великобритании действует 30-процентный рибейт для иностранных кинопроизводителей и 100-процентные налоговые скидки на деятельность в сфере культуры, если они используют местные кадры.

Известный пример: после выхода фильма о Гарри Поттере в Великобританию хлынули миллионы поклонников и туристов для путешествия по местам съемок, они обеспечили многомиллиардные вливания в экономику страны.

Такие же серьезные налоговые скидки до 46 процентов затрат на рабочую силу преду­смотрены в Канаде. Безусловно, это делает страну особо привлекательной для производителей, и она на протяжении многих десятилетий остается одним из крупнейших кинопроизводственных центров мира.

В Венгрии с 2015 года действует чистая ставка налогового возврата до 30 процентов на всю кино- и телепродукцию, производимую в стране.

Благодаря этому здесь были сняты масштабные проекты “Крепкий орешек-5”, “Шпионка” и другие. Во Франции юридические лица имеют право на вычет из налогооблагаемого дохода до 50 процентов, а физлица – до 100 процентов своих вложений, если они не превышают 25 процентов совокупного чистого дохода. В Италии эта мера позволяет выводить из налогообложения 70 процентов доходов от кино, и таких примеров много.

Подобные меры теперь преду­смотрены у нас. В новом законе обязательным условием для иностранных кинопроизводителей является привлечение к съемкам казахстанских актеров, технических специалистов, а также аренда кинооборудования, съемочных площадок, транспортных услуг и т. д.

С удовольствием хотел бы отметить, что уже сделаны первые шаги в создании совместных проектов. Колоссальный успех имеет картина “Амре”, снятая совместно с компанией “Darplay” и голливудскими творческими группами. Картина получила главную награду голливудского кинофестиваля “Best Global Hollywood Film”. На сегодняшний день это первый успех казахстанского кино на таком высоком уровне! В ближайшее время в широкий мировой прокат выходит первый казахстанско-китайский фильм “Композитор”. Лидером российского проката стала совместная работа “28 панфиловцев”.

В этом году ожидается большая премьера самого масштабного и сложного реалити-шоу в мире “The Amazing Race”, съемки которого осуществлялись американской компанией “Worldrace Productions, Inc” при содействии “Казахфильма” в ноябре прошлого года в городе Алматы.

Трансляция будет вестись на известном американском канале “CBS”. Впереди еще несколько крупных кинопроектов.

Вполне очевидно, что подобная совместная работа – это прежде всего высокая заявка на выход на мировой рынок проката для повышения узнаваемости Казахстана как успешной страны. Это колоссальные возможности для развития смежных с кино секторов экономики и, что особо важно, повышения туристической привлекательности Казахстана, как это было в Новой Зеландии после выхода фильмов “Аватар” и “Властелин колец”.

– В законе отмечено, что для мотивации производителям отечественной кинопродукции нужно предоставлять налоговые льготы. Каким образом?

– Впервые на законодательном уровне предусмотрены налоговые преференции для казахстанских производителей кино. Прежде всего освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) от вложенных в производство средств в размере 12 процентов. Кроме этого, освобождение от корпоративного подоходного налога (КПН) в размере 20 процентов при прокате национального кино в кинотеатрах. Очевидно, что это создает благоприятные условия для инвестирования и привлечения казахстанских производителей в эту индустрию, и, что важно, с помощью именно этого закона национальное кино получает серьезные преимущества перед зарубежными фильмами при массовом прокате. “Айка” и другое кино

Зерна от плевел

– Как вы прокомментируете заявление сенатора Дулата Куставлетова, считающего, что “казахстанское кино больно попкорном и искусственной коммерциализацией, идет полное оболванивание зрителей”. Он также обвиняет минкультуры в пропаганде неприемлемых для казахстанского общества идей. В качестве примера приводит казахстанский фильм о геях “Айбек”, который попал под категорию национального кино. А еще депутат Куставлетов недоволен тем, что казахстанские режиссеры приглашают на главные роли иностранцев и предлагают им высокие гонорары. Наши артисты тем временем остаются в стороне. Речь идет о ленте “Кочевники”, где главную роль сыграл голливудский актер Марк Дакаскос?

– Могу предположить, что господин Куставлетов был неверно информирован, и здесь необходимо отделить зерна от плевел. Я не смотрел “Айбек”, и у меня нет такого желания. Думаю, его смотрят те, кому эта тема близка. Могу сказать, что министерство не имеет к этому фильму никакого отношения, и соответственно статус национального ему не присваивался. И поэтому мы приняли именно такой закон, который будет систематизировать всю кинодеятельность, не допуская создания подобного кино.

Также господин сенатор делает ошибочные заявления касательно картины “Кочевники”, где, к сожалению, во главе режиссерско-постановочной группы стояли не казахстанские режиссеры. Автором сценария и генеральным продюсером был заслуженный деятель Азербайджана Рустам Ибрагимбеков, во время съемок сменилось несколько режиссеров: первым картину снимал американец Иван Пассер, завершал работу российский режиссер Сергей Бодров, и только за казахскую версию отвечал режиссер Талгат Теменов.

Опять же хочу обратить внимание, что именно в этом законе предусмотрены такие нормы, по которым в состав участников создания национального кино может входить не более 50 процентов лиц, не являющихся гражданами нашей республики, включая авторов фильма, сценария, музыкальных произведений, операторов, постановщиков и других.

Кроме того, фильм будет признан национальным только в случае, если при его производстве, распространении и показе не менее 70 процентов работ осуществлялось организациями, зарегистрированными в Казахстане.

Не буду скрывать, при разработке закона было сильнейшее сопротивление. Понимаю, что неурегулированность данного рынка многим была на руку, потому как лучше всего “рыба ловится в мутной воде”.

Я считаю, что за последние пять лет сделан колоссальный прорыв в отечественном кино.

Снято огромное количество уникальных масштабных национальных картин, получивших грандиозное признание зрителя и отмеченных на престижнейших кинофестивалях мира. Это фильм “Дорога к матери” режиссера Акана Сатаева, признанный лучшим на международном кинофестивале “Welink” в Нью-Йорке, историческая картина “Аманат” режиссера Сатыбалды Нарымбетова о трагической судьбе Ермухана Бекмаханова, фильм “Кунанбай” режиссера Досхана Жолжаксынова, “Оралман” режиссера Сабита Курманбекова, “Балуан Шолақ” режиссера Нургельды Сатыгулова, первые полномасштабные анимационные картины “Қазақ Елі”, “Культегин”, “Мұзбалақ” и другие.

Оглушительный успех получила историческая сага “Алмас қылыш” режиссера Рустема Абдрашева. Уже в ближайшее время выйдет продолжение картины “Алтын Тақ”, с огромным удовольствием приглашаю всех на премьеру. Также завершена работа над историческим проектом Ахана Сатаева “Томирис”, идет монтаж картины. В целом очевидно, что национальное кино находится на подъеме! Зритель с огромным удовольствием вернулся в кинозалы и с нетерпением ждет новых казахстанских премьер.

“Я четко обозначил свою позицию”

– На одном из заседаний совета по культуре и искусству вы перечислили ряд фильмов, которые, по вашему мнению, позорят Казахстан. Среди них картины “Хозяева”, “Риэлтор”, а также “Уроки гармонии”. Прошло несколько лет с момента вашего заявления, пополнился ли ваш черный список новыми названиями?

– Действительно, я придерживаюсь мнения, что политика производства национального кино – это не вопрос узкой творческой направленности, а вопрос сохранения собственной идентичности, нравственных, общечеловеческих ценностей, и даже могу сказать, это вопрос национальной безопасности. Рецензия Владимира Рериха на фильм Фархата ШАРИПОВА “Тренинг личностного роста” (в первоначальном варианте “Секрет лидера”)

Я не морализирую, но все мы знаем, что в мире действуют целые институты и так называемые идеологические центры, использующие разнообразные методы политтехнологий для дестабилизации национальных политик.

В данном случае именно через искусство, литературу, театр, кино насаждаются самые низменные человеческие чувства, вдалбливается в сознание культ насилия, садизма, предательства, словом, всякой безнравственности, как результат – стремительная утрата общепринятых и понятных человеческих ценностей.

Я четко обозначил свою позицию в данном вопросе. Ясно, что моя деятельность вызывает сопротивление у адептов подобных течений. Непосредственно с режиссером фильма “Уроки гармонии” Эмиром Байгазиным мы обменялись пожеланиями. И я с удовольствием отмечу, что министерство выступило заказчиком его новой картины “Өзен”. Это содержательный фильм о преданности, сплоченности, общечеловеческих ценностях.

За эту работу впервые в истории отечественного кино казахстанский режиссер Эмир Байгазин завоевал престижнейшее звание “Лучший режиссер” на Венецианском кинофестивале в секции “Горизонты”.

Это достойное доказательство того, что можно завоевывать высокие награды и признание своим художественным мастерством, не предавая нравственные устои и ценности. Уверен, мы будем еще много и продуктивно сотрудничать.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи