Опубликовано: 210

Уроки выживания

Уроки выживания

Почему подростки берутся за обрез, сходят с ума, поджигают людей, делают аборты...

Фильм “Река” – заключительная часть трилогии Эмира Байгазина, посвященной сложному внутреннему миру подростков, отобран в конкурсную программу “Горизонты” (Orizzonti) 75-го Венецианского международного кинофестиваля.

Сегодня зритель знаком с двумя его работами. “Уроки гармонии”, дебютная картина в ту пору 28-летнего режиссера, став первой в истории казахского кино лентой, попавшей в основную конкурсную программу Берлинского международного кинофестиваля, завоевала в 2013 году “Серебряного медведя” в номинации “Лучшая операторская работа” (оператор – Азиз Жамбакиев).

Никто не ожидал от Казахстана такой смелой, жесткой, психологически напряженной картины, говорит очевидец триумфа нашей картины, киновед Гульнара Абикеева.

– Немецкая пресса восторженно отозвалась об “Уроках гармонии”. Влиятельнейшая газета "Berliner Morgenpost" поставила фильм Эмира Байгазина на второе место после румынской картины “Поза ребенка”. В рейтинге Der Tagesspiegel наша лента уступала лишь иранской картине “Закрытый занавес”. А ведь в конкурсе принимали участие фильмы таких именитых режиссеров, как Гас Ван Сент, Стивен Содерберг, Данис Танович, Джафар Панахи, Бруно Дюмон, и других.

Казалось бы, тема фильма достаточно спокойная – школьная жизнь где-то в провинции Казахстана. Мальчики-подростки влюбляются в девочек, подшучивают друг над другом, ходят на уроки, иногда дерутся. В советское время это назвали бы школьной тематикой.

Однако чего здесь практически и в помине нет, так это юношеского романтизма. Зато есть жестокая школа выживания. Кто старше и сильнее, тот отбирает деньги у младшего и слабого. Нет денег – будешь бит. А школа – хорошая!

С добрыми и умными учителями, с уроками физики, химии, НВП, и даже о Махатме Ганди там рассказывают. Только ни родители, ни учителя ничего не знают о внутренней жизни подростков и об устраиваемых побоях и поборах. Или не хотят знать... Но это остается за кадром, за пределами повествования. Режиссер нам показывает жизнь, в которой 13-летний Аслан, воспитываемый у апашки, находится в прямом диалоге с реальностью, ему неоткуда ждать помощи. И он берется за обрез…

Режиссер, поставив целью показать, как зарождается насилие, по словам Гульнары Абикеевой, создал не просто остросоциальное кино, он снял неприятный фильм, который просто физически тяжело смотреть – в нем режут барана, избивают людей, “казнят” тараканов, одна ящерица поедает другую, но сделано это сознательно.

Общество уже не трогают ни проникновенные слова, ни даже страшные новости, считает она. Пронять нас можно только на уровне физиологии. Содрогнуться и посмотреть вокруг. Это смелый и мужественный поступок – снять такой фильм! Рисковый Эмир

Через три года, в феврале 2016-го, на этом же международном кинофестивале состоялась премьера второй части трилогии – “Раненый ангел”.

Казахстанский зритель остался к картине равнодушен, но мировой обратил на нее внимание. Эта работа Эмира Байгазина, где он также попытался на художественном уровне проанализировать мир подростка, получила приз на международном фестивале "Funf Seen Filmfest" в Германии, а также специальный приз жюри на фестивале в Чонджу (Южная Корея) и приз “Лучший режиссер” на МКФ "Art Film Fest" в Кошице (Словакия).

Национальных корней в “Раненом ангеле” так же, как и в “Уроках гармонии”, нет.

На то, что это происходит в Казахстане, указывает разве лишь язык – герои разговаривают на казахском. Пейзаж вокруг неживой: ни животных, ни птиц, ни оживленного говора, столь присущего деревенскому люду.

Чем-то этот фильм напоминает знаменитую ленту американского режиссера Холла Бартлетта “Генералы песчаных карьеров” о беспризорных детях Южной Америки. Там брошенные на произвол судьбы подростки, дети депрессии 30-х, готовы сражаться за кусок хлеба – и не позавидуешь тому, кто окажется у них на пути. Они опасны и жестоки. Однако у них есть сердца, где есть место сопереживанию, есть желание любить и быть любимыми.

Герои же Эмира Байгазина – как прибитая пыль. Оставшись один на один с пугающим миром, они становятся похожи на лишенных эмоций зомби. Подчеркнутая убогость обстановки усугубляет царящий вокруг мрак.

В какой-то момент плюсы героев, четверых подростков, превращаются в минусы, и они становятся “падшими ангелами”. Жарас ворует деньги на мельнице, чтобы помочь отцу устроиться на вахтенную работу. У Балапана, мечтающего петь на большой сцене, ломается голос, и он, который раньше не мог и птаху обидеть, начинает избивать своих одноклассников. Жаба ради мешочка с серебром поджигает обитель трех бездомных ребят, сбежавших из приюта для умственно отсталых. Аслан вынуждает свою подружку сделать аборт. В результате один садится в тюрьму, второй сходит с ума, третий повесился, а четвертому кажется, что внутри него растет дерево. В общем, все четверо “сходят с рельс”.

Это удивительно, как человек, которому всего лишь 30 с небольшим, создал такое зрелое кино, где на художественном уровне анализируются 90-е годы, в которых он жил сам, говорит Гульнара Абикеева.

Кинокартина “Река”, третья часть трилогии, снималась в течение двух лет в Южно-Казахстанской области в условиях полного информационного вакуума: таково было желание режиссера. В этой своей работе Эмир Байгазин рассказывает об отношениях внутри семьи и помыслах человека – темных и светлых.

Главный герой “Реки” – подросток, которого отец воспитывает в строгости, чтобы он вырос настоящим мужчиной и стал примером для четверых младших братьев.

После долгих фото- и видеопроб на главную роль – 13-летнего подростка Аслана – был утвержден Жалгас Кланов. Роли его младших братьев исполняют Багдаулет Сагындыков, Жасулан и Руслан Усербаевы, Эрик Тазабеков. На роль отца был приглашен известный актер Куандык Кыстыкбаев.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи