... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Караван

Хадж – испытание на прочность

28.06.2022

Паломничество в Мекку – главное событие в жизни каждого правоверного мусульманина, имеющего на это силы и средства. Как посетить святые места и вернуться домой в полном здравии, не подвергая риску инфицирования ни себя, ни близких, – рассказывают специалисты филиала “Научно-практического центра санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга” и “Алматинского общества эпидемиологов”.

Паломничество в Мекку, к священной Каабе и мечети аль-Харам – мечта многих мусульман. Пандемия коронавируса, объявленная Всемирной организацией здравоохранения 11 марта 2020 года, прервала эти поездки на два года. И вот долгожданные туры – в малый (Умра) и большой хадж в Мекку – со стабилизацией эпидемиологической ситуации возобновляются. При этом инфекционисты предупреждают: риск завоза менингококковой инфекции паломниками в Республику Казахстан сохраняется.

С 2006 года Духовное управление мусульман РК и министерство Хаджа Саудовской Аравии пришли к договоренности, что людям, намеревающимся совершить хадж, рекомендуется заблаговременно получить прививки против менингококковой инфекции.

Дело в том, что в истории уже случались вспышки этой болезни во время и после хаджа – в 1987 и 2000 годах. Причем в 2000 году среди паломников из 18 стран, вернувшихся из Саудовской Аравии, было зарегистрировано более 400 случаев заражения, а носительство инфекции среди мужчин тогда доходило до 86 процентов.

– А на моей на памяти еще свежи события 2018 года, связанные со вспышкой менингита в Алматы, когда произошло сразу несколько летальных случаев. Были большой ажиотаж и паника среди населения, – рассказывает д. м. н., профессор медицины, завкафедрой инфекционных и тропических болезней КазНМУ им. Асфендиярова Амангуль ДУЙСЕНОВА. – Тогда в нашей стране был зарегистрирован подъем заболеваемости, и только по официальной статистике менингококковой инфекцией заразились 96 человек, из которых 45 – дети до 18 лет.

Поэтому паломник в думах о вечном не должен забывать и о земных проблемах, обязывающих его заботиться о своем здоровье и здоровье близких.

Менингит и менингококк

Менингитом называют воспаление мозговых оболочек. Выделяют 5 его типов, в зависимости от причин возникновения: вирусный, бактериальный, грибковый, паразитарный и неинфекционный. Грибковые и паразитарные менингиты встречаются относительно редко. Симптомы у вирусных и бактериальных менингитов сходные, так что поставить точный диагноз можно только после проведения спинномозговой пункции и анализа состава спинномозговой жидкости.

Особое беспокойство вызывает бактериальный менингит. По данным ВОЗ, от него умирает приблизительно каждый десятый больной, а у каждого пятого развиваются тяжелые осложнения.

– На данный момент в Алматы отмечается рост серозных менингитов, но там другая этиология, вызванная вирусами, – поясняет заместитель директора по оперативной деятельности филиала НПЦСЭЭиМ НЦОЗ МЗ РК Манар СМАГУЛ. – Мы же сейчас говорим о бактериальном менингококковом менингите, возбудитель которого Neisseria meningitidis. Он вызывает инфекцию, которая поначалу может протекать с поражением слизистой оболочки носоглотки (назофарингит), а затем уже с генерализованными формами поражения оболочек головного мозга, вплоть до гнойного менингита и острейшего менингококкового сепсиса, приводящего к смертельному исходу. И что самое важное в эпидемиологии – это носительство менингококковой инфекции. Сегодня возможно до 10 процентов носительства среди подростков и молодых людей. Они не знают, что являются носителями, и могут заражать людей с ослабленным иммунитетом или тех, у кого он еще не развился. Это, как правило, дети и люди с хроническими заболеваниями.

Менингококковый менингит – острейшее заболевание, когда человек не может находиться дома, – предупреж­дает профессор Дуйсенова. – Это высоченная лихорадка, температура 39–40, сильная головная боль, которая не снимается анальгетиками. Это тошнота и рвота, не приносящая облегчение. И в то же время наши люди умудряются не обращаться за медицинской помощью. Все самые тяжелые случаи, которые были в 2018 году, произошли с пациентами, обратившимися лишь на 2–3-й день заболевания. Если говорить о менингококцемии – менингококковом сепсисе, то там, помимо высоченной лихорадки, еще и боль по всему телу. Но пока не появится сыпь в течение первых суток, диагноз, действительно, поставить сложно. Только тогда люди, конечно, вызывают скорую помощь. А та госпитализирует в инфекционный стационар. Самолечением заниматься нельзя – слишком опасное для жизни заболевание, когда даже в условиях стационара не всегда удается помочь.

Повреждение мозговых оболочек

Менингококковая инфекция передается воздушно-капельным путем. При легкой форме заболевания ее довольно сложно отличить от ОРВИ, но симптомы развиваются стремительно. Именно поэтому важно в случае даже не очень серьезного, на ваш взгляд, недомогания вовремя обратиться к врачу! Ведь назофарингит через несколько дней может перейти в более тяжелую форму, и драгоценное время будет упущено.

И даже после выздоровления у многих пациентов могут развиваться серьезные осложнения: слепота, глухота, снижение умственных способностей, поведенческие расстройства, психоэмоциональная возбудимость.

Это происходит потому, что гнойное воспаление повреждает мозговые оболочки, нервные клетки и вещества головного мозга с последующим рубцеванием и развитием в них атрофических изменений. Вспышки менингококкового менингита, в отличие от постоянно присутствующих у нас пневмококкового и гемофильного менингитов, обычно носят циклический характер (в Казахстане – каждые 3–5 лет). Не только коронавирус: почему менингококк актуален всегда

– В таких ситуациях вакцинация – это жизнесберегающая опция, – говорит доктор Дуйсенова. – У нас, в Казахстане, как и в мире, циркулируют серотипы A, B, C, W, Y, вакцины против которых как раз и зарегистрированы в стране. Они перекрывают все эти штаммы. В период, когда были случаи летальности, желающих вакцинироваться было очень много. Но тогда в нашем 2-миллионном городе Алматы оказалось всего 2 000 доз. Сейчас эти вакцины имеются, поэтому мы, клиницисты, за вакцинацию. Невозможно прогнозировать, как разовьется это заболевание у каждого конкретного человека. Даже если он выживет после менингита и менингоэнцефалита, в течение двух лет ему придется наблюдаться у невропатолога, поскольку возможны серьезные остаточные явления. И качество жизни резко снижается.

Не входит в национальный календарь прививок

В Казахстане наиболее распространена менингококковая инфекция серотипа А, она чаще всего приводит к летальному исходу. Второй по распространенности в республике – серотип В. И в Национальном центре экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий зарегистрированы две вакцины. Одна – рекомбинантная вакцина для защиты от менингококковой инфекции серогруппы В, которую можно применять только с 10 лет. Другая – конъюгированная вакцина против менингококковой инфекции серогрупп А, С, W-135, Y, которую применяют уже с 6-месячного возраста.

Вакцинация против менингококковой инфекции пока не входит в Национальный календарь прививок, поскольку наша страна не относится к эндемичному региону по менингококковому менингиту.

К так называемому “менингитному поясу” относятся страны Африки, где его вспышки возникают регулярно – до нескольких раз в год, а распространенность достигает 100–1 000 случаев на 100 тысяч населения и выше. Этому способствуют климатические условия – жаркий климат, ветер, большая скученность проживания и песчаные бури. Горячий воздух сушит, а песок и пыль раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, делая ее более уязвимой к внедрению менингококка. В Казахстане же вспышки этого заболевания чаще носят спорадический характер. Каждая страна принимает решение сама, в зависимости от своей эпидемиологической ситуации. Если заболевает больше 10 человек на 100 тысяч населения, то обязательно нужно вакцинироваться. Если заболеваемость – от 5 до 10, принимают индивидуальное решение. В группы риска входят люди со сниженным иммунитетом, люди после трансплантации, получающие иммунодепрессанты, люди с аспленией (отсутствием селезенки), ВИЧ-инфицированные. Вакцинацию желательно пройти и первокурсникам учебных заведений, новобранцам в армии, то есть тем, кто собирается из разных мест в новые большие коллективы.

А привиться можно в частных центрах вакцинации. К сожалению, вакцина недешевая и стоит в зависимости от ее вида: конъюгированная против серотипов A, C, W, Y – около 46 тысяч тенге, и вакцина против серогруппы В, которая сейчас доминирует, – около 26 тысяч тенге. Такие цены озвучили центры вакцинации в Алматы. Они могут меняться.

Миллион человек

– Но почему мы делаем акцент именно на периоде хаджа? – продолжает Манар Смагул. – Это, представьте, миллион человек собирается в одном месте. И в этом потоке шествующих вокруг Каабы трудно соблюсти социальную дистанцию. Поэтому обращаем внимание на то, как предотвратить занос этих инфекций (в частности, менингококковой) в страну с помощью вакцинации. Например, после хаджа 2000 года наибольшее распространение получил штамм W-135. Его у нас в Казахстане тоже регистрировали. А один из штаммов, Y, к тому же имеет устойчивость к антимикробным препаратам.

И мы еще не до конца пережили пандемию COVID-19, опасность которого в том, что этот вирус может мутировать. Мы уже были свидетелями 5 вспышек, связанных то с диким штаммом, то с альфа-, то с бета- и дельта-штаммами, а сегодня – с омикроном.

А почему вирус мутирует? Когда он попадает в организм человека с ослабленным иммунитетом, это для него благоприятная среда, в которой он может видоизменяться, чтобы стать более сильным, вирулентным и распространяться быстрее.

И если раньше мы говорили о характерной осенне-зимней сезонности, то вспышка 2018 года, например, началась в конце мая, и инфекция регистрировалась у нас всё лето. Поэтому особенно важно предотвратить заболевание и завоз инфекции. К тому же с такой ситуацией, когда у многих переболевших коронавирусом сохраняется диагноз постковидного синдрома, мы сталкиваемся впервые. Именно в этом году проблема инфицирования стоит наиболее остро, поскольку идет реактивация всех хронических инфекций и особая подверженность заболеваниям.

В нынешнем году Казахстану выделили 4 527 квот на хадж. Туроператоры предполагают, что желающих будет около трех тысяч человек. Совершить паломничество разрешено людям в возрасте до 65 лет, вакцинированным против COVID-19. И намеревающимся совершить хадж людям мы рекомендуем своевременно вакцинироваться против менингококковой инфекции, чтобы за 14 дней до выезда успели сформироваться антитела. В 2022 году вакцинацию в Казахстане планируют проводить в восьми регионах страны – в Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Мангистауской областях, а также в городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте.

АЛМАТЫ