Опубликовано: 2200

Дорога, вымощенная благими намерениями: как дух главного святого региона помогает западноказахстанцам

Дорога, вымощенная благими намерениями: как дух главного святого региона помогает западноказахстанцам

В самые тяжелые и сложные времена жители Западно-Казахстанской области всегда обращались к святым с молитвой о помощи. И духи предков, обладающие мощной вневременной энергетикой, никогда не оставляли свой народ в беде. Так было 100, 200 лет назад.

И сегодня, когда весь мир оказался перед лицом страшных испытаний, приуральцы обращаются к духу главного святого региона – ДАДЕМ-АТА.

Мавзолей Жумагазы Хазирета, которого в народе называют Дадем-ата, находится в 80 километрах от областного центра, недалеко от трассы Уральск – Актобе.

В советские годы это место относилось к территории легендарного в то время совхоза имени газеты “Правда”. Чтобы увеличить пахотные земли, бессменный многие годы директор совхоза Виктор Шубин, который был лично знаком с Динмухамедом Кунаевым, распорядился выровнять могилу и вспахать всё вокруг. Но посланные для этого тракторы один за другим начинают ломаться при одном приближении к захоронению. Не поверив жалобам, Шубин приехал на место, чтобы лично проконтролировать пахоту.

И тут происходит невероятное – как только колеса гусеницы приблизились к краю могилы, гусеничная цепь осыпалась, и трактор встал.

В ту же ночь директору совхоза приснился сон, который он потом рассказывал односельчанам. К нему во сне пришел старец и просил не трогать его, за это обещал благополучие во всех делах. Тогда же к нему обратились аксакалы совхоза, что в степи на берегу реки находится могила почитаемого с давних времен святого Дадем-ата и его прах лучше не беспокоить. Шубин был человеком далеко не глупым, получив знак свыше, сразу же распорядился огородить могилу и никому ее не трогать. Говоря современным языком, могилу Дадем-ата Шубин взял под личную опеку. И каждый год, по весне, перед началом полевых работ бесплатно выделял корову, которая приносилась в жертву у могилы святого. Старейшины читали Коран, и здесь же давался ас. И, как рассказывали старожилы, с того времени совхоз “Правда” стал греметь на всю страну своими тучными стадами и миллионами пудов хлеба, а сам Шубин стал Героем Социалистического Труда.

Сегодня водители стараются притормозить и остановиться, отдать дань уважения аулие-ата. Можно назвать это суеверием, но, как показывает практика, тех, кто слишком спешит, ничего хорошего не ждет, порой доходит до ДТП.

Точная дата рождения Жумагазы Хазирета неизвестна, предположительно это относится к началу XIX века. Он происходил из рода тама Младшего жуза.

Предки Жумагазы Танкеулы в начале XIX века вместе с Бокей ханом перебрались на Самарскую сторону реки Урал после разрешительного указа российского императора Павла I и обосновались на территории нынешнего Казталовского района. Однако в последующем, примерно в 1825 году, они переселились на левую сторону Урала, нынешний Сырымский район.

Как отмечают исследователи, о годах жизни аулие-ата можно судить по кулпытасу, который он собственноручно воздвиг над могилой своей матери в 1875 году. Она умерла в возрасте 78 лет, из чего можно сделать вывод, что святой родился в начале XIX века. В молодости он учился и работал в мечети в Туркестане. О его необычных способностях уже тогда ходили легенды. По возвращении в родные края он обратился к старейшинам родов, обосновавшихся в пастбищных землях между нынешними Сырымским и Теректинским районами, с просьбой разрешить ему найти здесь пристанище. Однако ему ответили отказом. И когда Жумагазы Хазирет стал уходить прочь, поднялся сильный ветер, а над его спиной оставшиеся аксакалы увидели огромное огненное пламя. “Это не простой человек, в нем есть сила свыше, мы должны помочь ему”, – сказал один из старейшин.

Жумагазы Хазирет обосновался в местечке Тамасай, на берегу реки Анкаты. Здесь же он нашел последнее пристанище.

У реки вырыл колодец, который сохранился до наших дней. Вода в нем целебная. Все, кто посещает мавзолей, обязательно набирают лечебную воду. По данным краеведов, это место в свое время не раз посещал легендарный Сырым Датов, предводитель народно-освободительного движения XIX века.

Чтобы не использовать целительную воду бесконтрольно, несколько лет назад рядом с этим колодцем вырыли еще один буквально в полуметре, но вода в нем оказалась соленой. Более того, зимой в сильные морозы вода в современном колодце стала замерзать, в то время как в святом она становилась лишь чуть холоднее.

Захоронение Дадем-ата в числе шести объектов ЗКО включено в Pеспубликанский реестр сакральных мест Казахстана. Количество паломников в святое место с каждым годом растет. Сюда едут не только жители Приуралья, но и из других областей, и даже стран. Люди разных конфессий и национальностей просят здесь помощи в исцелении и решении жизненных проблем.

Разочаровавшись в современной медицине, с тяжелыми травмами и душевными увечьями, паломники едут к Дадем-ата с последней надеждой. И находят исцеление.

В качестве примера здесь рассказывают историю одного молодого человека.

– Врачи не могли поставить ему диагноз. Из-за болезни он перестал ходить. Но однажды ему приснился сон, в котором мужской голос сказал ему: “Я лежу недалеко от дороги между Уральском и Актобе. Приезжай, и я сниму кандалы с твоих ног”. Этот сон снился несколько раз. Юноша собрался в путь. Здесь он пробыл несколько дней. А когда собрался уезжать, то уже уходил на своих ногах, лишь слегка прихрамывая.

Потомки Дадем-ата в последние годы делают все возможное для создания условий для посещения могилы святого, ведь многие приезжают сюда с ночевкой. Считается, что проведенная здесь ночь – исцеляющая. Отдельные спальни для мужчин и женщин, намазхана. Во дворе – огромная крытая беседка с низкими столами, за которыми разом могут сидеть человек 200. Отдельно стоит кухня с печами и огромными казанами. Такой же, как в беседке, длинный низкий стол находится в огромном зале отапливаемого помещения. На столе – прикрытые салфеткой сладости, каждый, кто оказался здесь, может выпить чаю и поесть.

Единственная проблема, создающая неудобства для паломников, это дорога от основной трассы до мавзолея. Расстояние протяженностью 3 километра в весенне-осеннюю распутицу дается больным и немощным непросто. Притом что Дадем-ата посещают не только немощные и больные, но и сильные мира сего. Однако никто не выделил денег на прокладку асфальта.

Буквально два года назад все местные СМИ в один голос трубили сенсационную новость о том, что тогдашний аким ЗКО Кульгинов после посещения святого места распорядился сделать дорогу к Дадем-ата уже в 2019 году.

Но на дворе 2020 год, Кульгинова сменил Искалиев, а дорога так и не появилась. Между тем Дадем-ата является одним из тех святых, обращение к духу которого способствует сохранению целостности народа, его единства и сплоченности.

УРАЛЬСК

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи