Опубликовано: 8000

Какие тайны скрывают поправки в жилищное законодательство в Казахстане

Какие тайны скрывают поправки в жилищное законодательство в Казахстане

Сегодня будем говорить про деньги: на прошлой неделе депутаты мажилиса одобрили поправки в жилищное законодательство. На момент написания статьи мы не смогли их найти в открытом доступе, поэтому действуем вслепую. Возможно, уже что-то мажилисменами было сделано.

Из того, что известно наверняка: нижняя палата внесла и одобрила поправку, касающуюся сокращения размера ежемесячных платежей на капитальный ремонт с 0,02-кратного МРП до 0,005-кратно МРП.

Сегодня эта разница составляет 51 тенге с квадратного метра общей площади сейчас против будущих 12 тенге после вступления поправки в силу.

Мы, признаюсь, рады тому, что были услышаны депутатами, писалось нами об этом не раз, и это здорово, что они согласились с нашими доводами, сделав платеж реалистичным, а не раздутым и неподъемным для большинства собственников страны. Естественно, что надеемся и на здравомыслие сенаторов, и их одобрение в данном вопросе.

На крючке

Теперь о том, о чем неизвестно наверняка и чего наши читатели и мы ожидаем от сенаторов. Первое, и едва ли не самое важное, как это ни покажется кому-то странным, – крайняя необходимость внести поправки в ст. 50 Закона “О жилищных отношениях”, касающиеся размера пени и алгоритма погашения задолженности. Сегодня председатели КСК используют двусмысленность формулировки и ее незавершенность для расправы над несогласными и непокорными собственниками, требующими от них отчетов о расходах, финансовых документов, обоснования увеличения тарифа и так далее.

Обычное дело, когда, не получив отчетов или других документов, подтверждающих расходы, собственники отказывались платить.

Их можно понять, деньги они платят, никаких работ не видят, отчитываться перед ними не хотят, соседи уходят в глухую оборону, не желая связываться со скандальными, как правило, дамами, и затягивается ситуация на многие-многие месяцы. Понятно, что управдомы спускать ничего не собираются и начинают “мочить” непокорных пеней и прочими методами.

Вот одна типичная история, происшедшая с нашими читательницами.

Глубоко пожилые женщины были не согласны оплачивать асфальтирование прилегающей дороги и поначалу пытались дебатировать с председателем КСК, но та ушла в глухой отказ, и они стали искать правду в государственных органах.

Подобный акт неповиновения не остался незамеченным, и председатель КСК стала накручивать пеню, но не простую, а золотую. Если ставка рефинансирования, утвержденная Национальным банком РК, на тот год составляла 0,02 процента за каждый день просрочки, то она им “влупила” – 0,2 процента.

Чтобы понять разницу, сделаем несколько арифметических действий: 25 000 (выставленная КСК сумма оплаты) умножить на 0,02 процента, получаем 5 тенге за каждый день просрочки, или 150 тенге в месяц. В случае с размером пени от председателя увидим совсем другой расклад: 25 000 х 0,2 процента = 50, то есть 50 тенге в день, или 1 500 тенге в месяц, то есть в 10 раз больше, или 6 процентов в месяц от суммы самого платежа. Взыскания задолженности перед КСК или коммунальщиками рассматривается не судами, а нотариусами: что делать

Но это было еще не всё. Находившись по кабинетам, некоторые из наших героинь дрогнули и стали платить, и что обнаружилось – долг не уменьшается, а растет. Когда они обратились в суд, выяснилось, что, оказывается, существуют правила, утвержденные общим собранием собственников аж в 1998 году, по которым размер пени увеличивался в 10 раз, и был введен особый алгоритм погашения задолженности: вначале деньги направляются на погашение пени, а потом – на погашение самого долга

Сейчас не хочется останавливаться на том, что исторический документ 1998 года ни судья, ни наши героини так и не увидели, вместо них появилась какая-то левая бумажка…

Сама история такая грязная, что даже не хочется дальше марать газетные полосы этой человеческой мерзостью. Но всё это делают возможным существующие пробелы и двусмысленности в законе, как писалось выше. Ведь у желающих посчитаться с непокорными в законе есть еще один помощник – по делам о взыскании задолженности по расходам на содержание общедомового имущества и капитальный ремонт нет срока исковой давности.

Сейчас сложно вспомнить логику принятия подобного решения депутатами, принимавшими его, но законодательство за эти годы существенно изменилось. Данная категория дел рассматривается в упрощенном порядке нотариусами с 2016 года! Думаете, председатели КСК их завалили делами за это время? Нет.

Скажу неожиданное – они не заинтересованы в возврате долгов собственниками, они используют все эти схемы для того, чтобы “другим собственникам неповадно было”, чтобы к ним на полусогнутых должники шли договариваться: “сниму пеню – ты будешь мне должен, проголосуешь за меня – и то, что мне нужно”, и всё это происходит повсеместно.

Нужны поправки

Исходя из выше сказанного, очевидно, в какой защите государства и закона нуждаются собственники. Во-первых, необходимо четко прописать, что размер пени не может быть выше размера ставки рефинансирования, установленной Нацбанком РК, и не более суммы основного долга. Во-вторых, в самой статье, а не в нормативно-правовых актах, должен быть прописан алгоритм погашения задолженности, аналогично тому, как это сделано в банковском законодательстве: в первую очередь гасится долг, затем пеня.

С момента начала оплаты расходов начисление пени должно быть прекращено. Пеня не может быть начислена на постановление нотариуса о взыскании задолженности или решение суда, не удивляйтесь – и такое бывало.

И, наконец, едва ли не самое важное, что будет работать на собственников, а не на председателей, – ограничение срока исковой давности одним годом. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы дойти до любого нотариуса, взять у него форму обращения, заполнить ее и подать. Сама процедура законодателями упрощена настолько, что не требует ни юридической какой-то помощи, ни финансовых затрат, госпошлина мизерна.

Теперь о том, что необходимо устранить другую несправедливость в отношении собственников, утвержденную законодательством. В 2016 году, к радости владельцев недвижимости, в Административном кодексе появилась статья, наказывающая председателей КСК за их стойкое нежелание предоставить отчеты о расходовании средств. Приведем ее целиком, тогда и понятнее будет, в чем там суть дела:

“Статья 320. Пункт 5. Нарушение органом управления объектом кондоминиума сроков представления ежеквартального отчета по управлению объектом кондоминиума – влечет предупреждение.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут штраф на физических лиц в размере 10 , на юридических лиц – в размере 20 месячных расчетных показателей”.

Иными словами, за то, что управдом отказывается предоставить собственникам отчеты о расходах или уклоняется от открытия сберегательного счета, наказываются рублем сами собственники. Ведь кооператив существует только на те деньги, которые они ему перечисляют. Других средств, как правило, у КСК нет.

Аналогичная ситуация будет происходить и в случае избрания формы управления ОСИ (Объединение собственников имущества).

К слову, выбор в пользу управляющей компании не даст собственникам гарантий того, что за данное нарушение заплатит компания, а не они. Легко представить, что управленец возьмет деньги на оплату из средств, поступающих от собственников данного дома, ссылаясь на то, что другие его клиенты не обязаны платить по их жалобам. Поэтому необходимо внести уточнение в пункт 6 статьи 320: “…влекут штраф на должностное лицо, на физических лиц в размере 10 месячных расчетных показателей…”.

Сегодня также существует еще одна схема махинаций с деньгами собственников – председатели КСК после поступления денег на банковский счет снимают все наличные, и дальнейшую их судьбу проследить крайне сложно: нет фискальных чеков, завышены сметы работ и так далее.

Мы уже предлагали (и, возможно, депутаты мажилиса нас услышали) ввести ограничения на операции с наличными. Причем не важно, это будет объединение собственников имущества или управляющая компания, которая их обслуживает и использует их средства. Трудная победа: как "свергнуть" председателя КСК

Для жилого дома в 48 квартир достаточно будет 3 МРП в месяц на покупку ручек, бумаги, ветоши и прочих мелочей. Все остальные операции должны проходить через банк.

Если не ввести данный барьер, прекрасная идея реформаторов, говорю без иронии, отражать все движения по банковскому счету на специализированном сайте останется нежизнеспособной: собственники будут видеть, как в начале месяца с их счета деньги сняли…и всё, потом смотри пункт 1.

Необходимо также внедрение технической возможности информирования жилищной инспекции о несвоевременном размещении отчета о расходах на данном сайте. Принцип должен быть аналогичен тому, который сейчас используется налоговыми органами: не появился отчет до такого-то числа – система автоматически выносит уведомление о нарушении.

Пока это всё самое важное для наших читателей и других собственников, что успеваем донести до сенаторов. Естественно, что мы рассчитываем быть услышанными, ведь и власти, и люди объединены одной целью – сделать жизнь собственников понятной и комфортной.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи