Опубликовано: 4300

Гоп-стоп, мы подошли из-за угля: почему он так подорожал в Алматинской области

Гоп-стоп, мы подошли из-за угля: почему он так подорожал в Алматинской области Фото - Тахир САСЫКОВ

Этот отопительный сезон для жителей Алматинской области “подорожал” на 25–40 процентов. В прошлом году уголь можно было купить по цене 12–13 тысяч за тонну, сейчас он стоит порядка 16 тысяч, иногда доходит и до 20. “КАРАВАН” попытался узнать, на каком этапе поставки он становится таким дорогим.

В Талдыкоргане дешевле, там начальство рядом

Житель поселка Байтерек Енбекшиказахского района 35-летний Ербол недавно купил 1,5 тонны угля на местной базе. За тонну семипалатинского сорта "каражыра" он заплатил 16,5 тысячи тенге, плюс доставка – 3 тысячи. Говорит, что долго ждал, надеясь, что цена упадет, но рисковать здоровьем двоих детей не стал. Холодно в доме.

– В прошлом году я покупал "каражыра" за 12 тысяч, – рассказывает Ербол. – Пару недель назад по новостям показывали, что в Талдыкоргане шубаркульский стоит 14 тысяч, а "каражыра" – 13 500. Там, оказывается, замакима области проехал по угольным базам. Талдыкорганцам хорошо: начальство рядом – цена нормальная. К нам бы он приехал!..

– "Каражыра" не дает такого жара, как шубаркульский, зато как разгорится, долго его держит, – продолжает Ербол. – Но есть один минус – оставляет много золы. Можно было бы разбавить его дешевым нарынкольским (имеется в виду уголь месторождения Ойкарагай Райымбекского района. – Прим. авт.), у которого слабая теплоотдача. Стоит он около 6 тысяч тенге за тонну, но за доставку надо еще столько же заплатить. Расстояние до нас – 350 километров. Люди говорят, что уголь такой, потому что рановато вскрыли это месторождение.

Слышал, что в Карагандинской области шубаркульский стоит около 6–7 тысяч за тонну. Понятно, что есть транспортные расходы, но не в 2–3 раза же накручивать?

Мне на зиму еще 1,5 тонны нужно. Может, цена упадет, тогда и возьмем. В Карагандинской области спал ажиотаж с углем

Что делать с пылью?

В одном из расположенных вдоль Кульджинского тракта домов этого же села Байтерек уголь продают в мешках прямо со двора. Спрашиваю цену у паренька, наполняющего лопатой подвешенные на специальную металлическую стойку мешки.

– Фамилию и имя говорить не буду, – предупреждает собеседник. – Мешок шубаркульского продаем по 750 тенге. "Каражыра" в наличии нет. В мешке около 38 килограммов.

– Его на грузовике привозит мой братишка, – продолжает продавец. – Возит из железнодорожных тупиков Байсерке, ГРЭСа (Илийский район. – Прим. авт.), иногда из самого Алматы. Бывает, что не успевает купить – уголь заканчивается, приходится ждать следующий завоз. Тогда он оставляет машину там. Очередь сохраняется.

В прошлом году шубаркульский он покупал там по 10–11 тысяч за тонну, а "каражыра" всегда был на тысячу-полторы дешевле. В этом году цена шубаркульского 15 тысяч. На 4 тысячи подорожал.

Мы две машины привезли вчера, за день мешками одну уже продали.

Ажиотажа сейчас уже нет. Вообще, люди сами виноваты. Многие хотели купить в сентябре – октябре, думали, что он подешевеет. А получилось наоборот.

Понятно, что прошлогодний никто покупать не хочет. За год он превращается в пыль. Хотя качество его не хуже. Люди просто не хотят с мелочью возиться. А угольную пыль многие по-разному используют: кто-то водой смачивает, и она превращается в куски, кто-то в пакеты пакует и потом в печь кладет.

Спрашиваю:

– А когда уголь подорожал?

– В августе на базах подняли цену до 15 тысяч, с тех времен так и стоит цена, – продолжает продавец тепла.

Путем простых арифметических расчетов из цены за 38-килограммовый мешок выводим розничную цену угля за тонну – свыше 20 тысяч тенге. Мешками брать всегда дороже.

Люди сами виноваты

Едем на сельский угольный “пятак” – огороженную асфальтированную площадку с грузовыми весами, экскаватором-погрузчиком и контейнером-кассой. Сюда черное золото привозят из железнодорожных тупиков.

По словам местного работника, тут цена за тонну "каражыра" – 16 500 тенге. За доставку в пределах поселка надо отдать еще 3 тысячи тенге.

Обычно клиент обходит кучу угля, выбирает, где он покрупнее, и показывает водителю погрузчика, с какого места надо зачерпнуть ковшом. У последнего глаз уже наметан: требуемый объем быстро погружается в подъехавший грузовик, который затем отправляется на весы. Сидящая на кассе женщина высчитывает разницу между груженой и пустой машиной, умножает ее на цену за тонну. Обычно все верят продавщице на слово – никто не требует взвесить пустой грузовик. Село же.

– Мы не знаем, по какой цене закупаем уголь в тупиках, – рассказывает мужчина. – Эти вопросы к хозяину. Мы просто рабочие, наша задача продать. В последний раз привезли две машины по 40 тонн каждая. Закупаем в ГРЭСе, Покровке, Байсерке. Месяц назад был ажиотаж, после того,, как похолодало – все ринулись скупать уголь. Только привезем – и его сразу нет. Тут такая давка была! А в мае тут лежало 400–500 тонн, никто не покупал.

– А тогда по какой цене продавали? – спрашиваю.

– По 13–14 тысяч за тонну. Цена поднимается примерно раз в месяц. Нынешняя держится уже несколько недель. До этого была 14 тысяч, потом 15, 16.

Ребята на машинах – местные грузотаксисты. Без них база не сможет работать. Сервис: купил – доставят. Цена за услуги – рыночная.

Возвращаясь с “пятака”, у местного рынка видим груженный углем ЗиЛ.

20 тысяч тенге за тонну, – информирует водитель. – Цена доставки по Байтереку включена в сумму. В кузове 3,5 тонны.

Коммерческая тайна

Отправляемся в село Байсерке Илийского района. Там два железнодорожных тупика с угольными базами. Во время нашего приезда ни на одной из них горючего товара не было. Выяснилось, что все продали. Ворота первой базы закрыты. Открывший на стук дверь охранник рассказал нам, что весь уголь продали всего несколько часов назад:

– У нас только шубаркульский, его цена – 12 500 за тонну. За раз приходит 8 вагонов по 70 тонн каждый. В неделю таких поставок по 2–3. В целом почти все грузовики, которые приезжают к нам закупаться, уезжают гружеными. Бывает, что несколько машин остаются ни с чем. Ажиотажа нет. По сравнению с прошлым годом сейчас поставок больше. За жуткий смог и болячки казахстанцы заплатят по повышенному тарифу

По какой цене доставляется уголь сюда, охранник сказать не смог. По нашей просьбе он позвонил своему начальнику.

– Закупочную цену я не скажу, это коммерческая тайна, – ответил на наш вопрос менеджер базы. – Считаю, что 12 500 за тонну – нормальная цена.

И он оказался прав.

На второй угольной базе села Байсерке, куда мы затем отправились, традиционно недорогой уголь сорта "каражыра" стоит 15 500 тенге за тонну.

К сожалению, там мы тоже не успели к отгрузке угля и не смогли застать руководство базы. Но зато смогли спокойно пообщаться с водителями грузовиков – доставщиков угля.

– Сегодня уже закончился, – рассказывает с черным от угольной пыли лицом водитель. – Пришло семь 70-тонных вагонов. Около 110 грузовиков загрузились. Но бывает, что в очереди до 200 машин собирается, кому-то не достается. Дефицита нет, потому что в этом году поставки лучше, чем в прошлом. Народ сам создает ажиотаж.

– А сколько стоит доставка, например, в город Есик (центр Енбекшиказахского района. – Прим. ред.)?

10-тонный КамАЗ будет стоить 25 000 тенге, – почти хором отвечают водители. – Если ЗиЛ – 10 тысяч. В “коротыш” помещается 6–6,5 тонны, в “сельхозник” – до 9 тонн. По Байсерке развозка стоит 4–5 тысяч.

***

Уголь в отопительный сезон – самый нужный товар. Можно обойтись без новой шубы, не купить согым, но прозимовать в холодном доме с детьми, женщинами и стариками не получится никак. Поэтому люди выкладывают за него любые деньги. Его не купишь в магазине, как буханку хлеба, и не принесешь домой в сумке или пакете. Однако к субъектам естественных монополий сфера оборота каменного угля не относится.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи