Опубликовано: 240

Главный вопрос перед началом зимы: смогут ли угольные компании вовремя доставить топливо до населенных пунктов

Главный вопрос перед началом зимы: смогут ли угольные компании вовремя доставить топливо до населенных пунктов Фото - Владимира БАХУРЕВИЧА

Несмотря на масштабную газификацию, более половины страны продолжает отапливаться углем. Но смогут ли угольные компании вовремя доставить топливо до населенных пунктов – большой вопрос.

На севере Казахстана уже 2 недели, как столбик уличного термометра близок к нулю, а значит, перед жителями региона ребром встал вопрос: чем греться?

В столице, как неоднократно заверял акимат, угля для населения достаточно. При этом закупаться твердым топливом чиновники советуют заранее. Некоторые так и сделали. И пожалели. Соцсети наводнили жалобы астанчан, недовольных качеством.

– Я-то знаю этот прикол, а сосед мой купил уголь в конце августа еще. Сейчас ходит и жалуется, что много песка и комочки быстро прогорают. Я ему и рассказал, что уголь теряет свои качества, если лежит на солнце. А со складов до сих пор прошлогодний продают. Кто его там под навесами держит? Да никто, – объясняет причину низкого качества самого ходового зимнего товара житель дачного массива возле столицы АЛЕКСЕЙ.

У мужчины своего рода малый бизнес: он закупает на зиму несколько КамАЗов угля, а потом продает его мешками. Такая фасовка в дачном массиве пользуется спросом. Мешок стоит 1 000 тенге.

Эти деньги люди могут натаксовать, заработать разовым калымом или, на худой конец, занять у знакомых. А вот купить даже минимальную партию (2 тонны) многим уже проблематично. Сам уголь в этом году подорожал не особо сильно: 13 200 тенге за тонну "Шубаркуля" на определенном акиматом складе (в прошлом году был 13 000 – 13 100). А вот услуги доставки взбухли на треть: если год назад водители “Газели” брали за машину 7 тысяч тенге, ЗиЛ – 10–12, а КамАЗ – 15 тысяч тенге, то теперь – 10, 15 и 20 тысяч тенге соответственно. При этом нагрузить на “Газель” можно тонны 2, на ЗиЛ – до 5, а вот КамАЗ привезет и 10, и даже 12 тонн. Получается, что чем больше угля ты закажешь за один раз, тем выгоднее. За сезон нехитрый бизнес приносит семье Алексея, по его словам, около 100 тысяч тенге навара.

Впрочем, это было неделю назад. А ближе к выходным и заморозкам на столичных базах уголь закончился. Мы с фотокорреспондентом проехались по нескольким, самым популярным среди горожан. Одна встретила закрытыми воротами и длинной очередью пустых грузовиков.

– А что, угля сегодня не будет? – спрашиваем у охранника.

– Сегодня точно нет. Видите, сколько машин ждет? На днях обещают завоз, – обнадежил он.

На другой базе не было даже грузовиков. Солнечный камень здесь распродали еще в середине сентября, новый завоз, как обещает дежурный, будет со дня на день. В начале этой недели уголь на столичных складах и впрямь появился, возможный коллапс отменяется. Или переносится?

– Наступает осень, и очень многие ТЭЦ нуждаются в угле, но самое главное – население. Сейчас он есть, проблема в доставке вагонами по стране. ТЭЦ и ряд коммунальных структур имеют задолженности. Это те вопросы, которые требуют немедленного решения со стороны акиматов, правительства и ҚТЖ, которая должна уже сейчас обеспечить вагонами, – комментирует ситуацию исполнительный директор ОЮЛ “Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий” Николай РАДОСТОВЕЦ.

С Николаем Владимировичем мы созвонились неделю назад, сразу после того, как вопрос подготовки к отопительному сезону был поднят на заседании правительства. Тогда министр энергетики Магзум МИРЗАГАЛИЕВ огорошил новостью: оказывается, некоторые акиматы в преддверии нового отопительного сезона не рассчитались с угольщиками и газовиками еще за прошлый год. Впрочем, к долгам угольщики привыкли, год назад им задолжали даже не нынешние 2,6 миллиарда тенге, а все 3,8. Так что динамика положительная. А вот ситуация с транспортировкой твердого топлива вызывает настоящее беспокойство горняков.

– Летом были сбои по поставкам угля и накопились нереализованные договора. Конечно, может быть, в сентябре транспортники и поставят нужное по графику количество вагонов, но если они недовезли уголь в июне – июле, то создаются повышенные объемы, требуемые отгрузки, и это может дать о себе знать, – предупреждает Радостовец.

На днях в министерстве индустрии и инфраструктурного развития состоялось совещание горняков и транспортных компаний, но до чего стороны в итоге договорились – пока неизвестно.

В то же время, как заверили нас в МИИР, у них есть "План потребности угольной продукции для коммунально-бытовых нужд и населению на период 2021–2022 годы". Согласно ему, объем потребления составит порядка 9,1 миллиона тонн, из них на коммунально-бытовой сектор – 2,7 миллиона тонн, население – 6,4 миллиона тонн. Это на 800 тысяч тонн меньше, чем годом ранее. По данным МИИР, газификация дает свои результаты. В то же время в личных беседах счастливые обладатели новеньких домашних газгольдеров в столице признаются, что снимать угольные печки им запретили газовики и чиновники: мало ли что случится с газовой трубой, в доме всегда должен быть альтернативный источник тепла.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи