Опубликовано: 1700

Генерал-майор Мурат БЕКТАНОВ: "Боевое дежурство мы несем без каких-либо послаблений. И с коронавирусной инфекцией боремся, не жалея сил"

Генерал-майор Мурат БЕКТАНОВ: "Боевое дежурство мы несем без каких-либо послаблений. И с коронавирусной инфекцией боремся, не жалея сил"

Вызвать на откровенное интервью первого заместителя министра обороны – начальника Генерального штаба всегда было очень непростой задачей.

Дефицит времени! Его рабочий график всегда расписан не по часам – по минутам. Но для "КАРАВАНА", несмотря на карантин и режим ЧП, генерал-майор Мурат БЕКТАНОВ нашел-таки время и постарался ответить предельно честно на все журналистские вопросы. В том числе и по ситуации, связанной с увольнением в запас солдат срочной службы и призывом очередной партии новобранцев.

– Мурат Карибаевич, увольнение солдат срочной службы затягивается в связи с пандемией. Родители волнуются, так как положенный срок армейской службы вышел, а их сыновья все еще на передовой.

– Согласно Указу Президента РК, увольнение военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы, проводится в период с марта по июнь текущего года. Поскольку увольнение и призыв военнослужащих срочной службы связаны с их перемещением по стране, что не отвечает санитарным требованиям введенного карантина, то на период действия чрезвычайного положения этот процесс, естественно, приостановлен. Эта мера позволяет нам, не снижая боевую готовность воинских частей, принимать активное участие в борьбе с коронавирусной инфекцией, но как только режим ЧП будет снят, всё обязательно вернется в привычное русло. Прошу отнестись к этому с пониманием.

Вынужденная мера предосторожности

Как несут боевое дежурство летчики и войска ПВО, другие силы постоянной боевой готовности? Не опасаетесь, что какую-нибудь воинскую часть придется изолировать в полном составе, если опасную инфекцию подхватит хоть один солдат или офицер?

– Вы сами служили и хорошо знаете, что один из принципов боевого дежурства – его непрерывное ведение, потому, несмотря на повсеместно вводимые ограничения в связи с пандемией COVID-19, службу мы несем без каких-либо послаблений. Подразделения, несущие боевое дежурство, не привлекаются для выполнения специальных задач по обеспечению ЧП. Вместе с тем в качестве мер профилактики личный состав проходит усиленный медицинский контроль. Повсеместно введен "масочный" режим и до каждого военнослужащего доведен алгоритм действий при обнаружении малейших признаков инфицирования.

Что касается риска закрытия на карантин всей воинской части при выявлении коронавирусной инфекции хотя бы у одного человека, то он, конечно же, пока высок. Наши офицеры и контрактники всё равно ведь контактируют с внешней средой. Потому еще задолго до введения режима ЧП мы проработали несколько вариантов развития событий, то есть провели так называемое резервирование сил и средств по планам "А" и "Б".

– Разделили офицеров и контрактников по группам, изолировав друг от друга? Насколько я знаю, вы, как первый заместитель министра обороны, тоже не пересекаетесь с главой оборонного ведомства на совещаниях, а все вопросы взаимодействия и управления войсками решаете по телефону или посредством селекторки.

– Это сейчас вынужденная мера предосторожности… Да, определенную часть личного состава мы оставили для несения службы на казарменном положении без возможности убытия домой. Другую часть держим – на удалёнке в военных городках. Остальные находятся в самоизоляции, то есть в отпусках по месту проживания. Всё организовано по-военному, рационально, в соответствии с установленными требованиями.

По пути оптимизации и экономии

– Господин генерал, вирус вирусом, но читателям "КАРАВАНА" интересно знать, какая работа проводится по перевооружению нашей армии современной техникой и вооружением? Что удалось заметного сделать за последнее время в этом плане?

– Хотел бы сразу подчеркнуть, что вопросы строительства и подготовки Вооруженных сил, оснащения современным вооружением находятся на постоянном контроле у руководства страны. Перевооружение – это не сиюминутный процесс, а целый комплекс мероприятий на основании долгосрочных программ. Мы не только приобретаем новейшее вооружение и технику, но готовим специалистов и необходимую инфраструктуру вначале. Тем самым организовываем техническое сопровождение и эксплуатацию.

Безусловно, перевооружение идет по принципу "потребности – возможности" с учетом экономического потенциала страны. Приоритет отдается казахстанским поставщикам и производителям.

Капитальным ремонтом и модернизацией техники мы тоже стараемся максимально загружать нашу оборонку, благо им удалось сохранить, а где-то и нарастить свои возможности. К сожалению, в текущем 2020 году в связи с экономической ситуацией объем государственного оборонного заказа несколько сокращен, потому мы вынуждены идти по пути оптимизации и экономии.

В условиях ЧП имеющиеся новые и модернизированные отечественные образцы боевой техники очень хорошо себя зарекомендовали. К примеру, расчетно-аналитические станции для автоматизированного сбора и анализа информации о заражении очень пригодились, а также машины спецобработки "АРС-14kz", модернизированные гусеничные тягачи, прошедшие капремонт вертолеты и многое-многое другое.

Продолжается приобретение средств ПВО и авиационной техники, прежде всего, боевых самолетов и вертолетов. Кроме того, в последнее время мы серьезно усилили группировку транспортных самолетов, что очень важно при больших просторах нашей страны.

Именно наличие военно-транспортной авиации позволило нам в период борьбы с распространением коронавирусной инфекции оперативно перебрасывать войска для создания мобильных отрядов спецобработки объектов и дезинфекции улиц крупных городов, эвакуировать наших соотечественников из других стран, перевозить грузы и доставлять бригады врачей из Китая.

Идет приобретение перспективных БПЛА, робототехнических средств, техники полевой медицины и многое другое.

– Кстати, о военно–полевой медицине. Мы наблюдали за тем, как под Алматы военные в кратчайшие сроки разворачивали полевой госпиталь. Я и наш фотокор Тахир Сасыков до сих пор под впечатлением от слаженной работы военных врачей и медсестер. Герои!

– Безусловно, медицинские работники нашей страны совершают подвиг, находясь, как солдаты, на первой линии фронта борьбы с инфекцией, рискуя своим здоровьем и жизнями. Военные медики не остались в стороне и также действуют самоотверженно. Развертывание полевых госпиталей не является для нашего персонала чем-то новым, эти вопросы отрабатываются регулярно, увиденное вами результат постоянных занятий и тренировок. Другое дело, работу сильно затрудняет крайне сложная эпидемиологическая обстановка, здесь наши медики показывают себя только с лучшей стороны. Огромная благодарность всем врачам и медицинским сестрам!

Нарядов по столовой нет давным-давно

– Что лично вы, как первый заместитель министра обороны, как начальник Генерального штаба, отмечаете положительного в современном облике солдата XI века? Как сравниваете подходы в обучении военному делу советской поры и нынешней? Что, возможно, принципиально нового внедрено у нас в Казахстане за последнее время?

– Сегодняшний казахстанский солдат – это в основном контрактник, то есть профессиональный военный. Он в совершенстве владеет своей специальностью, более мотивирован, заинтересован в повышении квалификации, обеспечен в социальном плане и твердо уверен в завтрашнем дне. В связи с уменьшением в казахстанской армии удельного веса солдат срочной службы, в отличие от советского периода, у нас появилась возможность проводить более качественный отбор призывников.

Соответственно, наш солдат срочной службы приходит в войска с более высоким уровнем образования, в достаточной степени патриотичен и отличается осознанным выбором необходимости воинской службы, тем более срок службы – всего-то один год сейчас.

Если говорить о различиях подготовки советской и казахстанской армий, то концептуально цели, задачи и принципы боевой подготовки, конечно, существенно не очень изменились. Вместе с тем советская система подготовки войск была ориентирована на ведение крупномасштабных наступательных или оборонительных действий на широком фронте. Однако опыт вооруженных конфликтов последних лет показал, что боевые действия стали намного динамичнее. Зачастую они ведутся в населенных пунктах и приобретают более ярко выраженный межвидовой и скоротечный характер. Постоянно изучая этот опыт, мы вносим определенные коррективы, повышая требования к индивидуальной подготовке солдата, подразделения, воинской части и органов управлений. В первую очередь внесены существенные изменения в программы боевой подготовки и курсы стрельб. Нововведения направлены на увеличение интенсивности занятий и упражнений, а также изменение форм обучения. Так, помимо изучения вопросов "классики", оборона и наступление, наши военнослужащие обучаются ведению специальных войсковых действий. Также значительное время теперь отводится обучению действиям в населенном пункте. Какая военная техника появится в армии РК кроме устаревших российских БТР, рассказали в Минобороны

Для повышения уровня подготовки личного состава мы возводим на полигонах макеты зданий, которые надо штурмовать. А для экономного расходования боеприпасов используем различного рода стрелковые тренажеры. Всего этого в Советской армии практически не было.

Значительно больше внимания стало уделяться индивидуальной подготовке, чему способствует введенная система инструкторов. Эти инструкторы, будучи узкими специалистами по предметам боевой подготовки, огневой, тактической, инженерной, физической (более 10 специальностей), позволяют качественно обучить солдата, учитывая его индивидуальные особенности, ментальность и другие качества. Кстати, большинство этих инструкторов мы готовим из числа профессиональных сержантов, выпускников Кадетского корпуса, которые обучаются в течение двух лет. В СССР, как вы хорошо должны помнить из своей армейской практики, сержанты готовились в учебках полгода. Разница в подходах обучения младших командиров огромная.

Опять же, нам удается выделить больше времени на боевую подготовку, чем отводилось солдатам СА. Так, за счет аутсорсинга минимизирован отрыв солдат на хозяйственные и другие работы. Нарядов по столовой нет давным-давно.

Что такое "экспресс-тест" в армии?

– К счастью, нам удалось избежать вооруженных конфликтов. Как казахстанские военные используют современный боевой опыт?

– Да, благодаря взвешенной внешней политике руководства страны наше государство не была втянуто в конфликты. Но мы внимательно изучаем сирийский опыт, анализируем ход боевых действий в Афганистане и других "горячих" точках. Сейчас мы акцентируем внимание на подготовке ротных и батальонных тактических групп.

Введена в практику новая форма обучения – "экспресс-тест", когда определенное подразделение (взвод или батарея) выводится на полигон выполнять упражнения боевых стрельб и сдавать нормативы.

Особенность данного "экспресс-теста" в том, что именно будет привлечено на проверку, определяет старший начальник из вышестоящего штаба. Это заставляет всех без исключения готовиться к тесту, поднимает дух состязательности. Командиры подразделений, показавшие лучшие результаты, в порядке стимулирования в первоочередном порядке назначаются на вышестоящие должности, получают воинские звания досрочно, направляются на учебу в академии.

По аналогичному принципу, но с подразделением более крупного масштаба, проводится конкурс под названием "Снайперский батальон".

Кроме того, введен ряд новых упражнений по огневой подготовке, в частности, стрельба в составе взвода на большие дальности и упражнения на точность, и так называемая "тактическая стрельба", которая позволяет обучить солдата быстрому поражению целей на сокращенных дистанциях, в ограниченном пространстве населенного пункта.

– Армию всё чаще бросают на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Задействуют её для обеспечения режима ЧП, проведения антитеррористических операций, усиления охраны государственной границы?..

– Согласно Закону "Об обороне и Вооруженных Силах", на армию дополнительно действительно могут быть возложены эти задачи. Например, сейчас ВС практически всех стран мира активно задействованы в борьбе с коронавирусом, причем широко используются и резервные войска. Потому это требует от нас качественно обучать военнослужащих несению службы на блокпостах, работать с гражданским населением, взаимодействовать с Национальной гвардией, Пограничной службой, органами внутренних дел и акиматами. Считаю, что это определенно отличается от ранее принятых советских подходов к подготовке войск. Кроме того, на изменение содержания подготовки оказывает влияние принятие на вооружение новых образцов вооружения и техники.

95% призвались добровольно

– Согласен с вами. В советское время, что такое "беспилотник", мы знали в основном по лекциям и учебным фильмам. Одна голая теория была, без практики.

– Зато сейчас наш командир взвода, выполняя задачи в разведдозоре, имеет возможность применить мини-БПЛА и узнать обстановку в онлайн-режиме за 10–15 километров от линии соприкосновения, которая автоматически выводится на пункты управления.

Сегодня для недопущения несанкционированного пересечения карантинной зоны наши подразделения на блокпостах во многих городах активно используют БПЛА, и это дает ощутимый результат.

В то же время современный опыт их применения требует эффективно организовать противодействие дронам. Если в советских уставах и наших учебниках были такие элементы боевого порядка, как "противотанковый резерв", "подвижный отряд заграждений", то сейчас прорабатываем введение в наши Правила боевого применения новых терминов – "группа быстрого реагирования" и "противодронный резерв". Эти подразделения используют тактику комплексного поиска операторов, управляющих дронами, огневого поражения самих дронов и применения противодронных средств, блокирующих сигналы управления. Вместе с тем, в отличие от Советской армии, у нас больше внимания уделяется физической подготовке, в том числе рукопашному бою. Это позволяет нашим солдатам и сержантам, к примеру, даже в ходе патрулирования карантинных зон обезвреживать преступников, вооруженных холодным оружием и даже гранатами…

– Последние события особенно показали, что армия очень много делает для стабилизации ситуации в обществе. После объявления Президентом призыва на сборы откликнулись тысячи людей. Каков итог? Чем конкретно занимаются призванные военнообязанные? Какую пользу приносят?

– В соответствии с указом Главы государства, акиматы регионов развернули территориальные войска. Данная работа проводилась не спонтанно, а в соответствии с заранее отработанными планами, под единым руководством со стороны Генерального штаба. Количество военнообязанных, призываемых на специальные сборы и сроки их проведения, определяли местные исполнительные органы, в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки в регионах, по согласованию с нами. В настоящее время на специальные сборы в бригады территориальной обороны уже призвано более 1,5 тысячи военнообязанных, и эта цифра постоянно наращивается.

Основными задачами территориальных войск в рамках обеспечения режима чрезвычайного положения являются дезинфекция объектов и улиц, несение службы на блокпостах, патрулирование, работа в составе оперативных штабов. Наши военнообязанные задерживают нарушителей на блокпостах. В Актобе солдаты бригады территориальной обороны предотвратили суицид женщины. В целом наличие территориальных войск – это большое подспорье органам внутренних дел, медицинским работникам и акиматам.

Еще один положительный момент – это обеспеченность населения оплачиваемой занятостью на период специальных сборов, а именно выплата средне-месячной заработной платы, а неработающему населению – минимальной заработной платы.

Хотел бы отметить, что подавляющая часть военнообязанных (95%) призвались добровольно, и этим мы смогли ответить скептикам, что наши молодые сограждане являются патриотами и готовы защищать Родину даже в сегодняшних, далеко не простых условиях.

Мы сейчас производим замену военнослужащих, которые на начальном этапе выполняли задачи в городах, где нет воинских частей Вооруженных сил, на личный состав войск территориальной обороны.

Честность, профессионализм, справедливость

– Мурат Карибаевич, после стратегических учений "Каратау-2017" на мой вопрос, каков ваш главный жизненный принцип, вы ответили, не задумываясь: “Никогда не сдаваться!” и “Не тратить впустую свое время”. С тех пор в личном представлении о жизни и армейской службе что-то изменилось?

– Нет. Все по-прежнему. Могу повторить для читателей "КАРАВАНА" слово в слово то, что сказал вам тогда при встрече (улыбается). Залог любого успеха зависит от упорства человека, но, к сожалению, порой в жизни обстоятельства складываются не так, как нам хотелось бы, и разница заключается в том, что одни люди продолжают движение в любой обстановке, а другие, столкнувшись с трудностями, останавливаются.

 – Правильно. А что касается времени, то вы, как я помню, тогда сказали буквально следующее: "Время – это самое дорогое, что есть у человека, так как его ход остановить и вернуть невозможно".

– Да. Подтверждаю уже сказанное и сегодня. Чрезмерная пассивность приводит к разрушению – как в жизни, так и в профессиональной деятельности любого человека.

– Какие качества в людях вы цените более всего сейчас в это непростое время?

– Честность, профессионализм, справедливость. Эти качества в людях ценил прежде всего, ценю и буду ценить всегда. Они – основа основ.

Какие планы на будущее? Карантин ведь кончится когда-нибудь. Ожидаются ли вновь состязания в рамках Армейских международных игр? Готовы ли мы к танковому биатлону? Чем будете удивлять поклонников АрМИ на этот раз?

– Безусловно, на мироуклад всего общества, а армия – это часть общества, пандемия коронавируса, конечно же, повлияла существенно. Да, мы были вынуждены внести определенные коррективы и в наши планы. В частности, отменен парад ко Дню Победы. Под вопросом международные и другие значимые мероприятия. Несмотря на это, мы всё же планируем летом и осенью в рамках ОДКБ принять участие в учениях на территории Таджикистана и Армении, а в рамках ШОС – на территории России. Запланированы совместные маневры войск с узбекскими и индийскими коллегами. Осенью, по нашим внутренним планам, должно состояться крупное оперативно-тактические учения на юге страны…

Что касается АрМИ, то планируем в конце августа на территориях 11 государств принять участие в 14 конкурсах. Три из них готовим в нашей стране: это – "Мастера артиллерийского огня" (между минометными подразделениями), "Соколиная охота" (среди расчетов БПЛА) и связисты будут соревноваться в рамках конкурса "Уверенный прием". Подготовка к играм идет полным ходом. Безусловно, с усилением мер профилактики коронавирусной инфекции.

– Не за горами майские праздники!

– Да, потому, пользуясь случаем, хотел бы поздравить весь личный состав Вооруженных сил, коллег из других войск и воинских формирований, наших уважаемых ветеранов с наступающими праздниками Днем защитника Отечества и Днем Победы! Пожелать всем крепкого здоровья, семейного счастья и дальнейших успехов в службе на благо нашей Родины – Республики Казахстан.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи