Опубликовано: 610

Дошли до точки: жители казахстанских городов обречены страдать от хаоса

Дошли до точки: жители казахстанских городов обречены страдать от хаоса Фото - Тахир САСЫКОВ

Кто виноват и что теперь с этим делать?

После того как во время несанкционированного митинга в Алматы погиб случайный человек, власти города, наконец, обратили на точечную застройку пристальное внимание. Но убережет ли это наше общество от новых митингов и возможных новых смертей? Да и что делать с теми домами, которые уже были построены вопреки желаниям соседей? Попытались разобраться в теме вместе с экспертами.

Зато бизнесу комфортно

Политолог Марат ШИБУТОВ еще год назад предположил, что точечная застройка, если с ней не начать разбираться, станет одним из главных триггеров народного недовольства в обозримом будущем. Но, как водится, мнение экспертов не востребовано до тех пор, пока пророчество не начнет сбываться.

– Основная причина всех точечных строек – навязчивое желание нашей страны подняться повыше в рейтинге “Doing business”. Ради этого и под нажимом строительного лобби в 2017 году мы отменили градсоветы, сильно упростили жизнь застройщикам и спровоцировали такую проблему, – объясняет Марат Шибутов.

Сейчас, после смерти автовладельца в ходе несанкционированного митинга несогласных с точечной застройкой алматинцев, власти южной столицы начали наводить порядок в градостроительстве.

Как рассказал нам Шибутов, была создана комиссия из числа чиновников, общественников, экспертов и депутатов маслихата. Идет сбор заявлений несогласных с тем или иным строительным объектом.

– В первый же день работы нашей комиссии поступило 10 обращений по точечной застройке. Есть жалобы как на уже построенные здания, так и на те, которые на этапе котлована, иной стадии строительства… Всего, по данным акимата, проблемных объектов в городе 96, но будем уточнять, – говорит он.

Будущее с видом на горы и настоящее – в состоянии конфликта

Как член общественного совета города Алматы, Марат Шибутов отмечает, что в последние дни власти очень активизировались в этом направлении: на днях был принят новый регламент градостроительной деятельности в южной столице. С 1 августа возродятся градсоветы, которые должны будут утверждать целесообразность каждой стройки выше пяти этажей. Также будет запрещена стройка на склонах горных прилавков и на самих горных прилавках с крутизной более 15 градусов. В квадрате южнее проспекта Абая и севернее проспекта Аль-Фараби, восточнее улицы Ашимова, западнее Восточной объездной дороги (ВОАД) нельзя будет строить дома выше 9 этажей.

Но все эти блага – на будущее. А что делать с многоэтажками, которые уже выросли во дворах горожан? Взять для примера тот же ЖК “Терра”, из-за которого люди и вышли на роковой митинг, – много­этажка стала костью в горле у жителей двух соседних домов. Как рассказывают жильцы, отношения между соседями крайне напряженные до сих пор. Они вроде бы ходят в одни и те же магазины, их дети играют на одних и тех же площадках. Но топор войны никто закапывать не собирается. Аргументы – железные с обеих сторон.

Одни заплатили по 800 тысяч тенге не только за квартирный квадрат, но и за двор без машин, определенный статус жилья. Другие не понимают, почему ради комфорта “понаехавших” их лишили элементарных благ?

– С каждым случаем надо разбираться отдельно. Мое мнение – если есть какие-то нарушения, допущенные при выдаче разрешений на строительство, надо сносить, – комментирует создавшуюся в городе ситуацию Шибутов.

Он подчеркивает, что проблема зрела давно, и не только в Алматы. Недовольны точечной застройкой в Нур-Султане, Шымкенте и практически во всех областных центрах страны.

И работать пора начать всем акиматам. Потому что, чем дольше власти не замечают проблему, тем сильнее конфликт. И очень скоро ни один медиатор не сможет примирить стороны.

Умные люди всегда договорятся?

Видят проблему точечной застройки и профессиональные архитекторы. Но, по их мнению, жители в своих претензиях правы далеко не всегда.

– С одной стороны, плотность дает экономию, а с другой – создаются неудобства. Поэтому должны быть механизмы вовлечения в продуктивный диалог властей, жителей и дольщиков с застройщиками. Иногда жители технически правы – район действительно переуплотнен. Но бывают и ситуации, когда требования их чрезмерны и ни на чем не основаны. Просто они первыми здесь начали жить, а теперь не хотят, чтобы рядом что-то строилось. Но у участка уже давным-давно есть целевое назначение. В общем, правда всегда где-то посередине, – говорит глава Центра урбанистики г. Нур-Султана Елнар БАЗЫКЕН.

По мнению эксперта, казахстанские города могут брать за основу опыт столицы, где весной после диалога с жителями были отменены некоторые спорные стройки.

Семь раз проверь, один – построй

Независимый архитектор Асхат САДУОВ считает, что споров между людьми, застройщиком и муниципалитетом изначально было бы гораздо меньше, если бы госорганы, прежде чем выдавать разрешение на то или иное строительство, проводили аналитическую работу.

– Так делают во всем мире. Прежде чем дать разрешение на стройку, проводится анализ. Надо понять, почему население мигрирует в эти участки города или, наоборот, из них. Это будет некий общественный договор – после того как проводится социсследование в районе, к переговорам приглашаются конструктивно настроенные активисты, бизнесмены. Все они обсуждают развитие района, какие функции нужны людям. В итоге бизнесмен соглашается удовлетворить потребности, оговаривает, какая площадь застройки ему нужна, чтобы окупить обязательства. После этого анализируется существующая площадь, прибавляется планируемая. И, если полученная цифра не превышает общепринятых городских, можно продолжать, – описывает он стандарт решения по уплотнительной застройке. Школы Алматы лишаются своих территорий: чем это угрожает местным жителям

При этом, как отмечает Садуов, любое уплотнение подразумевает также пересмотр мощностей объектов жизнеобеспечения, коммунальной и транспортной инфраструктур. В противном случае недовольства жителей не избежать.

В то же время нельзя подходить к застройке города исключительно с позиций бизнеса. Урбанистика – это наука, без знания которой можно сильно испортить жизнь в мегаполисе.

– Пока я, к сожалению, не вижу научной полемики по теме архитектуры. Хотелось бы, чтобы урбанисты предлагали не только адаптацию российских стандартов, но и пытались интегрировать всё это в нашу нормативную документацию. А для этого мы должны понимать, какая у нас переселенческая политика? Как интегрированы ипотечные программы? Как у нас создаются рабочие места? То есть вопросов много, а ответов мало, – сетует Асхат Садуов.

И, пока на эти нетривиальные вопросы не будут найдены ответы, казахстанские города обречены застраиваться хаотично, а их жители – годами потом страдать от этого хаоса.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи