Опубликовано: 6100

Что недоговаривают реформаторы от ЖКХ

Что недоговаривают реформаторы от ЖКХ Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Даже не припомню такого случая из своей профессиональной практики, когда, получив ответ на свои вопросы из госоргана или какой другой организации, все становилось еще более запутанным и непонятным.

А еще… как бы помягче сказать… улыбнуло (появилось такое новое словечко в блогосферах), вот улыбнуло прочитанное мною в ответе АО “Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства”. Для тех, кто только что присоединился к нам, поясню, данная организация по решению правительства создана и призвана сделать нашу жизнь в жилищно-коммунальной сфере лучше. Они и выступают застрельщиками реформы.

Суть проекта в краткой форме была изложена и размещена на сайте АО “КазЦентр ЖКХ”, увидев который, мы стали разбираться: а таким ли уж светлым станет наше будущее, если его внедрят в жизнь?

Света мы там не увидели, а вот существенное увеличение размера платы на содержание общедомового имущества для собственников и сомнительное намерение передать управление банковским счетом кооператива чужому дяде разглядели на раз, о чем честно написали. Ознакомиться с материалами можно на нашем сайте Сaravan.kz (название статей: “Дай мильон, дай милльон!”, “Пятая колонна”, “Фома и Ерема – не братья”, “Нелепое лукавство”). Но без прямого цитирования нам не обойтись, иначе вы не улыбнетесь, как я, да и понять логику реформаторов будет невозможно. Казахстанцев вынуждают платить еще большую квартплату

Итак, цитата из информации, которая была размещена на сайте АО “КазЦентр ЖКХ”: “Из числа жильцов выбираются председатель и старшие по подъезду (совет жильцов). Одно из главных преимуществ такой системы – сокращение значительных финансовых затрат, так как в отличие от КСК штат ОСК работает на общественных началах, затраты по заработной плате председателю ОСК утверждаются на общем собрании собственников квартир. При этом на каждый дом открываются сберегательный – для накоплений средств на капитальный ремонт дома, и текущий счета. Содержание МЖД переходит к профессиональной управляющей организации (с достаточной материально-технической базой и наличием квалифицированных специалистов), которая на основании договора управляет текущим счетом”.

Теперь смотрим ответ акционерного общества, полученный нами буквально три-четыре дня назад, и внизу которого указано “председатель правления М. Садуов”: “Прежде всего, хотелось бы отметить, что в почти всех вопросах вами делаются ссылки на расхождения нашей статьи с презентацией проекта, якобы размещенной на сайте АО “КазЦентр ЖКХ”. Однако мои сотрудники не смогли предоставить текст данной презентации”. Уважаемый Марат Темербулатович, ваши сотрудники не нашли цитируемой нами информации на сайте, потому что они ее, возможно, удалили, после выхода нашей критической статьи. Ну это, понятное дело, просто совпадение. Вот только удалить информацию из ответа за вашей подписью, полученного нами ранее, у них вряд ли когда удастся (исходящий номер 05-15/717 от 23.06.2017 года). И в нем вами даны совершенно противоположные ответы, чем полученные нами на этот раз, и цитируемый тогда нами текст не был для вас незнакомым. К слову, сотрудники АО, видимо, забыли вас предупредить, что “Проект порядка реализации пилотного проекта новой модели жилищных отношений в многоквартирных жилых домах” был ими передан Ассоциации КСК г. Алматы и размещен на их сайте kskforum.kz 30 марта 2017 года. Опять же, по совпадению произошло это после выхода нашей критической статьи о тайном запуске пилотных проектов вашей организацией. Приведем цитату оттуда: “9. Шаг седьмой. Выбор и заключение договора по управлению и содержанию с управляющей организацией.

Решение о выборе и заключении договора по управлению и содержанию с управляющей организацией (с достаточной материально-технической базой и профильных специалистов) принимается собранием собственников помещений (квартир).

Председатель ОСК заключает договор по управлению и содержанию с управляющей организацией, которая занимается организацией и осуществлением всех работ по профессиональному содержанию, текущему и капитальному ремонту МЖД сроком на один год.

Продление указанного договора осуществляется на ежегодной основе в случае отсутствия значительных претензий собственников помещений (квартир) и удовлетворенности качеством услуг, предоставляемых управляющей организацией.

По данному договору посредством доверенности ОСК передает управляющей организации управление текущим счетом МЖД”. Так что все точь-в-точь, как мы, то есть вы, писали.

Вопросы и ответы

Теперь ответы на наши вопросы, полученные нами сейчас, и начнем мы с вопроса о пресловутой передаче управления банковским счетом.

“КАРАВАН”: Почему в проекте ваша организация предлагает передать управление банковским счетом ОСК управляющей компании, а не производить ОСК плату за оказанные услуги и выполненные работы в соответствии с актом выполненных работ/услуг?

АО “КазЦентр ЖКХ”: Управление текущим счетом должно осуществляться председателем ОСК (КСК) путем оплаты сервисной компании за оказанные услуги и выполненные работы на основании актов выполненных работ/услуг.

В настоящее время разрабатывается информационная система “е-Тургын уй”, в которой предусмотрен модуль голосования, который позволит каждому жильцу – члену КСК ознакомиться с актами, поступившими на подписание, и проголосовать, выразив свое мнение о качестве оказанных услуг. Какие ужасные новшества задумали реформаторы от ЖКХ

А сейчас цитата из ответа за подписью того же председателя правления Садуова М. Т., но только за 23 июня 2017 года: “В большинстве стран в штате КСК нет сантехников, электриков и т. д., а заключаются договоры об управлении и содержании МЖД с управляющей организацией. Выбор организации и решение о заключении договора принимается собранием собственников квартир. По данному договору управляющей организации предоставляется право управления текущим счетом МЖД (выделено автором. – Прим.)”. Вот так прочтешь и думаешь: или реформаторы восприняли критику и отказались от сомнительной нормы, но стесняются в этом признаться, или, извините, морочат нам голову. Но продолжим знакомиться с другими ответами.

“КАРАВАН”: На сайте вашей организации размещена следующая информация: “На сегодняшний день собственники квартир пилотных многоквартирных жилых домов сформировали самостоятельные органы управления, зарегистрировали уставы, ведут работу по открытию текущих счетов и изучают рынок субъектов сервисной деятельности по обслуживанию дома для последующего заключения договора”. Учитывая тот факт, что наличие органа управления в виде правления и председателя КСК, устава, текущего счета и обязательность заключения договора с сервисной организацией отражены в нынешнем Законе “О жилищных отношениях”, в чем заключается новшество вашего проекта?

АО “КазЦентр ЖКХ”: Никаких кардинальных изменений в законодательство, регулирующее сферу ЖКХ, не требуется. Но анализ применения норм действующего законодательства в этой сфере выявил их неисполнение и необходимость в корректировке с целью создания условий, обеспечивающих соблюдение действующего законодательства. С учетом реалий жизни в обществе проходит модернизация общественного сознания и очевидна необходимость законодательного уточнения, конкретизации, а самое главное – раскрытия (выделено в оригинале текста ответа. – Прим.) механизмов реализации тех идей, которые имеются в действующем законодательстве.

Поэтому это можно называть закономерной эволюцией жилищных отношений: людям надоело платить многодомным КСК и управляющим компаниям “за себя и за того парня”, выслушивая из года в год отговорки о том, что до их дома “не дошли руки и деньги закончились”.

Оценка эффективности любых правил дается по двум параметрам: насколько качественны нормы правил и каков механизм их реализации. Еще в 2011 году законодательство РК было дополнено нормами, соответствующими международной практике содержания МЖД, такими как отдельный счет на каждый дом, запрет кооперативу собственников заниматься сервисной деятельностью, ежеквартальная отчетность за средства, собранные с жильцов. Но вот в части механизма реализации этих норм правила оказались неэффективными. Многодомные КСК повсеместно сохранились, они по-прежнему содержат в своем составе сервисные службы, а ежеквартальные отчеты составляются так, что даже кандидаты наук и сотрудники финконтроля не могут из них понять, куда же потрачены взносы жильцов. Поэтому АО “КазЦентр ЖКХ” считает необходимым конкретизировать механизмы реализации норм закона для доведения начатой реформы до ожидаемых результатов.

“КАРАВАН”: Органы управления должны заключить договор с сервисной организацией, как следует из сообщения. Вопрос: в чем отличие сервисной организации от управляющей организации, о которых заявлено вами в презентации проекта.

АО “КазЦентр ЖКХ”: Субъект сервисной деятельности – это физическое или юридическое лицо, осуществляющее по договору деятельность по содержанию и обслуживанию объекта кондоминиума (эксплуатация и ремонт общего имущества, общедомовых приборов учета потребления коммунальных услуг, уборка придомовой территории и т. д.). Под управляющей компанией в действующем законодательстве подразумевается юридическое лицо, осуществляющее функции по управлению объектом кондоминиума, что, на наш взгляд, не является правильным.

“КАРАВАН”: Предполагает ли заявленный вами проект реформирования право выбора собственниками формы управления многоквартирным жилым домом (МЖД), как это заложено сейчас в Законе “О жилищных отношениях”?

АО “КазЦентр ЖКХ”: Исходя из международной практики наиболее эффективная форма управления – это объединение собственников квартир, расположенных в одном кондоминиуме, именуемое в нашем законе КСК. Но, к сожалению, на практике под этим названием скрывается совершенно другая “начинка”, и аббревиатура КСК воспринимается большинством жильцов как инородная организация, пытающаяся за жильцов управлять их имуществом, без учета их мнения. Настоящий КСК – это кооператив собственников квартир во главе с председателем из числа жильцов, облеченный доверием своих соседей – членов КСК и выполняющий свои функции, как правило, безвозмездно. Но у собственников останется право выбора, в случае отказа всех собственников квартир возглавить КСК, на заключение договора с наемным менеджером (физическое лицо).

“КАРАВАН”: Сообщите, пожалуйста, каким станет размер оплаты содержания общедомового имущества при переходе дома на ваш проект.

АО “КазЦентр ЖКХ”: Согласно действующему законодательству, обязательного рассмотрения и одобрения на собрании собственников квартир требуют вопросы утверждения размеров взносов на управление и содержание общего имущества объекта кондоминиума, то есть это относится к исключительной компетенции собрания собственников и никем более осуществляться не может. В пилотных проектах собственники квартир самостоятельно утверждают размер взносов исходя из своих потребностей. В свою очередь, АО “КазЦентр ЖКХ” оказывает методическую помощь собственникам в части правильности формирования необходимого объема работ по обслуживанию МЖД и расчета тарифа, для последующего использования собственниками при определении размера ежемесячных взносов. Как отстоять свои права в суде, если вы не довольны тарифами на комуслуги

Даже не знаю, что сказать… Повторяться про размытость и обтекаемость формулировок, уход от прямого ответа на конкретный вопрос – так это очевидно всем. Плохо то, что понятнее предлагаемая реформа не стала, а ведь мы запросы отправляем не из праздного любопытства.

Что же, пойдем другим путем, воспользуемся заверением руководства акционерного общества в готовности освещать все нюансы и попросим на этот раз предоставить нам сам “Проект порядка реализации пилотного проекта новой модели жилищных отношений в многоквартирных жилых домах”, похоже, у реформаторов он всерьез отличается от ранее опубликованного. А к нему хотелось бы нам увидеть технико-экономическое обоснование проекта, где приведены расчеты специалистов, за счет чего ЖКХ станет привлекательным для бизнеса, каким ожидают его рост в данной сфере и как изменится размер оплаты содержания общедомового имущества для собственников. Просим считать это официальным запросом, и до новых встреч, тему будущего продолжим в ближайших номерах.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи