Опубликовано: 1200

Фома и Ерёма – не братья

Фома и Ерёма – не братья Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

В прошлом номере мы начали разбирать ответ АО “Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ” (АО “КазЦентр ЖКХ”) на запрос редакции относительно предложенных ими реформ, сулящих собственникам многократное повышение оплаты за содержание недвижимости.

Докопаться до сути инициатив за раз не получилось, потому продолжим поиск истины. Для тех читателей, которые присоединились к нам только сейчас, скажу, что пересказать в краткой форме статью не получится, уж слишком там много прямых цитат из полученного ответа, а вот ознакомиться с материалом можно – на сайте caravan.kz.

Приведу вновь только одну цитату с сайта акционерного общества, которая нас в свое время потрясла и понудила к пристальному разглядыванию данной инициативы: “Из числа жильцов выбираются председатель и старшие по подъезду (совет жильцов). Одно из главных преимуществ такой системы – сокращение значительных финансовых затрат, так как в отличие от КСК штат ОСК работает на общественных началах, затраты по заработной плате председателю ОСК утверждаются на общем собрании собственников квартир. При этом на каждый дом открываются сберегательный – для накоплений средств на капитальный ремонт дома – и текущий счета. Содержание МЖД переходит к профессиональной управляющей организации (с достаточной материально-технической базой и наличием квалифицированных специалистов), которая на основании договора управляет текущим счетом”.

Утверждение авторов реформы о том, что это сулит финансовыми благами, настолько спорное, что мы и спросили напрямую об этом.

“Караван”: Делались ли АО “КазЦентр ЖКХ” расчеты и насколько по ним увеличится размер ежемесячных платежей собственников при данной системе, учитывая то, что управляющие компаний являются бизнес-структурами, которые платят больше налогов, чем КСК, имеют больший штат сотрудников, а основная задача их создания – получение прибыли?

АО “КазЦентр ЖКХ”: На сегодняшний день АО “КазЦентр ЖКХ” начато осуществление пилотных проектов по новой модели жилищных отношений в городах Астане, Шымкенте, Кызылорде и Степногорске, по итогам которых будет проведен сравнительный анализ.

Иными словами, реформаторы, “придумывая” свою реформу, не проводили никаких расчетов, ничего (!), но на своем сайте написали: “Одно из главных преимуществ такой системы – сокращение значительных финансовых затрат”, – зачем, кого тем самым они хотели ввести в заблуждение: власти или собственников. По этой же причине не выдерживает критики запуск пилотных проектов – эксперименты на живых людях… не имея на руках ни внятного механизма действия этой модели, ни экономического обоснования… Собственникам, чьи дома угодили в пилотируемую программу, скажу, что они имеют право туда как не входить, так и выйти – для этого нужно принять решение на общем собрании. Вопрос об избрании формы управления по Закону “О жилищных отношениях” относится к исключительной компетенции собственников, и никакой районный акимат или АО вам здесь не указ (статьи 42-1 и 47). Нелепое лукавство

Пытливый читатель и без нашей помощи увидел в инициативе казахстанских модернизаторов существующую ныне в России модель жилищных отношений. Разница только в аббревиатуре: там – ТСЖ (товарищество собственников жилья), здесь – ОСК (объединение собственников квартир). Но есть ли между ними разница, мы на всякий случай спросили.

“Караван”: В чем отличие вашей инициативы от российской модели управления МЖД, которая, как известно, подвергается большой критике в России?

АО “КазЦентр ЖКХ”: Хотя Казахстану и России досталось одинаковое наследство ЖКХ, текущее состояние обществ и данной сферы сильно отличается. Если в России десять лет продолжаются споры о возможности прекращения дотаций жилищного сектора и перехода к адресной социальной помощи, то в Казахстане осуществили этот переход в 1996 году. Если в Российской Федерации орган управления собирает с жильцов деньги за жилищные и коммунальные услуги и зачастую они не доходят до поставщиков услуг, то в Казахстане все собственники квартир имеют индивидуальные договоры с поставщиками коммунальных услуг и производят оплату напрямую, и также адресно производится отключение злостных неплательщиков.

Оставим в покое “злостных неплательщиков”, напомним, мы спрашивали о разнице между моделями жилищных отношений ТСЖ и ОСК. Думаете, нам ответили? Нет, конечно.

После “злостных” авторы реформ перешли на цитирование “Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года” и “Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011–2020 годы”. И вот чем они закончили: “Если министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации разместило на своем сайте в апреле текущего года проект изменений, которые предлагается внести в акты правительства Российской Федерации с 1 августа 2017 года, в том числе касающиеся срока осмотра домов, количества сухих и влажных уборок, то мы убеждены, что для успеха реформ в первую очередь нужны не НПА с такой подробной детализацией, а модернизация общественного сознания”.

Вот так ни много ни мало – модернизация общественного сознания, и далее еще круче: “Необходима трансформация от советских иждивенческих настроений к психологии собственника-хозяина, воспринимающего норму статьи 6 Конституции нашей страны “Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить благу” как руководство к действию”.

Не смейтесь, на полном серьезе (!) вместо ответа на вопрос, в чем отличие вашей новой модели жилищных отношений ОСК от старой российской ТСЖ, отечественные революционеры от ЖКХ пишут: “Необходима трансформация от советских иждивенческих настроений к психологии собственника-хозяина”.

Столько пафоса… Ну “стырили” вы модель у россиян, ну кого сейчас этим удивишь, на языке международного права это называется “перенять опыт”, так зачем общественное сознание поминать. Вопрос в другом – зачем перенимать то, что плохо работает, ведь эту самую модель чуть не каждый день недобрым словом поминают в тамошних новостях, и всем понятно, что не меняют ее только потому, что растут там уши большого бизнеса, который перевел финансовые потоки со старушек-управдомов на себя, увеличив при этом ежемесячные сборы с собственников.

В Казахстане соотношение ежемесячных выплат на содержание общего имущества тоже не в пользу управляющих компаний, к примеру, в Алматы размер сбора в среднем для КСК колеблется в пределах от 15 до 40 тенге за квадратный метр, в управляющих компаниях – от 60 до 150 тенге.

Теперь об иждивенческих настроениях и модернизации общественного сознания. Законом “О жилищных отношениях” ответственность за сохранность жилищного фонда, то есть дома, переложена с государства на собственников жилья еще в 1997 году, когда данный закон был принят, номера статей приводить не стану, вам они должны быть известны.

А настроения очень простые – при принятии решения установить размер сбора накоплений на капитальный ремонт не менее 0,02 МРП за квадратный метр жилья депутаты парламента не учли реальные доходы собственников и последовавшие затем финансовые кризисы, вот и саботирует народ как может.

Модернизация общественного сознания… начинается она с просвещения, и именно акционерное общество должно было этим заниматься все эти годы, получая на данную просветительскую деятельность деньги из государственного бюджета. А сейчас как-то неудобно получается, большинство собственников знать не знает о своих правах… В заключение приведу прямые цитаты наших вопросов и ответов реформаторов, напомню только, что все они касались их новой жилищной модели отношений ОСК и управления банковским счетом собственников управляющей компанией, а ответы – вы сами увидите, какие мы получили.

“Караван”: Будет ли деятельность управляющих компаний лицензионной?

АО “КазЦентр ЖКХ”: Такое предложение будет обсуждено. Возможно, необходимость в лицензировании возникнет ввиду того, что сфера управления МЖД (многоквартирный жилой дом) является одной из наиболее социально значимых и в то же время проблемных направлений деятельности государства. Но последнее слово за Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан “Атамекен”.

“Караван”: Будут ли предъявляться какие-то требования к управляющей компании и какая организация будет это делать?

АО “КазЦентр ЖКХ”: Данный вопрос также считаем важным, и введение квалификационных требований в сфере управления МЖД будет нами предложено в рамках проекта закона. Если эта норма будет принята парламентом, то их разработка будет отнесена к компетенции уполномоченного органа в данной области – министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

“Караван”: Обсуждался ли данный проект в правительстве, акиматах? Планируется ли всенародное обсуждение?

АО “КазЦентр ЖКХ”: Указанные предложения были презентованы АО “КазЦентр ЖКХ” на “круглом столе” парламента Республики Казахстан, на совещаниях в городах Астане, Степногорске и Шымкенте с участием представителей комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, акиматов, жилищных инспекций, органов управления объектом кондоминиума и субъектов сервисной деятельности. В ходе таких совещаний также была обсуждена возможность внедрения пилотного проекта новой модели жилищных отношений МЖД, в чем все стороны высказали свою заинтересованность. В дальнейшем планируется, что в случае одобрения концепции законопроекта все предполагаемые изменения пройдут этапы согласования, предусмотренные действующим законодательством, в том числе и размещение проекта на сайте для обсуждения всеми заинтересованными лицами.

Понятно, что и здесь нет полной ясности, то ли реформаторы не думали об этом вовсе, то ли оставили на потом, хотя речь-то идет о ключевом игроке предлагаемой ими новой-старой модели – управляющих компаниях, которые по их задумке будут управлять банковскими счетами и имуществом всех собственников.

И вот так по всем вопросам сложилось впечатление, что революционеры из акционерного общества сами не ведают, что творят.

Ну а нам придется с этим как-то разбираться, так что продолжение следует. Ждем звонков-писем и вестей от тех собственников, которые сейчас “угодили” в пилотные проекты, обещаем рассказать все как есть. Телефон редакции 258-36-24, электронный адрес: secretar@caravan.kz.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи