Опубликовано: 1200

Взгляд из глубины веков

Взгляд из глубины веков

Иконы, хранящиеся в фондах Западно-Казахстанского историко-краеведческого музея, выставлялись всего один раз, в 20 веке.

Тогда это событие приурочили приезду в Уральск потомков нобелевского лауреата Михаила Шолохова. Экспозиция произвела фурор, но ее быстро убрали, и с тех пор в силу различных обстоятельств, эти иконы не видели белого света. В областном музее хранится богатейшая коллекция православных икон, которую не прочь заполучить многие центральные музеи России. А собирали их музейные работники по крупицам, в буквальном смысле ходили по дворам и просили продать им ненужные. В Уральске, в былые годы, почти в каждой православной семье имелись по несколько, а то и больше икон. Город был одним из самых религиозных городов Казахстана, когда-то здесь функционировало около 20 церквей, а если учесть, что проживало здесь меньше 50 тысяч человек, то можно сказать, что город в основном состоял из частей, примыкавших к храмам. С приходом коммунистов часть церквей была разрушена, часть использована под нужды рабоче-крестьянского класса. Нынешний главный кафедральный собор Михаила Архангела долгие годы использовался под архивы, а потом в 1969 году его отдали под краеведческий музей. Именно тогда в музей пришла молодой специалист- экскурсовод, а ныне директор областного историко-краеведческого музея Сара Танабаева. "Вы даже не представляете, горы икон лежали под толстым слоем голубиного помета, никому не нужные. Мы их подобрали, начали изучать, но они требовали реставрации. 13 икон, которые лежали на алтаре мы повезли на реставрацию в Москву на обычном "УАЗике", без охраны и без сопровождения", - рассказывает Сара Танабаева. Одна из найденных тогда икон - 18 века "Богоматерь-нечаянная радость" в чеканном позолоченном окладе. Богоматерь изображена с младенцем в руках, одежда Христа и богоматери покрыта тонким золотом. В оформлении Михаилоархангельского собора под музей помогали минские студенты, проходившие в Уральске практику. "А икон там было настолько много, что белорусские студенты какие-то из них без спроса увезли с собой. Потом через КНБ их нашли, а иконы вернули обратно", - вспоминает Сара Искаировна, - а этим иконам цены нет, мы их бережно храним". Еще один ценнейший экспонат - четырехчастная икона "Богоматерь с младенцем Иисусом Христом" в царском одеянии и венце, датируется 17 веком, хотя специалисты говорят, что возможно, она написана и раньше. Продали эту икону музейным работникам частные лица всего за 40 рублей. Вообще, в период повального атеизма очень многие иконы за ненадобностью в лучшем случае пылились на чердаках и погребах, а в худшем - их выбрасывали. Тогда же музейщики очень тщательно выбирали для своих фондов лучшее из того, что приносило население. "В основном сдавали бесплатно, но бывало и покупали. Тогда специально выделялись деньги на пополнение фондов, в том числе покупку икон", - говорит директор музея. Народ просил не много - от 40 до 100 рублей, для икон, представляющих историческую ценность - не много, хотя по тем временам и это были неплохие деньги. Всего за 100 рублей в 1986 году музей выкупил у частного лица очень оригинально выполненную икону "Богоматерь с младенцем". Она оформлена в металлический резной оклад, внутренняя часть украшена вставкой из ткани в виде оклада и вышивкой бисером и цветными камнями. Датируется первой половиной 19 века. Последние 10 лет фонды музея по части икон не пополнялись. Единичные экземпляры попадают через таможню при попытке вывезти из республики произведения искусства, к коим относятся и иконы, представляющие особую ценность для государства. В последний раз иконы с так называемым криминальным прошлым были переданы следователями комитета национальной безопасности после завершения расследования уголовного дела. Четыре иконы 18 века пытался вывезти гражданин Италии, его задержали в международном секторе аэропорта Уральска. Работники музея отказались назвать количество икон, хранящихся в фондах, говорят, государственная тайна. Чем меньше людей владеет этой информацией, тем меньше соблазна у нечистых на руку дельцов. Но экспонатов настолько много, что на них положили глаз даже музеи Санкт-Петербурга. А вот определить истинную ценность и стоимость икон очень сложно, работников, специализирующихся на иконописи в музее нет. Проводить экспертизу - слишком дорогое удовольствие. В советское время всего один раз в Уральск приглашались специалисты из московского Новодевичьего монастыря. Тогда же они дали характеристику, хранящимся здесь иконам, определили примерное время их создания. Большинство икон датируется 17-18 веками. Однако долгое время эти экспонаты хранились в неприспособленных для этого помещениях со всеми вытекающими отсюда последствиями, но слава богу, не испортились, сохранились. Зато с прошлого года иконы находятся в подобающих условиях, после капитального ремонта у музея такая возможность появилась. И теперь их можно будет хранить здесь веками. Но главное их предназначение - приносить пользу и радость людям, а это возможно только, когда они выставляются на всеобщее обозрение. В силу разных причин они не выставлялись, хотя интерес к ним у населения всегда был. Выставку готовили еще к прошлой Пасхе, но в силу различных причин, отложили. Потом еще к какой-то православной дате… На этот раз директор музея пообещала, что выставка обязательно состоится в этом году, правда, дату снова не уточнила. Остается надеяться, что директор сдержит свое слово. Изображение с сайта http://www.zolotoe-koltso.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи