Опубликовано: 4200

В новом году отключат все лифты: кто придумал сделать подъемники общественным транспортом

В новом году отключат все лифты: кто придумал сделать подъемники общественным транспортом Фото - До недавнего времени за все 388 лифтов в многоэтажках отвечала одна-единственная компания. Фото Ольги ЗОЛОТЫХ

“С 1 января 2022 года все лифты города будут отключены”, – такое заявление сделали в компании, которая обслуживает все городские лифты в Актау. По решению акимата теперь подъемники в “высотках” должны будут перейти в собственность КСК и ОСИ. До недавнего времени за все 388 лифтов в многоэтажках

отвечала одна-единственная компания.

В антимонопольном ведомстве усмотрели нарушение прав других предпринимателей, которые также хотели бы занять эту нишу.

Мария СТАЗАЕВА живет в многоэтажном доме в центре Актау вот уже 30 лет. В квартиру на 9-м этаже не раз приходилось подниматься пешком. Женщина помнит те годы, когда лифты вообще не работали.

– Было время, когда всё лифтовое хозяйство города развалилось. Если при СССР лифты ремонтировали и меняли, то после развала страны пошло повальное воровство. Воровали из лифтов всё, что плохо лежало, то, что можно было продать и сдать на металлолом. В итоге прошло очень много времени, прежде чем что-то восстановили. Лет десять назад лифты начали менять. Сначала их взял на баланс городской акимат, а потом передали частной компании. Я помню, как сидел контролер и за каждую поездку вниз или вверх собирал по 10 тенге. Затем ввели абонентскую плату, но она была недолго, а в последние несколько лет действует карточная система. Да, она во многом неудобна. Забыл карточку – поднимайся пешком. Если нужно ее пополнить, то надо ехать в офис, отстоять очередь и вносить деньги там. Онлайн ее пополнить нельзя, – рассказывает жительница дома.

Жалуются на состояние лифтов многие жители старых многоэтажек. По их словам, подъемники часто выходят из строя. Несколько лет назад в Актау ввели плату за лифты при помощи смарт-карт. Пополнить одну карту на месяц стоит 1 300 тенге.

– Если человек живет один, это нормальная цена, а если в семье 4–5 человек, и каждому эту карту купи? В месяц выходит по 5–6 тысяч! Кроме того, карточная система неудобна для коммунальных и экстренных служб. Приехали врачи скорой помощи, и если у них нет карты, им придется топать на последний этаж пешком! – возмущена Мария Стазаева.

На днях ТОО “Актауские городские лифты” распространило объявление, в котором предупредило, что с нового года все лифты будут отключены, так как 31 декабря прекращается действие договора с акиматом на техническое обслуживание. На такое заявление тут же отреагировали в антимонопольном ведомстве.

– Эта компания не имела права делать такие заявления, ведь лифты – не ее собственность, а жильцов. Мы считаем, что превращать лифт в общественный транспорт, где нужно платить за каждую поездку – незаконно. Любой человек имеет право беспрепятственно воспользоваться лифтом. Я не знаю, кто придумал карточную систему, но так быть не должно. Лифты – это общее имущество жильцов, а обслуживающая компания должна просто обслуживать. Обязанности жильцов – содержать свои лифты, свое общее имущество за счет ежемесячных платежей. Но на рынке в Актау нет конкуренции, у людей нет выбора компании по обслуживанию лифтов. Рынок монополизирован одной организацией, а для других, которых сейчас больше десятка, созданы барьеры, – говорит Бауыржан СЕРИКУЛЫ, руководитель департамента Агентства по защите и развитию конкуренции по Мангистауской областиВ вашем доме сломался лифт: что делать и откуда взять деньги на ремонт

Руководитель департамента отмечает – если введут абонентскую плату, как это было когда-то, платить будут обязаны все жильцы, даже с нижних этажей. Но жители видят проблему в другом.

– У нас, к примеру, очень проблемный дом. Половина квартир сдаются в аренду, долги миллионные перед коммунальными службами. Если введут абонентскую плату за лифт, то, как обычно, будут платить единицы. И может случиться так, что лифт попросту отключат. Сейчас, пока есть карты, людям деваться некуда – покупают, потому что надо ездить, а если введут абонентскую плату и будут иметь право ездить все, начнется бардак. Мало того, что лифты будут ломать, в них будут гадить, так еще и новая компания, устав выбивать долги с жителей, может просто отказаться обслуживать дом. Поэтому жители предлагают компромисс – иметь выбор обслуживающей компании, но при этом остаться на карточной системе. Предусмотреть возможность пополнения смарт-карт онлайн и продумать вопрос со службами спасения и аварийными службами – предоставить им карты бесплатно, – добавляет Мария Стазаева.

В антимонопольном ведомстве отмечают – выбирать новую обслуживающую лифты компанию КСК или ОСИ могут уже прямо сейчас. Но в акимате с этим не согласны.

– С этой лифтовой компанией подписан договор до конца года, поэтому мы не можем его сейчас расторгнуть. А уже со следующего года лифты передадут в собственность жильцов, тогда они сами будут решать, кто займется обслуживанием, – говорит Ануар ТУЛЯКОВ, заведующий сектором отдела ЖКХ акимата города Актау.

Разбираться, когда же можно будет передать обслуживание лифтов жителям, теперь придется в суде. Антимонопольный орган уже отправил исковое заявление на отдел ЖКХ.

АКТАУ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи