Суррогатные мамы с рогами и копытами

Суррогатных матерей можно обнаружить не только среди женщин, но и в… Алматинском зоопарке.

Пока все вокруг обсуждают нравственные, религиозные, юридические нюансы суррогатного материнства, ученые многих стран, в том числе и Казахстана, рассматривают метод трансплантации эмбрионов от биологических мамаш к суррогатным как новый способ борьбы за восстановление исчезающих видов животных планеты. Ты помнишь, как все начиналось… Первые работы по сохранению редких животных, обитающих на территории нашей страны, начались еще в советское время - в 1973 году под руководством дважды академика АН КазССР и ВАСХНИЛ Фазула Мухамедгалиева. Вскоре исследователи института экспериментальной биологии и института зоологии Казахской ССР создали лабораторию трансплантации эмбрионов млекопитающих. Ее возглавил доктор сельскохозяйственных наук, член-корреспондент АН КазССР Макен Тайшыбеков. Первые эксперименты проводились с домашними овцами. Именно тогда была отработана методика по суперовуляции, синхронизации и культивированию вне и внутри животного организма яйцеклеток и эмбрионов обыкновенной овцы с последующей их трансплантацией. Затем ученые переключились на более ценные породы овец. В Казахстан завезли аргентинские линкольны. От одной пары заморских животных при скрещивании с отечественными методом ЭКО ученым удалось вывести новую ценную породу - казахстанских овец с полутонкорунной шерстью. Шерсти дают эти животные вдвое больше против обыкновенных, к тому же более качественную. На выведение новой породы ушло без малого 20 лет. Казалось, самые интересные открытия ждали исследователей впереди. Но их научным изысканиям положили конец начавшаяся в стране перестройка, а затем и распад СССР. Кто поможет бухарскому оленю? Научные опыты возобновились лишь в самом конце ХХ века. При поддержке международной Ассоциации INTAS в 1999 году на базе Алматинского зоопарка начались научно-исследовательские работы казахстанских зоологов и биологов по ускоренному размножению диких животных. В начале нового тысячелетия ученые авторитетной международной Комиссии по выживанию видов Всемирного союза охраны природы выделили 12 видов животных, которым, по их мнению, грозит полное исчезновение уже в ближайшие годы. Их численность на планете не превышает 400, а иногда и 100 голов. В черный список попали и бухарские олени. Еще несколько лет назад эти красивые парнокопытные животные обитали в Туркмении, Таджикистане и Казахстане. Сейчас стадо из 400 голов сохранилось только в национальном заповеднике Казахстана - Караченгельском заказнике. Потому-то и решили возобновить исследования именно с бухарскими оленями. Для эксперимента подбирались животные, близкие по генотипу. Предполагаемыми суррогатными родителями, как посчитали некоторые участники, могли оказаться пятнистые олени, которые также водятся в Казахстане. Заручившись разрешением Правительства на отлов двух самцов и четырех самок бухарских оленей, зоологи отправились в горы. Тем временем биологи в последний раз перепроверяли схемы гормонального стимулирования как биологических матерей - самок бухарских оленей, так и матерей суррогатных - самок пятнистых оленей. Разумеется, эксперимент не должен был отразиться на генофонде немногочисленного стада бухарских оленей, поэтому самки подбирались престарелые, которые вряд ли уже могли воспроизводить на свет потомство. Тогда как суррогатной матерью (как, впрочем, это практикуется и среди людей) должна была стать здоровая, половозрелая, уже рожавшая самка. Кстати Во Франции существует единственный в мире центр ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), который специализируется только на помощи исчезающим представителям животного мира планеты. Французская Академия наук и сельскохозяйственный институт разводят в заповедном хозяйстве редкостных питомцев, которых здесь содержится огромное количество. Одних оленей здесь водится более 80 процентов видов, обитающих во всем мире. В подземном хранилище Академии хранятся чучела и скелеты уже исчезнувших представителей фауны планеты. Здесь также можно увидеть и черепа архаров, датированные 1787 годом,. Итак, эксперимент начался. После гормонального стимулирования всех отобранных кандидатур в течение нескольких дней, а затем и искусственного оплодотворения самок бухарских оленей, их усыпили, вскрыли яичники, вымыли зародышей. Однако схема стимулирования не дала положительных результатов, получился лишь один эмбрион, который тут же пересадили к самке пятнистого оленя. И тогда один из участников опытов, доктор биологических наук Мархабат Батырханов модернизировал схему гормонального стимулирования, предложенную французами. Лишь затем ученые приступили ко второй серии опытов. У одной из самок на четвертые сутки было вымыто 12 зародышей. К шести подготовленным самкам трансплантировали по два зародыша. К будущим суррогатным матерям - пятнистым оленихам - пересаживали только качественные, здоровые эмбрионы. Но на свет родилось лишь трое бухарских оленят, выношенных суррогатными матерями. - С самого начала я говорил, что пятнистые олени далеко не по всем критериям идеальные суррогатные родители,- рассказывает Мархабат Батырханов.- Ведь рог матки пятнистого оленя заметно меньше. И потом их самки вынашивают плод в течение семи с половиной месяцев, тогда как детеныши бухарских оленей в утробе матери проводят девять месяцев. Но нас не послушали. У некоторых самок произошли выкидыши, другие родили мертворожденных детенышей, у иных произошел разрыв матки - слишком крупным оказался плод. Едва оленята подросли, их выпустили в загон поймы реки Сырдарьи, где условия приближены к природным. Сейчас им уже по два года. Следующие опыты исследователи планировали проводить уже с самками маралов, которые более подходят по физическим данным к бухарским оленям. Раз - архар, два - козел А в 2000 году на базе Алматинского зоопарка начались новые эксперименты по ускоренному размножению методом суперовуляции и трансплантации эмбрионов одного из редких подвидов казахстанского архара. Теперь в роли суррогатных матерей выступали домашние овцы. Очередные опыты проводились по отработанной уже схеме. 15 здоровых эмбрионов пересадили 7 овцематкам. Результат не заставил себя долго ждать - 28 марта 2001 года в зоопарке у обыкновенной овцы родился чистокровный архаренок. Это событие, прошедшее более чем скромно, и о котором мало, кто знает, произошло в мировой практике впервые! Через 15 минут после рождения детеныш вскочил на ноги. Чуть позже родилось еще двое его братьев, но от других мамаш. Их затем выпустили в заповедники поближе к своим сородичам, а первенец так и прижился в зоопарке. - Сначала мы боялись к новорожденному подходить, уж слишком агрессивно воспринимала новая мамаша любые попытки приблизиться к "ее" детенышу, вспоминает Мархабат Серикбаевич,- Нам показалось, что эта девочка. И потому назвали малыша в честь крестных родителей Мархабата Батырханова и заместителя директора по науке зоопарка Жанны Ахметовой - Маржан. Лишь значительно позже выяснили, что архаренок оказался самцом, но прежнее имя так и оставили за первенцем. В этом году планировалось этот же способ опробовать на поголовье редкого подвида архаров, каратауских, которых осталось на планете не более 200-300 голов. Ученые уверены, что овцематку можно использовать и для ускоренного размножения муфлонов и ареалов, которые также занесены в Красную Книгу. А для нестандартного размножения винторогих козлов можно использовать домашних коз. Однако научная программа вновь застопорилась. Причина банальна и давно всем набила оскомину - деньги. Вернее их полное отсутствие. Между тем, через несколько лет нам, быть может, спасть уже будет некого… Кстати Международная Комиссия по выживанию видов, учрежденная в 1949 году при Всемирном Союзе охраны природы, собрала информацию о всех редких животных, птицах и растениях, а затем выпустила Красную книгу. Одновременно был составлен и "черный список" видов, исчезнувших с лица Земли с 1600 года. Согласно этому списку, только к 1969 году исчезли 63 вида млекопитающих и 94 вида птиц. С каждым годом этот список угрожающе растет.