Опубликовано: 27900

Санкции Запада против России уже бьют по Казахстану

Санкции Запада против России уже бьют по Казахстану Фото - из открытых источников

Чего нам ожидать в будущем и какие возможности открываются перед страной?

Инфляция

Санкции против России отбросили Казахстан на несколько лет назад. У нас 2 года была проблема с пандемией. До этого еле выходили из кризиса. Это как больной мальчик еще и с лестницы упал, – считает финансовый консультант Расул РЫСМАМБЕТОВ. – Длина лестницы зависит от продолжительности конфликта, вплоть до снятия санкций. Они быстро вводятся, но медленно снимаются.

Инфляция будет. Источников ее несколько. Это дальнейшее нарушение цепочек поставок. Экспорт инфляции из России. И до кучи – в середине марта ждем решения по ставке ФРС. Ставку поднимут, но на сколько: на 0,25 или 0,5 процента? По негативному влиянию на мягкие валюты, на тенге например, это будет сопоставимо с самим конфликтом в Украине. У нас есть все риски сокращения ВВП. Даже с дорогой нефтью. Но в пересчете на тенге рост будет просто “шикарным”. Произойдет снижение реальных доходов. Если конфликт будет продолжаться, можно ждать и 10-процентной инфляции. Конечно, быстрее всего будут расти цены на продукты питания и услуги. Как и всегда.

Курс тенге

Последние события на ММВБ и KASE показывают, что тенге отрывается от рубля. В пике 28 февраля рубль шел по курсу 109 за доллар. В пересчете по кросс-курсу это опустило бы курс тенге до 600 тенге. Но сейчас рубль торгуется за 5 тенге.

Психологическая отметка для Центробанка РФ – 100 рублей за доллар. Для Нацбанка РК – 500 тенге. Чтобы поддержать этот уровень, Россия сжигает свои и так ограниченные золотовалютные запасы.

Например, Нацбанк РК в понедельник на волне паники, чтобы удержать курс тенге, продал более 98 миллионов долларов. Центробанк РФ только за 24 февраля провел интервенции на 1 миллиард долларов, а в понедельник он приостановил валютные торги, чтобы не тратить резервы.

Кстати, наш сосед. Кыргызстан, вполне нормально чувствует себя с сомом, не привязанным к рублю. В 2010 году рубль стоил 1,5 сома. В 2015-м – 1 сом. В 2020-м за него давали 86 рублей. Сейчас сом снова подорожал до 1 рубля. И ничего страшного с экономикой Кыргызстана не происходит.

Банки

– Чем грозит Казахстану отключение России от SWIFT? Первая и прямая угроза – замедление взаимной торговли, – рассказал “КАРАВАНУ” финансовый эксперт Андрей ЧЕБОТАРЕВ. – Товарооборот между РК и РФ по итогам 2021 года был рекордным и превысил 24 миллиарда долларов. Также инвестиции России в Казахстан в прошлом году должны были составить 43 миллиарда долларов. По данным ЕБР, в 2019 году валютная доля в торговле Казахстана и России составила 37 процентов. Это значит, что эти платежи при отключении РФ от SWIFT могут не пройти, пока не будет достигнута новая прямая договоренность между банками. Если РФ полностью отключат от SWIFT, доля российского импорта может упасть. Во всяком случае, в краткосрочной перспективе, пока банки не найдут новый общий язык и не выстроят систему переводов, минуя SWIFT.

Надо будет создать новый канал обмена финансовой информацией. Существуют 3 альтернативы: российская Система передачи финансовых сообщений (СПФС), Национальная система банковских переводов Китая (CIPS) и INTEX – система для торговли с Ираном. Россия – шлюз между СПФС и CIPS. И даже вроде тестировала его работу. Вероятно, СПФС суждено стать рабочей банковской системой и в рамках ЕАЭС.

Глава Нацбанка РК Галымжан ПИРМАТОВ сообщил, что “для обеспечения трансграничных операций с клиентами российских банков подготовлены альтернативные механизмы проведения взаиморасчетов”.

Тем не менее российские экономисты на полном серьезе рассуждают, как тот же “Газпром” может получать за продажу газа наличную валюту. Учитывая объемы торговли, деньги будут перевозить самолетами. Правда, непонятно чьими: стороны взаимно запретили друг другу полеты над своей территорией. Это еще одна возможность для казахстанских авиакомпаний.

Авиация

Часть воздушного движения перенаправлена с Черноморского региона на территорию Казахстана. За понедельник, 28 февраля, через воздушное пространство страны выполнено 257 ранее не планировавшихся рейсов, сообщило министерство индустрии и инфраструктурного развития РК.

Увеличение количества рейсов из Европы в Китай и Юго-Восточную Азию по южному маршруту предполагает дополнительный доход РК в размере 1,5 миллиона долларов в месяц.

Импорт

– Россия вышла на 2-е место после Евросоюза по товарообороту с Казахстаном: 24 миллиардов долларов. При этом их экспорт к нам составляет 17 миллиардов, импорт – 7 миллиардов долларов. Курс рубля упал. Европа и США закрывают свои рынки. Россия будет массово сбрасывать свои товары. А куда? – рассуждает в беседе с “КАРАВАНОМ” экономист Рахман АЛШАНОВ. – Единственный крупный рынок по границам РФ – это Казахстан. Границу не закроешь, поток грузов не остановишь. Наш бизнес, который и так еле выживает, ждет жесткая конкуренция. Может, потребители от этого и выиграют. А бизнесу как выживать? Кто налоги платить будет?

Соглашения в рамках ЕАЭС и ТС не дают вводить ограничения или защиту внутреннего рынка. Казахстан завозит из-за рубежа в основном товары с высокой добавленной стоимостью, поэтому дорожать будет всё.

Могут встать новые производства, для которых требуется современное оборудование. В связи с этим очень сомнительны планы по модернизации перерабатывающих производств. Самый простой пример – реконструкция сахарных заводов. 10 лет ЕАЭС подталкивала РК к модернизации производства, но мы тянули кота за все его подробности. Теперь уже поздно. Это же можно сказать обо всех других отраслях: стройматериалы, машиностроение, переработка газа и угля, металлургия, энергетика.

За год доля РФ в импорте РК выросла с 35 до 42 процентов. При этом наш экспорт почти не изменился. Тенденция будет еще больше увеличиваться, так как для России теперь будут важны все каналы поступления валюты. Даже из Казахстана. Казахстан должен придерживаться многовекторности, иначе мы можем рухнуть в экономическую яму – политолог

На год-два вперед это благоприятно скажется на сдерживании инфляции. И даже правительство РК будет радо этому. Но в перспективе экспансия российских товаров ударит по производителям Казахстана. Наши товары в любом случае будут дороже.

Москва готовилась к жизни в осажденной крепости последние 8 лет. И она добилась в этом успехов. Достаточно быстро развивается энергетика, там создают новые производства в машиностроении и станкостроении. Два года назад Россия завершила программу импортозамещения и добилась полной продовольственной безопасности. Излишки этой программы мы видим в наших магазинах.

Структура экономик наших стран примерно одинакова: львиная доля экспорта – это нефть, газ и сырье. Поэтому мы конкурируем друг с другом на одних рынках.

Строительство

Возникают вопросы по жилищному строительству. Казахстан производит только базовые материалы: бетон, песок, кирпич, гипсокартон. А вот арматуру, теплоизоляцию и отделку мы закупаем. Импорт – более 1,1 миллиарда долларов.

Падение курса тенге поднимет цену квадратного метра на 20–25 процентов.

Правительство, конечно, говорит, что вводятся новые производства, но в эти слова снова несильно верится.

– На рост цен в последние 2 года повлияли сразу 3 фактора: рост спроса на фоне пандемии, дальнейшая урбанизация страны и появление на рынке пенсионных денег. Один из факторов исчезает: государство подняло пороги использования средств ЕНПФ. Но появляется еще один момент, о котором нельзя забывать: на 60 процентов мы стройматериалы импортируем, – рассказала “КАРАВАНУ” советник Ассоциации риелторов Нина ЛУКЬЯНЕНКО. – Поэтому рост курса доллара поднимет цены на новое жилье. Может быть, сократится строительство. Куда пойдут цены? Я сегодня сказать не могу.

Падение тенге тоже важно: спрос сократится. По идее, это должно привести к падению и цен на жилье, ведь население Казахстана в массе своей получает доход в тенге.

Но люди продолжают пересчитывать цены на недвижимость в доллары. Особенно продавцы. Поэтому самым вероятным будет рост цен в тенге на 10–15 процентов.

– Мы увидим в ближайшее время сокращение числа сделок, – уверена эксперт. – Жилье воспринимается как несгораемый актив. Особенно на фоне того, как быстро изменяются внешние условия. Вся экономика сейчас находится в зоне турбулентности.

Инвестиции и IPO

Антироссийские санкции уже отражаются и на планах по народной приватизации госсектора.

Программа IPO уже не очень актуальна, – считает Рахман Алшанов. – Провести ее, конечно, можно. Но вы же видите, что рынки могут обвалиться. Риски резко выросли. Мы в свое время смотрели на фондовый рынок России и считали, что они нас оставили далеко позади. Но сейчас их рынок обнулился. У нас возникают такие же угрозы. Нам надо учиться работать с такими рынками. Но они слишком рисковые. Когда волатильность зашкаливает, можно всего лишиться.

– С другой стороны, для нас открывается окно возможностей, – уверен Расул Рысмамбетов. – Казахстан снова стал страной с самым высоким кредитным рейтингом в СНГ. Это создает возможности для перевооружения экономики, перепродажи товаров в Россию, снова стать хабом для региона. В свое время наша банковская система так и выросла: казахстанские банки открывали “дочки” у соседей и могли перепродавать им доллары. Сейчас то же самое может быть. Но! Если нам не запретят. И тогда уже мы ничего сделать не сможем. Но я думаю, что Россия слишком важна для мировой экономики. Никому не нужна нефть по 150 долларов.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи