Опубликовано: 1900

Работник не волк - от льгот не убежит

Работник не волк - от льгот не убежит

Интересно, какой процент людей на рабочем месте все восемь часов работают, не подняв головы? Конечно, бывают "жаркие" деньки, но далеко не каждый день.

Как-то, в один такой нежаркий день, сидя в обычной позе лотоса за компьютером, занималась своими делами, а именно - читала на форуме, как установить операционную систему "Linux". Меня прельстила возможность одновременной работы несколько рабочих столов: на одном можно работать, на втором музыку слушать, на третьем запустить любимую игрушку. И тут, из-за спины раздался любопытствующий голос шефа: - Что делаешь? - Да вот, хочу поставить другую операционную систему. - И зачем? - Она такая классная, компьютер не подвешивает, ресурсов меньше затрачивает и главное - бесплатная. Шеф с улыбкой Моны Лизы ответил, что не надо, а то он не сможет видеть, что у меня еще будет запущено на рабочем столе. И откуда он знает про эти прелести??? А еще меня насторожило выражение "не смогу увидеть". Здрасьте-приехали, значит, следит! Вечером, гуляя после работы, поделилась "обидой" с подружкой. Конечно, с "убийственными" доводами: "Да как он только дошел до такого? Он же звонит мне ночами, вот у нас сервер "упал", сайт не открывается. И я использую домашний инет, за который сама оплачиваю, исправляю глюки админа. И за что ко мне такое недоверие??". Перемывая косточки нашим знакомым, мы вспомнили разные похожие случаи. А мне сразу захотелось узнать об их правомерности. И вот что выяснилось. Алло, кто говорит? В крупных финансовых организациях прослушивают телефонные разговоры. Цели и причины разные, это и неразглашение секретов фирмы и проверка компетенции сотрудников, дающих консультации клиентам по телефону. На первый взгляд, для работодателя - вполне вынужденная и оправданная мера, но если мы обратимся к юридической базе, то его действия станут незаконными. Для начала рекомендую ознакомиться со статьей 18, пункт 2 Конституции РК : "… 2. Каждый имеет право на тайну ….переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом". Последнее предложение означает, что есть ряд государственных органов, которые уполномочены слушать телефонные разговоры. Более подробно о тех, кто имеет такие полномочия, немного погодя. Что касаемо наказания за нарушение конституционных прав, то в Уголовном Кодексе РК есть статья 143 - "Незаконное нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо привлечением к общественным работам на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года". Бывают определенные ситуации, когда конституционные права нарушают во благо народа. Яркий тому пример сообщение американской газеты New York Times, что Буш разрешил спецслужбам прослушивать телефоны в США после терактов 11 сентября без соответствующей санкции судебных органов. По президентскому распоряжению от 2002 г., Агентство национальной безопасности США (АНБ) прослушивало международные телефонные переговоры сотен граждан страны. Такая мера считалась необходимой для предотвращения угрозы терроризма. В свою очередь, Американский Союз гражданских свобод настаивает, что прослушивание телефонов без санкции суда в США является "незаконным и неконституционным" действием, и утверждает, что администрация ставит президента выше закона. Получается, что прослушивание телефона не самый лучший способ наблюдения за персоналом. Ну, а если слушать нельзя, тогда можно смотреть..? Высоко сижу, за всеми угляжу Видеонаблюдение - способ весьма удобный и поможет работодателю разглядеть в среднем: 5% талантливого меньшинства, 75% обычных сотрудников и 15% рабочих лошадок. К ситуации, в которой человек весь день находится под пристальным вниманием глаз видеокамеры, все относятся по-разному, кому-то и наплевать. Но есть и такие, кто не может работать, их смущает и беспокоит недоверие, а последнее, хочешь-не хочешь, сказывается на результатах работы. Говоря о проблеме камер наблюдения, нельзя не обратиться к юридической стороне вопроса. В статье 11, пункте 3 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" сказано, что наблюдение относится к специальным оперативно-розыскным мероприятиям. "…- негласное прослушивание и запись разговоров с использованием видео-, аудиотехники или иных специальных технических средств, прослушивание и запись переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств, а также получение сведений о произведенных телефонных переговорах; - наблюдение, в том числе с использованием специальных технических средств (аудио- видеозаписи, кино- фотосъемки и других технических средств), материалов и веществ, не наносящих вреда жизни, здоровью личности и окружающей среде; …." Осуществлять эти действия могут ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО органы, указанные в этом же законе. Статья 6 гласит: "…на территории Республики Казахстан оперативно-розыскную деятельность осуществляют: а) органы внутренних дел; б) органы национальной безопасности; в) органы военной разведки Министерства обороны; г) органы финансовой полиции; д) Служба охраны Президента Республики Казахстан; з) исключен и) органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции". Как видите, здесь нет ничего на тему частных фирм! Кроме того, не стоит забывать о существовании права человека на свое собственное изображение и использование его. Что тоже наказуемо и оговорено в Гражданском Кодексе РК. Статья 145. Право на собственное изображение: "…никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия, а в случае смерти - без согласия наследников. 2. Опубликование, воспроизведение и распространение изобразительного произведения (картина, фотография, кинофильм и другие), в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти с согласия его детей и пережившего супруга. Такого согласия не требуется, если это установлено законодательными актами, либо изображенное лицо позировало за плату". Вот так ознакомишься с юридической базой данных и найдешь много разных способов управы на собственное начальство… Но существуют документы, разрешающие использование определенных типов видеооборудования. Есть аппаратура двойного применения. Право на монтаж, установку и реализацию такой аппаратуры выдается лицензионным органом КНБ. Есть обычные камеры наблюдения, разрешение к использованию которых оговорено в перечне оборудования к применению. Так что, заходя в большие магазины, мы сразу становимся объектами законного наблюдения, словно в детективе, про хорошего полицейского и злостного подозреваемого грабителя макарон, хлеба и колбасы. Теперь, что касается установки камер наблюдения в офисах. Здесь никаких разрешений руководителю предприятия брать не надо, они имеются у компании, которая будет устанавливать систему видеонаблюдения, при условии, если используется разрешённая к применению техника. Некоторые руководители уведомляют: "Ведется видеонаблюдение". Так же я нашла документ, в котором сказано, что "акимат города Алматы рекомендует коммерческим организациям города, деятельность которых связана с оборотом крупных сумм наличных денег и обслуживанием большого количества людей, принять дополнительные меры. …Рекомендовать коммерческим организациям города - установить системы открытого видеонаблюдения на соответствующих объектах Организаций с охватом входной группы…". Но есть еще один вид наблюдения, весьма безобидный, без лишних затрат на установку оборудования. А из нашего окна… С одной стороны удобно - клеить обои и левкасить стены не надо, протер раз в месяц и работай - не хочу. Хотя обратная сторона медали все же существует, именно о ней, рассказала одна моя знакомая. "У нас в офисе на западный манер стены сделаны из стеклопакетов. Можно просто встать в соседнем кабинете и смотреть, что делает работник, причем никто не лишен такой радости, - говорит она. - Очень здорово, мы как одна большая семья! Только радость по этому поводу руководства была омрачена приходом финансовой полиции, когда было все на виду - как и где стоят сейфы, что бухгалтерия прячет…". …Мы пойдем другим путем - На мой взгляд, если работник мало работает, или регулярно опаздывает, он всегда может найти способ избежать наказания, несмотря на пристальное внимание камер, охранников и т.д. Считаю, есть еще один вариант, или даже не один, но из другой оперы точно. Например, как можно бороться с опозданиями. Менеджер информирует сотрудников (письменно или на текущем собрании): если в течение первых четырех дней недели у 80% сотрудников будут отметки своевременного прихода, то в пятницу все могут закончить работу на час раньше. Как только число опоздавших уменьшится, менеджер организует утренний кофе с выпечкой для всех сотрудников вне зависимости от своевременного прихода. Во время совместного "кофепития" менеджер благодарит всех за улучшение показателей. Эти дополнительные поощрения могут быть изменены в зависимости от специфики коллектива, - говорит еще одна моя знакомая Лейла, менеджер по персоналу одной из строительных фирм. Многие прибегают к наказанию за опоздания: лишению премии, или процента от заработной платы. Лейла считает, что наказание не только непродуктивный способ контроля, но еще и опасный. У наказанного человека повышается агрессия, которая может быть направлена как на себя, так и на окружающих. Оштрафованный за опоздание работник способен просто так накричать на коллегу, "наэлектризовать" рабочую атмосферу или же заняться самобичеванием. Другая отрицательная сторона наказания - человек начинает избегать тех, кто его наказал. В этом взрослый мало отличается от ребенка, который, боясь недовольства со стороны родителей, начинает врать и изворачиваться. Что касается того, кто и как работает. Есть такое понятие как система оценки работника. Ему поручают проект (как руководителю) или определенный объем работ по проекту (если он исполнитель) и через некоторое время рассматривают результаты, обсуждая их с этим сотрудником. Если сотрудник "растет", его повышают в должности, поощряют новым компьютером, отпуском, какими-либо скидками, повышением зарплаты. Одним словом - усиливают мотивацию. Исследования показали, что каждому человеку требуется собственный, индивидуальный вид поощрения. Одному нужно чтобы его работу отметили другие, другому - чтобы заплатили побольше, третьему - чтобы дельно покритиковали, четвертому - закончить работу в срок, пятому важен сам процесс и т. д. Лейла у себя на работе практикует разные виды социальных льгот. Это может быть выдача кредитов сотрудникам, создание условий для обучения и профессионального развития, а также оплата услуг мобильной связи или предоставление служебного автомобиля. Существует несколько подходов к формированию социального пакета. Первый подход. Все сотрудники пользуются базовым пакетом льгот, в который входит частично оплачиваемая медицинская страховка, оплачиваемые корпоративные мероприятия, льготные условия на получение кредита. В социальный пакет высшего уровня входит полная медицинская страховка, оплата мобильного телефона и пользование корпоративной кредитной картой, предоставление персонального автомобиля. Второй подход. Льготы, которые входят в социальный пакет, ранжируются, то есть разделяются на основные и дополнительные. При этом основные, или защитные льготы предоставляются всем сотрудникам (медицинское страхование, страхование жизни и пенсионные выплаты). Что касается дополнительных льгот, таких как ссуды на приобретение жилья, бесплатные обеды, право покупать продукцию компании по льготным ценам, то ими могут пользоваться лишь некоторые категории работников, топ-менеджеры или сотрудники, проработавшие в компании более пяти лет. Третий подход. Социальный пакет формируется по принципу "кафетерия": работник самостоятельно, в пределах установленной суммы, выбирает из списка льготы, которые наиболее важны для него в текущем году. Например, один предпочитает оплату обучения, другой - дополнительное медицинское страхование, третий - оплату членства в престижном фитнес-клубе. Такие методы поощрения стимулируют работника к улучшению качества работы, считает Лейла. Ну, а мне остается от себя добавить, что каждый из нас имеет право использовать в рабочем коллективе любые законные методы, главное, чтобы они оправдывали затраты фирмы и не ущемляли прав трудящихся. Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru Фото с сайта http://www.m-s-k.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи