Опубликовано: 1200

От профицита до дефицита один шаг

От профицита до дефицита один шаг

Все возвращается на круги своя: западноказахстанским чиновникам придется заново учиться экономить средства и прекратить раскидывать средства налогоплательщиков налево и направо.

После нескольких лет безбедного существования Западно-Казахстанской области придется затянуть ремни. По крайней мере, об этом говорит сумма, утвержденного на нынешний год бюджета области. К тому же неожиданно всплыли факты нецелевого использования государственных средств администраторами бюджетных программ. У последних поводов распоряжаться по собственному усмотрению казенными деньгами за последние два-три года было предостаточно. Тем более, что и деньги-то эти немерянных количкествах текли в их карманы. В 2001-2003 годах местные власти только и делали, что почти каждые два-три месяца утверждали бюджет в сторону увеличения. Деньги рекой текли с Карачаганака, где проводились основные строительные работы. Там были задействованы как минимум около ста различных компании, почти 15тысяч казахстанцев получили работу. Почти 70% бюджета ЗКО составляли поступления с Карачаганака. Область каталась как сыр в масле, не зная никаких бед. Тем более, что иностранные компании власти "доили" и так, на всякого рода культурные мероприятия "песни и пляски" с участием как минимум казахстанских звезд. Регион, участвующий в реализации Карачаганакского проекта, почти перестал быть дотационным, а в 2001 году даже выбился в донорский. В истории области такое происходило впервые, но в этой роли ЗКО продержалась недолго. И уже в конце 2003 года на последней сессии маслихата, депутаты вместо привычного уточнения бюджета в сторону увеличения, вынуждены были уточнить бюджет в сторону уменьшения на полтора миллиарда тенге. В этом году Министерство экономики установило прогноз для ЗКО в сумме 20,6 млрд. тенге. Это почти на миллиард меньше прошлогоднего бюджета области. В министерстве понимают, что выполнить даже такой прогноз будет не так просто. Как известно, местный бюджет почти на 80% формируется за счет поступлений индивидуального подоходного налога, объектом обложения которого является фонд заработной платы. Но на Карачаганаке все основные работы завершены, почти все рабочие демобилизованы. Это значит, что в 2004 году суммарный фонд оплаты в области сократится на 11,6 млрд.тенге. Следовательно, меньше получит и казна в виде налогов. Министерство экономики при утверждении прогноза бюджета ЗКО, ссылалось на то, что в этом году в регионе должна начаться реализация газового проекта, что должно привести к увеличению налогооблагаемой базы. Однако до сих пор проект этот находится на стадии утверждения. И будет ли окончательно решен вопрос по реализации проекта именно в этом году, пока также неизвестно. Поэтому доходы от него вряд ли войдут в бюджет нынешнего года. По словам начальника областного налогового комитета Наримана Таушева, реально область в состоянии собрать 17,5 миллиардов тенге, оставшуюся суму набрать будет проблематично. Поэтому уже сейчас налоговики предлагают различные пути для пополнения бюджета. В первую очередь предлагается расширить налогооблагаемую базу. Провести инвентаризацию налогооблагаемой базы, активизировать работу по сбору недоимок и увеличению сбору акцизов. В общем, принять все меры, чтобы область не оказалась в критической ситуации. Правда, аким ЗКО Нургали Ашимов предупредил, что подобная работа не должна привести к поборам населения и повышению цен. А как на самом деле получится - покажет время. Тем более, что реальный сектор экономики, о котором буквально вчера с гордостью рапортовали власти, оказался не в состоянии обеспечить в полной мере казну. Львиная доля бюджетных средств почти 16 миллиардов тенге должна пойти на поддержание социальной сферы. По финансированию сфер образования, здравоохранения и культуры, по сведениям властей, ЗКО последние два года находилась на одном из первых мест в республике. Но, как сейчас выясняется, залатать все дыры в этих сферах, все равно не удается. Регион занимает первое место по количеству аварийных школ и приспособленных школьных помещений. Сельские амбулатории также полностью не обеспечены оборудованием. Депутаты в этом году также впервые заговорили о том, что администраторы бюджетных программ нерационально используют средства. Как выразился один из народных избранников, легкие бюджетные деньги повергли в летаргический сон все музеи и клубы. Зарабатывать средства собственными усилиями никто не желает, все уповают на казну, думая, что она безразмерная. В качестве примера нерационального использования средств, депутат Ашигалиев привел факт выделения еще в 2001году 13 миллионов тенге на строительство моста Уральск-Теплое. Однако сегодня нет ни моста, ни денег - все куда-то растворились. По стоимости капитального ремонта бюджетные администраторы ЗКО лидируют в стране. Как правило, ремонт зданий в области производят строительные компании, приглашенные извне, в основном столичные, у которых аппетиты очень большие. Да и сами администраторы программ стараются завысить все свои расходы. На бензин стараются заложить столько, что складывается впечатление, будто наши чиновники круглосуточно катаются на машине, а не сидят в кабинетах. В этом году, если образуется дефицит в бюджете, придется умерить свои аппетиты всем. Но, как правило, в этих ситуациях страдают простые работники бюджетных сфер, а не начальство. И сейчас важно научиться жить по средствам, чужой дядя не поможет.

[X]