Опубликовано: 3100

Обойдется ли в этом году принятие поправок в Земельный кодекс без митингов

Обойдется ли в этом году принятие поправок в Земельный кодекс без митингов

Еще ни разу обсуждение поправок в земельное законодательство не прошло в Казахстане тихо и мирно. Из-за них простые люди выходили на митинги, а высокопоставленные чиновники – в отставку. Сможет ли в этот раз земельная комиссия, работу которой после пятилетнего перерыва поручил возобновить Президент РК Касым-Жомарт ТОКАЕВ, учесть интересы всех и поставить точку в вопросе?

Почему земельный вопрос всегда такой острый?

Пять лет назад чиновники предложили увеличить срок аренды земли сельскохозяйственного назначения для иностранцев и лиц без гражданства с 10 до 25 лет. По мнению тогдашнего минсельхоза, это позволило бы привлечь в агропромышленный комплекс зарубежные инвестиции и стимулировало бы арендаторов активнее вкладывать деньги в ее развитие и сохранение. При этом для казахстанцев из похожих соображений аренду сельхозземель было предложено заменить частной собственностью.

Эти нормы спровоцировали волну людского негодования: активисты по всей стране, особенно западных регионов, требовали выгнать иностранцев с нашей территории и не позволять никакому новому “Мистеру Твистеру” или “господину Ли” хозяйничать на казахских землях впредь. Были люди и против частной собственности на сельхозземли: это, что, получается, у кого счет в банке больше, тот и выкупить участков больше может? А что потом? Где гарантия, что не продаст тем же иностранцам или не закроет простым безземельным гражданам доступ к пастбищам?

В общем, как потом отметил Елбасы Нурсултан НАЗАРБАЕВ, чиновники практически провалили разъяснительную работу. Чтобы прекратить народные волнения, Первый Президент поручил создать земельную комиссию с привлечением наиболее рьяных активистов, высокопоставленных чиновников, ученых, политологов, представителей различных партий, фермеров и общественных деятелей. Несколько месяцев члены этой комиссии заседали и решали, что же делать. Было много сказано о том, что прежде чем говорить о частной собственности или даже об аренде, нам нужно восстановить учет земельных участков, наладить мониторинг их рационального использования, определить плодородие каждого гектара. Поэтому указом Нурсултана Назарбаева на спорные нормы Земельного кодекса был наложен мораторий. Сначала – на год, потом его продлили до декабря 2021 года. Но вот уже и этот рубеж совсем близко.

Что же сделано по факту за эти годы?

Среди общественных деятелей говорить об аренде казахстанских сельхозземель иностранцами в положительном ключе стало моветоном.

И на последних парламентских выборах практически все партии отметили в своих предвыборных программах неприемлемость этого шага. О том, что к вопросу продажи земли иностранцам Казахстан больше не вернется, заявил и Касым-Жомарт Токаев.

Стало быть, митинговать не о чем и поправки будут приняты без волнений? Как рассказывает лидер Народной партии Казахстана, мажилисмен Айкын КОНУРОВ, за эти годы разработан законопроект, четко регламентирующий процедуру аренды сельхозземель. Причем в нем расписаны максимальные размеры участка для каждого региона, а также закреплены нормы контроля: ежегодная проверка землепользователя в течение первых 5 лет аренды, а потом мониторинг каждые 3 года на орошаемых землях и каждые 5 лет – на богаре.

При этом степи вокруг населенных пунктов считаются общим пастбищем и не могут передаваться в аренду кому-то одному. Но всё это, как признает мажилисмен, вовсе не гарант спокойствия.

– Между властью и народом явный кризис доверия друг к другу, а детонаторами протеста могут стать любые, даже правильные инициативы властей. Пример тому – негативная волна по законопроектам о противодействии семейно-бытовому насилию, по вопросам защиты прав ребенка. Практика показала, что вести полномасштабную информационную войну власти пока не в состоянии. А если к поддержке протеста подключатся внешние силы, это будет в разы труднее. Я не исключаю, что окончание моратория могут использовать различные группы, компании или страны, заинтересованные в перехвате инвестиций или устранении конкурентов на рынке продовольствия, фуража, транзита или иных неочевидных или очевидных активов, – отмечает он.

Открытостью против митингов

В то же время депутат от партии “Nur Otan”, политолог Айдос САРЫМ предполагает, что волнений в этот раз все же удастся избежать.

– За эти 5 лет общество стало более зрелым, люди у нас уже привыкли к фактчекингу резонансных высказываний, начинают переспрашивать и изучать разные источники. При этом достаточно быстро на вопросы общества научились отвечать госорганы. И давайте вспомним ситуацию пятилетней давности: трансляцию заседаний земельной комиссии в прямом эфире осуществить было сложно чисто технически. Сейчас с этим проблем нет. То есть любой желающий, я думаю, сможет следить за дискуссией и получать полную информацию, а не верить только хайпующим блогерам, – объясняет он свою точку зрения.

При этом, как отмечает Сарым, нерешенных вопросов с 2016 года осталось много.

– Один из принципиальных моментов – это кадастр. Сейчас и я, и вы, и кто угодно может зайти на специальный ресурс электронного правительства и посмотреть номер документа, на основании которого тот или иной участок передан в аренду или частную собственность. Но имен собственников там нет. Я считаю, что это неправильно. Любой гражданин имеет право знать, кому принадлежит каждый клочок земли, который перешел к собственнику или арендатору и так далее, – говорит Айдос Сарым.

Также не стоит забывать, что во всех регионах Казахстана свой режим землепользования. Ценность земли тоже разная.

А еще, когда речь заходит о Земельном кодексе, нельзя обойти стороной и прописанную, но фактически неработающую норму о предоставлении 10 соток для строительства дома каждому казахстанцу.

Как уверен Айкын Конуров, с этой нормой тоже надо что-то делать. Более того, пришла пора говорить о 20 сотках земли для строительства дома и ведения подсобного хозяйства. По мнению мажилисмена, эта норма вполне осуществима, но, скорее всего, ее реализации мешают лоббисты строительного и банковского секторов.

– Многие кабальной ипотеке и жизни в квартире предпочли бы строиться хозспособом. И государство должно высокоэффективно решать жилищный вопрос наших граждан через предоставление участков в 20 соток. На нем можно было бы вести личное подсобное хозяйство, открыть мини-бизнес. Инфраструктуру можно подводить на партнерских началах с монополистами, субсидируя капитальные вложения в сети и мощности. Сами же монополисты будут расширять свою абонентскую базу, а ИЖС – это генератор спроса на товары и услуги, – делится своим мнением Конуров.

Не учите их, лучше помогите материально

Но, конечно, самые большие дискуссии ожидаются именно о режиме землепользования. Аренда или частная собственность? Что будет правильнее для страны и ее главных кормильцев – аграриев?

– Аренда на 49 лет – абсолютно эффективный механизм, – уверен первый заместитель председателя Народно-демократической патриотической партии “Ауыл” Толеутай РАХИМБЕКОВ. – Только представьте: если 20-летний парень решит заняться сельским хозяйством и возьмет себе участок в долгосрочную аренду, то к окончанию срока этой аренды ему будет уже 69 лет. Чтобы его дети и внуки могли продолжить семейный бизнес, надо предусмотреть право приоритетной аренды для них. Но у государства всегда должна быть возможность контролировать целевое и рациональное использование земель, – уверен он.

В то же время Рахимбеков считает, что для рационального использования угодий нужны не только контроль и вечный страх изъятия, но и дешевые кредиты.

– Крестьяне и фермеры сегодня очень грамотны. И если они не занимаются землей, то чаще это происходит не от недостатка знаний и желания, а от банальной нехватки денег. Вот сами судите: у вас ограниченный бюджет. Куда вы его направите? На закуп удобрений, пестицидов, качественных семян или горюче-смазочных материалов? Скорее всего – на последний пункт и, если останется, на семена. А уже потом – всё остальное, – говорит он.

Главное – не отдать землю иностранцам!

Генеральный директор ТОО “Агрофирма “Родина”, председатель агропромышленного комитета НПП “Атамекен” Иван САУЭР предполагает, что земельной комиссии предстоит ответить на очень много нерешенных вопросов. И вопрос аренды, безусловно, важный, но не единственный.

– Вопрос аренды на самом деле не такой простой. Надо смотреть, что именно арендуется и на каких условиях. Надо исходить из того, что у нас уже есть участки сельхозземель, которые находятся в аренде у ТОО, среди учредителей которых есть иностранные граждане. Но даже если сейчас среди учредителей той или иной компании нет иностранцев, где гарантия, что они не выкупять какую-нибудь долю в будущем? В то же время у нас и среди своих землевладельцев есть такие “пользователи”, что уж лучше бы иностранцам отдали, – отмечает он.

И как быть с землями, которые находятся в залоге у банков? А если кредит не возвращен и банку достается земля? Что ему с ней делать? Как вернуть свои средства и не навредить при этом агропромышленному комплексу?

Не отлажен до конца, по мнению заслуженного агрария страны, и процесс мониторинга.

– Формально у нас вроде бы есть космомониторинг, но возникают перекосы и ошибки. Я лично сталкивался с тем, что одно из паровых полей нашего хозяйства посчитали заброшенным. Пришлось потом ходить и доказывать ошибку. Так что сказать, что система учета и контроля совершенна, нельзя. И можно ли в таких условиях двигаться дальше? – задается вопросом Иван Сауэр.

Как уверен Иван Адамович, вопрос рационального использования сельхозземель нельзя решить без участия сельчан. Цензурно выражаясь: как бизнесмен в Кызылорде ходит по кабинетам восемь лет, чтобы получить сотку земли

– После предыдущих изменений в Земельный кодекс людей фактически лишили их прав на землю. Они вроде как владеют паями, но распоряжаться ими не могут: учредители ТОО перепродают друг другу доли, решают, что и как сеять, куда закладывать эту землю в залог… Заедьте в любое село – вряд ли люди сейчас хоть что-то получают за свои паи. Происходит тихое обезземеливание простых сельчан! Огромные наделы у них отобрали самыми разными способами, в том числе – мошенническими. И об этом надо говорить! Если бы у простых граждан были способы влиять на учредителей ТОО, земля бы расходовалась гораздо эффективнее. Они бы требовали от него и внесения удобрений, и соблюдения всех иных агромероприятий, – считает он.

Однако, видимо, вспомнив волнения пятилетней давности, Сауэр тут же сам себя прерывает:

– Я не могу сказать о том, что нужно сделать вот так и вот этак. Там много вопросов дискуссионных. Одно неоспоримо: продажа земель иностранцам неприемлема, – говорит он.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи