Опубликовано: 1300

Тридцать жителей в Карагандинской области все больше чувствуют себя крепостными

Тридцать жителей в Карагандинской области все больше чувствуют себя крепостными Фото - Лариса ЧЕН

Тридцать участников сельскохозяйственного ТОО “Нур Астык 2005”, что зарегистрировано в Нуринском районе Карагандинской области, вот уже три года не могут воспользоваться своим законным правом выхода из товарищества.

Даже решение суда, принуждающее юридическое лицо “отпустить” учредителей и отдать им их земельные доли, не помогло крестьянам, которые, по их словам, в данной ситуации все больше чувствуют себя “крепостными”.

Из крестьян – в капиталисты

Весь последний год тридцать жителей села Майоровка, что находится в 35 километрах от столицы, но тем не менее территориально относится к Нуринскому району Карагандинской области, провели в судах.

Крестьяне пытаются отстоять данное им законом РК право самим решать свою судьбу и судьбу земельных долей, с которыми когда-то на заре независимости Казахстана они вошли в ТОО.

– Все истцы являются жителями села Майоровка, в котором базируется ТОО “Нур Астык 2005”, – рассказала их представитель в суде, член коллегии адвокатов Карагандинской области Светлана ПОЛТОРАК. – В далекий советский период они все были работниками совхоза “Урожайный”, который в момент разгосударствления и приватизации имущества был реорганизован в товарищество с ограниченной ответственностью. В 90-х годах прошлого века начался развал экономики, и людям некуда было деваться. Чтобы не потерять условные земельные доли, которые они заработали своим трудом, они согласились на юридическое объединение.

В те времена, как пояснила адвокат, на каждого главу семьи выдавался участок земли определенной площади, и заезжие представители формирующегося класса капиталистов уговорили крестьян передать их в ТОО в качестве уставного капитала.

– Так 166 работников совхоза “Урожайный” стали пайщиками, – пояснила юрист. – Они вошли со своими земельными долями, которые были получены на основании договора аренды и постановления акима Нуринского района в 2005 году. Тогда принимался новый Земельный кодекс, и если бы люди не передали принадлежащие им условные земельные доли в качестве вклада в уставной капитал хозяйствующих органов, они просто были бы переданы в спецфонд, то есть они бы их лишились.

Из документов, представленных адвокатом в суде первой инстанции, следовало, что ТОО организовывалось в счет условных земельных долей простых сельчан, и в его уставном капитале оказалось 10 204 гектара земли, из которых 9 147 гектаров – пашня.

…Или право имеем?

В специализированном межрайонном экономическом суде Карагандинской области, куда в феврале текущего года обратились с иском те самые 30 учредителей ТОО “Нур Астык 2005”, крестьяне просили одного: понудить ТОО выделить их земельные доли и разрешить выйти им из состава участников товарищества.

– В своем иске они указывали, что являются собственниками земельных долей в виде участков, общая площадь которых составляет 2 580 гектаров. Самый большой из них – 150 гектаров, самый маленький – 59 гектаров.

Истцы уверяли: основного учредителя, некоего жителя Астаны г-на Алдунгарова, они в глаза не видели.

Всеми делами заправляет назначенный из числа сельчан директор – Арман РАХМЕТОВ. И вот к нему у односельчан возникла масса вопросов и претензий.

– Согласно уставу товарищества, высшим органом его является собрание учредителей, – констатирует Светлана Полторак. – Однако последнее общее собрание учредителей ТОО “Нур Астык 2005” прошло 17 февраля 2015 года. Именно тогда был рассмотрен вопрос о выходе из состава ТОО с выделением земельного пая в натуре 30 участникам товарищества. А затем ни в 2016-м, ни в 2017-м, ни в 2018-м собраний больше не проводилось.

И начиная с 2014 года мои доверители вопреки закону и уставу товарищества не получали никаких дивидендов, так же как информации о финансовых делах ТОО.

Собственно, именно отсутствие каких-либо доходов с земли, переданной в качестве уставного капитала в ТОО, и послужило основным мотивом для выхода из состава товарищества тех самых 30 человек. Об этом истцы открыто заявляли в суде первой инстанции.

– Мы не получаем дивидендов, нам отказывают в кормах для скота, в сене, обращаются с нами, как будто мы не люди, – со слезами на глазах рассказывали жители села Майоровка. – Поэтому в декабре 2014 года мы написали заявление о выходе из товарищества, чтобы забрать землю и создать свое собственное крестьянское хозяйство.

Но, несмотря на то, что последнее общее собрание ТОО “Нур Астык 2005” постановило: “Начать процедуру выхода из товарищества 1 декабря 2015 года…”, никаких реальных действий в этом направлении от руководства ТОО не последовало.

На суде представители ТОО уверяли: они бы рады, да земля была в залоге. Однако адвокат истцов сумела доказать документально: срок залога ограничивался 17 сентября 2016 года, и ничто не мешало руководству ТОО выполнить волю учредителей.

Победа… на бумаге

Судья специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области Айгуль БЕККОЖИНА 31 мая 2018 года вынесла решение в пользу истцов. “Исковое заявление участников товарищества с ограниченной ответственностью “Нур Астык 2005” к ТОО “Нур Астык 2005” о признании незаконными бездействия и понуждения выделить земельные доли удовлетворить…”, – говорится в решении суда.

– Но суд не счел нужным удовлетворить также наше требование о наложении ареста на земли товарищества в обеспечение иска, – сетует Светлана Полторак. – И 2 мая руководство ТОО заложило земли. То есть вопреки требованиям статьи 34 Гражданского кодекса имущество, находящееся в общей собственности и составляющее общую собственность, может быть передано в залог только с согласия всех собственников. Причем право на долю может быть самостоятельным предметом залога. То есть каждый землепользователь, имеющий право на свою долю, может отдельно заложить ее в обеспечение своих обязательств, а вот ТОО “Нур Астык”, земли которого находятся в общей долевой собственности на основании договора аренды от 2005 года, без согласия всех учредителей не имел права это делать. Юрист по земельному праву Базарбек ответил на самые острые вопросы читателей "Каравана"

Все истцы в один голос заявляют: согласия на передачу в залог принадлежащих им земельных долей они не давали.

Данный вопрос на общем собрании как на высшем органе управления товариществом не рассматривался. И никаких доверенностей на чье-либо имя они не выписывали.

Тем не менее проигравшая сторона ныне обжалует решение суда первой инстанции в апелляционной коллегии Карагандинского областного суда. И, что примечательно, одним из аргументов невозможности выполнения решения суда называет то обстоятельство, что спустя несколько дней после снятия обременения на землю… снова ее заложили!

“Крепостное право отменено”

Представители ТОО “Нур Астык 2005” – г-н ОСПАНОВ и мажоритарного учредителя – г-н ШАТЕНОВ соглашались с тем, что по закону учредители имеют право выйти из состава товарищества, но находили причины, почему это сделать в данное время не представляется возможным.

– Суд первой инстанции в своем решении ссылается на пункт 3 части 1 статьи 101 Земельного кодекса Республики Казахстан, в соответствии с которым граждане – участники товарищества, ранее внесшие в уставной капитал данного товарищества принадлежащие им земельные участки либо земельные паи, имеют право на выдел данных участков в натуре по решению общего собрания данного товарищества, – выступил один из представителей. – Но в части 4 статьи 101 Земельного кодекса сказано, что местоположение выделяемого в натуре земельного участка и возмещение затрат, произведенных данным товариществом на выделяемом земельном участке, определяется учредительным документом товарищества. В данном случае уставом ТОО “Нур Астык” данный порядок не предусмотрен.

Представители товарищества уверяли, что все участники ТОО регулярно получают дивиденды, но конкретные суммы или их эквивалент назвать затруднились.

Как не смогли ответить на вопрос судьи апелляционной коллегии о том, как так вышло, что доля основного учредителя в какой-то момент выросла с 80 с лишним процентов до 90 с хвостиком.

– Может быть, кто-то вышел из состава учредителей и продал ему свои доли? – уточнял служитель Фемиды.

– Нет, никаких изменений не было, – отвечали представители.

– Тогда как его доля в уставном капитале ТОО могла вырасти? – недоумевали судьи.

Адвокаты пожимали плечами. А после демонстрировали чудеса логики, заявляя, что формулировка “начать процедуру выхода из ТОО “Нур Астык 2005” совсем не означает, что собрание согласилось отпустить своих членов восвояси.

– Вот также происходит и с нами, – горько сетовали по окончании заседания крестьяне, желающие выйти из ТОО. – Начальство вертит, как хочет, нашими землями, а мы не у дел. И отдать нам нашу землю, чтобы мы наконец смогли стать хозяевами сами себе и жить по-человечески, оно не желает.

– Но мы надеемся, что суд все же восстановит социальную справедливость и напомнит всем: крепостное право у нас давно отменено, – заключила их адвокат.

КАРАГАНДА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи