Опубликовано: 2300

О веб-мастерстве в Шымкенте

О веб-мастерстве в Шымкенте

Происходящий сейчас строительный бум в Шымкенте с гордостью освещается многими СМИ.

И действительно город развивается, это факт. Как на дрожжах растет население, строятся новые элитные многоэтажки, бизнес-центры, ночные клубы. А планы шымкентских зодчих поражают воображение своим размахом. Но, в отличие от реального Шымкента, виртуальное его отражение можно сравнить, разве что, с чахлой умирающей деревушкой. Под виртуальным отражением города я подразумеваю сайты, представляющие наш город во Всемирной сети. На почти миллионный город, их едва наберется пара сотен, из которых, по существу, только "Официальный сайт ЮКО" и портал "Шымкент" содержат общую информацию о городе. Основная масса остальных - это сайты-визитки. Правда, есть еще несколько рекламно-информационных сайтов, сделанных по типу "желтых страниц". Качество исполнения и информационная насыщенность местных сайтов оставляет желать лучшего. И это не удивительно, поскольку в городе нет ни одной серьезной фирмы, которая бы специализировалась только на проектах связанных с Интернетом, в частности, на разработке сайтов и порталов. Есть дизайнерские студии общего профиля, основная деятельность которых связана с полиграфией, видео и анимацией или наружной рекламой, есть и талантливые одиночки. Но обычно и первые, и вторые довольно смутно представляют себе возможности и особенности Интернет-проектов, а о каких-либо традициях веб-мастерства, или индивидуальных стилях и речи быть не может. Между тем, что лучшие сайты создаются не одиночками, а командами, включающими специалистов различного профиля, каждый из которых отвечает за то, чтобы его часть проекта была сделана максимально качественно. Команда разработчиков Интернет-проекта, какой она должна быть "Кабы раньше я знала" (слова из народной песни). 1) Художник-дизайнер Его задача - разработка общей концепции и стиля будущего проекта. Он создает оригинальные графические элементы, в общем, делает все, чтобы сайт смотрелся. После него, за работу берется другой профессионал. 2) Веб-дизайнер Он занимается переносом созданного художником-дизайнером стилевого оформления проекта на веб-платформу. То есть - совмещением разработанного дизайна с элементами навигации и баннерами, оптимизацией графики, "нарезкой" общей картинки на отдельные элементы для последующего встраивания их в HTML-документ. После чего наступает этап верстки. 3) Flash-аниматор Современные сайты трудно представить без анимационных элементов, поэтому художник-аниматор, работающий в самой популярной программе для создания анимированных элементов веб-страниц - Adobe (Macromedia) Flash также необходим. 4) HTML-кодер (HTML-верстальщик) HTML-кодер делает из эскизов уже непосредственно веб-страницы. То есть, соединяет код, графические элементы, анимацию, таблицы стилей (CSS) таким образом, чтобы сверстанная страница была похожа на графический оригинал, и отображалась одинаково во всех наиболее популярных браузерах. Чем сложнее и привлекательнее дизайн, тем сложнее его верстать. Поэтому иногда от кодера (верстальщика) требуется хорошее знание большого количества технологий. 5) Веб-программист Если сайт простой, то роль программиста не самая главная, другое дело интерактивный многоцелевой портал, например, интернет-магазин. Вот тогда, судьба всего проекта зависит от качества программного кода. Современные порталы могут по большей части представлять собой интерактивные программы. Даже элементы дизайна и анимации на них почти полностью программируются. Например, выпадающие меню на JavaScript или современные флеш-ролики на ActoinScript2. А что говорить о работе с базами данных и транзакциями... Порой технологий используется столько, что к проекту привлекают несколько разнопрофильных программистов. 6) Веб-мастер Должен уметь совмещать функции веб-дизайнера, HTML-кодера и веб-программиста. Обычная его задача - регулярное обновление сайта Интернет-проекта. 7) Администратор сервера Администратор следит за бесперебойной работой веб-сервера Интернет-проекта, устраняет возникшие сбои и ошибки, обеспечивает защиту сервера и сохранение данных. В случаях "виртуального хостинга", то есть когда вы размещаете ваш проект на серверах сторонней организации, его провайдеры сами предоставляют вам этого специалиста. 8) Контент-менеджер (контент-оператор) В случае с контент-проектом, т.е. когда ресурс прежде всего ориентируется на постоянно изменяющееся содержание сайта, требуются услуги контент-менеджера, который следит за отдельной отведенной ему областью проекта: проверяет входящую информацию, редактирует, дополняет или удаляет имеющиеся данные, обрабатывает пользовательские запросы, ведет колонку вопросов и ответов раздела (FAQs или ЧаВо), консультирует клиентов, контролирует работу средств управления информационным наполнением. 9) Ведущий проекта (редактор/администратор проекта) Ведущий проекта, как правило, контролирует всю работу по управлению и сопровождению функционирующего Интернет-проекта и имеет в своем подчинении нескольких людей, исполняющих обязанности ведущих (редакторов) отдельных разделов проекта. Эта специальность подразумевает контроль за информационным содержанием сайта, нормальной работой всех активных элементов веб-страниц (в случае проблем он обращается к HTML-кодеру или веб-мастеру), сроками обновления отдельных разделов, их техническим и информационным развитием и т.д. Если проект размещает данные других людей (тексты, графика, аудио- и видеоматериалы, программное обеспечение и пр.), то в задачи редактора проекта (или раздела) входит общение с авторами размещенных на сайте проекта материалов, контроль за соблюдением авторских прав и требований (по этой причине ведущий или редактор или администратор проекта/раздела иногда называют копирайтером). 10) MailList-менеджер MailList-менеджер - это человек, который управляет процедурой подписки на какую-либо информацию проекта, а также прямыми рассылками, носящими строго информационный характер. 11) Корректор В задачи корректора входит проверка всего текстового материала (а также текстовых фрагментов на графических объектах - кнопках, баннерах и т.д.) на наличие ошибок. 12) Промоутер Интернет-проекта В обязанности промоутера входит продвижение готового проекта в Интернет, рекламные мероприятия и PR-акции: регистрация сайта проекта в каталогах ресурсов и поисковых системах, участие в сетях баннерообмена и партнерских программах, прямые рекламные рассылки, предоставление временных скидок на услуги и бесплатного материала и т.д., и т.п. Кстати, оптимизация сайта в поисковых системах (ее английская аббревиатура SEO), одна из задач промоутера, сегодня становится очень востребованной. Запросами на специалистов в SEO буквально забиты все западные сайты по трудоустройству. А как все происходит в действительности? Ну, прежде всего, появление подобной команды в Шымкенте вопрос очень далекого будущего. Шымкентские заказчики, скорее психологически, чем финансово не готовы оплачивать работу такого числа специалистов. Мало кто представляет, зачем вообще нужен веб-сайт, наиболее подходящим сравнением тут может оказаться известная басня Крылова "Мартышка и очки". Поэтому сайты у нас делаются одиночками ("программистами", которые по ходу еще и тянут сетевые UTP кабели и продувают забившиеся от пыли вентиляторы на фирмах) или, в исключительных случаях парами (дизайнер + программист). Естественно один человек не может заменить всю большую команду, поэтому и сайты получаются "скошенными" в ту сторону, в коей силен конкретный веб-мастер. По этой "скошенности", можно даже классифицировать местных разработчиков. Классификация Тип 1: "Дизайнеры" Это, как правило, люди с художественным образованием, пришедшие в веб-дизайн из полиграфии или других сфер. Имеют хорошее представление о композиции и цветопередаче, но довольно слабое о HTML-верстке, веб-навигации, оптимизации графики и важности контента. Сайты сделанные ими, как правило, поражают своей красотой, но абсолютно не интерактивны, грузятся долго и редко содержат более одной страницы. К сожалению, не могу привести примеров, так как короткий срок жизни таких сайтов, тоже их отличительная черта. Тип 2: "Программисты" Это хорошие программисты, которым "все по плечу". Их сайты, обычно, имеют стандартный дизайн: "шапка" сверху, навигация слева. Насыщены всеми возможными видами кода. Там есть идеально работающие гостевые, форумы, чаты, фотоальбомы пользователей и даже системы голосования (непонятно зачем). Все основано на последних версиях бесплатных скриптов из Интернета, модернизированных вручную и лично. Сайт работает как самостоятельный механизм, правда новости на нем обновляются уж очень редко, ведь с контентом программисту "дружить" сложнее, чем с системой его управления. Пример, сайт МКТУ (http://www.mktushi.kz). Тип 3: "Контент-менеджер" Журналист, историк или просто творческая личность, которой есть что сказать миру. Дизайн и программирование для него не важны, главное, что сайт перенасыщен различной информацией. Сайт собран из "лоскутков", но их много. Пример: Сайт по истории города (http://www.chimkent.by.ru/). Тип 4: " Mambo-Nuke" Вчерашние студенты или школьники, поклонники готовых систем управления контентом, коих существует превеликое множество бесплатных: Mambo (отсюда и название категории), PHP Nuke и т.п. На этих сайтах обычно присутствуют все необходимые элементы, но как всегда страдает контент. Так как, создать качественный контент сайта, задача намного сложнее, чем навертеть пиратский "скин" (готовый дизайн) на готовый шаблон. И только энтузиазма тут недостаточно. Пример: Интернет-магазин (http://www.shop.sargos.kz/). Проулок мастеров "Товарищ Вавилова, в нашем городе никогда не будут ходить трамваи, потому что на них некому будет ездить…" (фраза из фильма "Комиссар"). Если бы удалось собрать наших различных веб-мастеров в одну команду, то возможно и уровень создаваемых ими сайтов стал бы выше. Но, кроме финансовой проблемы, тут есть и еще одна. На весь "мегаполис" веб-мастеров наберется разве что на небольшой проулок. Пока говорятся высокие слова о повышении уровня компьютерной грамотности, отток ИТ-специалистов (то есть специалистов в области информационных технологий, это более широкое понятие, включающее и веб-мастеров тоже) из города только увеличивается. И, похоже, что сдерживать этот процесс никто не собирается. Новые рабочие места практически не создаются, старые постепенно заполняются подросшими "сынками", без учета квалификации и желания работать. Льготы и достойные зарплаты как это делается в некоторых развитых странах, у нас естественно не предлагаются. Между тем, из уехавших за последние годы моих знакомых, никто не высказывает желания вернуться, и не жалуется на отсутствие работы или нехватку квалификации. Успешно работая в ИТ-компаних таких городов как Алматы, Москва, Санкт-Петербург, Берлин, они тем самым доказывают, что шымкентская земля богата талантами, только на родине они еще долго останутся невостребованными.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи