Опубликовано: 1200

Этика "в законе"

Этика "в законе"

Сколько бы ни жил человек, у него всегда есть пара-тройка вопросов, которые он стремится разрешить.

Как древние умы, так и современные не могут ответить на вопрос: что появилось раньше курица или яйцо? Ни один из вариантов ответа не обладает законченностью, претендуя на истину в последней инстанции, ни один не устраивает всех. Есть еще и другие вопросы, ответы на которые человек ищет всю жизнь, так же как и его предки, а потом - и потомки будут искать. Речь об этике поведения в обществе. Мне всегда казалось, что культуре общения нужно учить детей с самого горшка. Процесс обучения так и начинается в детстве с первых правил: "Не груби, не перебивай старших", чуть позже "Не лги, не воруй, не обижай слабых" и т.д. Потом дитя идет в школу, где на протяжении 11 лет его тоже пытаются адаптировать к обществу. Далее уже-почти-взрослый человек приходит в университет и еще 5 лет изучает культурологию и смежные науки. Казалось бы, все, хватит, пора остановиться, но не тут-то было. Устраиваясь на работу, особенно в государственные учреждения, человек должен знать и уметь применять основные правила поведения. Причем, правила эти весьма просты, а их принципы основаны все на том же, чему нас учили с детства дома, в школе и в вузе. Возьмем, к примеру, Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан, или как его еще называют, - Правила служебной этики государственных служащих. Вот только некоторые из них: 1. В своей деятельности государственные служащие должны: - обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан, не допускать действий, сопряженных с нарушением прав и свобод человека и гражданина; - противостоять проявлениям коррупции; - исключать действия, наносящие ущерб интересам государственной службы; не вмешиваться в деятельность лиц, причастных к принятию решений по вопросам, затрагивающим личные интересы государственного служащего; - не участвовать в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе лицами; - не допускать фактов принятия подарков или услуг от физических и юридических лиц в связи с исполнением государственных функций… 2. В отношениях с гражданами и юридическими лицами государственные служащие должны: - проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение, в том числе при получении транспортных, сервисных и иных услуг; - не допускать проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений, в установленные сроки принимать по ним необходимые меры; - уважать честь и достоинство человека и гражданина независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств; - соблюдать общепринятые морально-этические нормы, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана… Этот документ сейчас можно встретить везде: помню, когда выходила замуж, в зале регистраций ЗАГСа на стене висел. А еще - перед входом в Алматинский городской акимат на пропускном пункте. Если правила служебной этики государственных служащих расписаны довольно общо, то для сотрудников дорожной полиции разработан более подробный политес. "Протягивать руку первым не принято, за исключением приветствия с младшим по специальному званию и возрасту". "Неприлично жестикулировать при разговоре с людьми, особенно на улице. Каждый жест сотрудника, особенно в форменной одежде, привлекает к себе внимание окружающих и может быть истолкован неправильно, как сигнал к определенным действиям". "В повседневной жизни лишь незначительные жесты могут подчеркивать слова и фразы. Например, такие выражения, как "садитесь, пожалуйста", "можно вам представить" и т.д., могут сопровождаться соответствующим жестом". "Пальцы по возможности держатся вместе, неприлично указывать пальцем". "Необходимо избегать слов, не несущих смысловой нагрузки, так называемых слов-паразитов: "значит", "так сказать", "понимаешь", "вот" и т. д.; они засоряют речь, мешают ее воспринимать". Если эти нормы относятся исключительно к имиджу полицейского, то следующие в полной мере затрагивает и интересы самих граждан. Как приятно видеть на практике, когда в разговоре сотрудники дорожной полиции проявляют спокойствие и выдержку, не вступают в пререкания, не теряют самообладания, не отвечают грубостью на грубость… А вот об этом можно только мечтать: "Общение с людьми предполагает не только возможность высказаться, но и обязанность выслушать собеседника, вникнуть в его мысли и чувства, понять их. Умение выслушать собеседника - непременное условие беседы. Если есть необходимость вставить в разговор что-нибудь существенное, тактично спрашивается разрешение, например: "Разрешите мне добавить..." или "Извините, что перебиваю, но я бы хотел добавить..." и т. д.". "Следует сразу же отвечать на телефонные звонки. В начале телефонного разговора необходимо представиться, назвав должность, звание, фамилию. Если обращающийся не называет себя, в вежливой форме спрашивается, кто говорит. Например: "Простите, с кем я разговариваю?..", "Извините, кто у телефона?..". Внимательно выслушав позвонившего, следует дать ему точный ответ на поставленный вопрос, а при необходимости записать фамилию звонившего и краткое содержание вопроса. Уточнение деталей в процессе разговора производится после того, как все сообщение выслушано. Например: "Уточните, пожалуйста...", "Правильно ли я записал?..". "Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник должен обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития". "Сотрудники дорожной полиции могут предложить водителю выйти из кабины транспортного средства лишь в случаях: 1) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения; 2) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений; 3) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов, либо оказание помощи другим участникам движения." Лично ко мне, за три года вождения, сотрудник дорожной полиции так ни разу и не подошел. Обычно сама подбегаю, протягивая права. Как-то решила не выходить из машины, новые туфли сильно натерли. Смотрю на служивого и думаю, может, догадается …однако наши мысли так и не совпали. Решила аккуратно подъехать. Он, конечно, сильно удивился и, возмущаясь: "оборзели, уже выходить не хотят!". Пока объясняла, мол, ходить трудно, туфли новые, страж порядка решил, что пьяна и чуть ли не заставил пройтись по полоске. Наверное, у каждого водителя есть свои грустные истории. Как-то знакомый юрист порекомендовал возить с собой Правила этики сотрудников дорожной полиции органов внутренних дел Республики Казахстан. Вот уж месяц в бардачке храню сей документ, но не останавливают, может это своеобразный талисман? Конечно, вышеперечисленные правила - не единственные документы в казахстанской юридической базе. Существует и кодекс служебной этики сотрудников органов прокуратуры Республики Казахстан, и то же самое, только для сотрудников таможенной службы. Основная цель их направлена на четкое выполнение служебного долга. Но для меня так и осталось непонятым, почему человек учится на протяжении всей жизни таким простым вещам, как "не груби", "уважай других", "выполняй свой профессиональный долг", а в итоге применяет их на практике, когда ему вздумается, если вообще применяет... Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи