Опубликовано: 4300

Для свободных - все высоты достигаемы

Для свободных - все высоты достигаемы

В основе всех школьных преобразований должен стоять учитель. Известный педагог Ушинский говорил, что никакая реформа невозможна иначе, чем через голову учителя.

Реформа образования начинается с учителя Любая реформа системы образования, по глубокому убеждению специалистов, должна начинаться с педагогического образования, решения сложнейшей задачи подготовки творческого, а значит, свободного учителя. Замечательный философ Василий Розанов говорил: «Школа - это в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель и в третью очередь учитель. А потом все остальное». Посему так важно готовить нового педагога-организатора, проводника в мире информации. Если сравнивать подготовку учителя в Казахстане и других странах, то в отличие от большинства стран мира, здесь есть педагогические вузы. За рубежом, чаще присутствует университетская подготовка, а затем короткая профподготовка. Но сегодня подходы к деятельности учителя динамично меняются во всем мире. Сегодня он больше «тьютор», его главная задача – создавать знания вместе с учениками. Учитель должен идти на шаг впереди учащихся. Но, к сожалению, школьники больше узнают из Интернета, а педагоги превращаются в “говорящие книги”. Так как в недалёком прошлом в образовании была построена жёсткая вертикаль, где педагоги-профессионалы практически потеряли возможность влиять на принятие стратегических решений в этой сфере, то трансформация учительской профессии в Казахстане, на мой взгляд, должна стать одной из важнейших тем для обсуждения специалистов. Тем более, что в республике стартует Государственная программа развития образования до 2020 года, которая предполагает подготовку современного учителя, существенное улучшение условий, в которых предстоит учиться казахстанским ребятам, создание и внедрение инновационной системы оценки и качества учебных заведений, развитие единого образовательного пространства. Кризис качества Кстати, к единому образовательному пространству со странами СНГ и Европейского Союза Казахстан сможет прийти только тогда, когда будут унифицированы оценки и формализованы подходы к вопросу о взаимопризнании сертификатов и дипломов на законодательном уровне. Процесс непростой, но он «пошёл». Одно общее уже просматривается сегодня – это «портфолио» ученика. В некоторых европейских странах это называется «дневник компетенций»: он включает в себя уровень владения родным языком, математическими знаниями, иностранными языками, информационно-коммуникационными технологиями. Оценивается гражданская и социальная ответственность, самостоятельность ученика. Но примерно 10–15% школьников в странах ЕС и России не овладевают этими компетенциями. Не меньше проблем и в Казахстане: только математическими компетенциями, согласно ЕНТ, не владеют к окончанию школы более 10% казахстанских учеников. В ЕС – с набором стандартов Понятия стандартов в ЕС тоже почти нет. В РК стандарты должны быть обязательно, чтобы соблюсти единство образовательного пространства, но сдвиги к самостоятельности есть. Они сегодня проявляются в том, что учителям методисты пишут примерные программы, а раньше писали типовые. И если раньше государство разрабатывало кучу стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, то теперь будут предъявляться другие требования каким должны отвечать школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов и т.п. Образовательная программа делится на две части: обязательную и ту, что формируется школой. Новый стандарт образования должен будет предусматривать внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие задачи. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности. О модернизации Конечно, странно было бы отрицать, что учитель должен блестяще владеть компьютерными технологиями. Но сосредоточиться лишь на технической стороне обучения было бы большой ошибкой. Должно быть чёткое и ясное понимание цели реформы: как учить, кого мы хотим воспитывать, с какими проблемами столкнутся следующие поколения. Учителям это понятно уже сейчас, хотелось бы верить, что данную цель увидят и чиновники. Учителя привыкли больше к авторитарным формам ведения урока, и такое осмысление нового своего качества может даваться им с трудом. Отсюда, возможно «внутреннее» сопротивление реформам, и, как следствие, профессиональное «выгорание». Но модернизация – это не цель, это средство обновления. Перезагрузка кадров Как эффективнее провести «перезагрузку» педагога, как в новом, антимонопольном формате повысить его квалификацию? «Ваучерный» принцип предполагает свободу выбора, поэтому возможно создание на базе крупных, новаторских школ центров совершенствования образования, а на базе педагогических вузов - центров переподготовки учителей, которые будут действовать постоянно. При этом должны превалировать практические задачи. И гораздо продуктивней может быть повышение квалификации в команде. Кроме того, необходимо создание казахстанской программы обмена, в рамках которой педагог имеет возможность отправиться работать на год в другую страну – с обязательным сохранением места, заработной платы и с гарантией оплаты этой работы за рубежом. Эта гарантия помогает учителям быть решительней в своих планах и отправляться в разные страны, не беспокоясь о завтрашнем дне. Такая мобильность может способствовать поднятию престижа профессии и мастерству педагога. Однако, основа кризиса профессии учителя в Казахстане и в странах ЕС лежит в разных плоскостях. Европейцы в своё время решили полностью порвать с авторитарностью, и зашли в этом стремлении слишком далеко – дошли до агрессии учеников. Ведь не каждый человек пожелает быть «вечным» студентом! Теперь педагогам приходится заново учиться, как держать внимание и дисциплину класса. И это не есть норма - Во всяком случае, в том виде, как это происходит у них. Другой русский философ Соловьев говорил, что педагогика одновременно является и революционной, и консервативной. Но это "коромысло", которое надо держать в равновесии. Дело за малым - всем вместе найти этот центр приложения компетенций учителя.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи