Опубликовано: 8600

Бубонная чума: что ожидает Казахстан

Бубонная чума: что ожидает Казахстан

В разгар лета-2020 с запада Монголии пришла весть: чумой заразился 15-летний юноша, съевший мясо сурка.

До этого сообщалось о подобных случаях в районе Внутренняя Монголия на севере Китая. Власти регионов ввели там режим повышенной эпидемической опасности. А мир содрогнулся: в период пандемии COVID-19 еще чумы нам не хватало!

Прояснить ситуацию, насколько это опасно для Казахстана, мы попросили главного научного сотрудника Международного тренингового центра Национального научного центра особо опасных инфекций им. М. Айкимбаева, профессора Андрея ДМИТРОВСКОГО.

– Чума есть чума. У нее несколько клинических форм: бубонная, кожная, ангинозная, кишечная, легочная. На самом деле, все так называемые локализованные или внутренние ее виды не очень-то и опасны. Например, возбудитель при бубонной чуме находится внутри организма и наружу не распространяется. Поэтому опасность ее несколько преувеличена. Более опасна кожная форма, поскольку есть открытая язвочка. Но, опять-таки, заразиться может только тот, кто ее потрогает. И наиболее опасна легочная форма, которая может распространяться, как грипп или COVID-19, воздушно-капельным путем.

Но тут возникает вопрос: если пишут, что это бубонная чума, а заражение произошло при употреблении в пищу мяса сурка, то это явное противоречие. Потому что при поедании недостаточно термически обработанного мяса сурка может возникнуть кишечная или абдоминальная форма болезни, наиболее тяжелая и быстро текущая. За двое суток без лечения такой больной может погибнуть. А если это бубонная форма чумы, то заражение, скорее всего, произошло при разделке тушки, когда снимали шкурку и извлекали внутренние органы. Тогда инфицирование могло произойти через кожу при порезе или царапине. В таком случае на ней сначала появляется язвочка, а потом возникает региональный лимфаденит, к примеру, подмышечный бубон. Но эти детали нам сейчас неизвестны.

– А что за традиция такая – поедание сурков? Она – от того, что кушать нечего?

– А вы не пробовали мясо сурка? Оно очень вкусное! Сурок вообще необычайно полезный зверек. Его мясо считается деликатесом, высоко ценится и его шкурка. А сурочий жир используют в народной медицине при лечении болезней легких, пневмониях и даже при туберкулезе, а также употребляют внутрь для повышения иммунитета и общей стимуляции организма. Поэтому в ареале распространения этих зверьков местные жители всегда традиционно охотились на них. Это не такой уж мелкий грызун, как крыса или тушканчик, а довольно крупный зверек размером с небольшую собаку.

– Какую опасность представляет для нас чума монгольских грызунов?

– Ситуация такова. В прошлом году мне довелось участвовать в международной конференции в городе Ордос автономной области Китая Внутренняя Монголия, где участниками были сопредельные страны: Китай, Россия, Монголия и Казахстан. Они как раз намеревались оперативно обмениваться информацией, чтобы совместно бороться с чумой. Но почему так активизировался Китай?

Если раньше вирулентный, так называемый монгольский, штамм чумы существовал только в Монголии, то в последние десятилетия он распространился и на территории Китая, и российского Алтая. И вполне возможно, уже подбирается и к Казахстанскому Алтаю.

Тогда мы провели переговоры, чтобы этим летом выставить у нас исследовательский отряд. Но приключилась эта пандемия COVID-19, границы закрылись, и российские специалисты из Саратова и Иркутска не смогли приехать к нам.

Хотя у нас нет прямой границы с Монголией, но сообщение с этой страной довольно тесное. В Монголии много этнических казахов, люди ездят к нам через Российскую Федерацию, через Китай. Много туристов прибывает и в район горы Белухи и Рахмановских ключей. В общем, большое количество народа мигрирует в этих местах. А местные жители охотятся на сурков, хотя и существует запрет и в российском, и в Казахстанском Алтае на их добычу. И здесь угроза не в том, что инфекция из Китая придет сюда, а в распространении самого природного очага до нашей территории.

Что делают при обнаружении очага чумы

– Технология давно отработана, – продолжает профессор. – Поскольку инфекция передается от больного животного к здоровому с укусами блох, то ее нейтрализуют, уничтожая переносчика: пропыляют дустом (ДДТ) норы сурков, чтобы убить блох. Поскольку популяции сурков не сплошные, а расположены мозаично, где в горах, где на равнинах, в ущельях, низинах, то эта дустовая обработка дает хороший эффект. После нее чума исчезает на 10 и более лет.

– Дуст это же отрава? Разве можно его использовать?

– Других более надежных вариантов пока нет. К тому же распыление дуста в землю внутрь норы при помощи ранцевого распылителя под давлением особых проблем суркам не несет. И на самом деле он не так уж токсичен. Другое дело, что это вещество долго сохраняется. Но если использовать менее стойкие и быстроразлагающиеся препараты, то такую обработку пришлось бы проводить намного чаще, и неизвестно, что хуже. Поэтому был выбран именно этот метод.

Последняя вспышка в Казахстане была в 2003 году. Трое человек заразились чумой при разделке больного верблюда в Мангистау.

У первого обратившегося развилась тяжелая кишечная абдоминальная форма чумы. Тогда сельский участковый врач вовремя заподозрил чуму, были приняты беспрецедентные меры, больных лечили в Актау, и все они выжили. Контактных тоже профилактически пролечили антибиотиками, и больше никто не заболел. С тех пор заражение этой инфекцией в нашей стране не регистрировалось.

– А чем появление чумы в Китае и Монголии грозит казахстанцам, тем более во время пандемии COVID-19?

– Да ничем не грозит. Нет никакого перекреста с коронавирусом. Чума в Казахстане: ребенок сосал грудь умершей матери и выжил

– Даже при легочном ее варианте?

– Ну тут, конечно, не всегда сразу можно понять, что у больного. Поэтому инфекционисты и должны тщательно собрать эпиданамнез. Выяснить подробно, что предшествовало заболеванию. Если человек скажет, что охотился на сурков или разделывал их, тогда врач должен задуматься, возможно, это легочная чума. А если пациент не выезжал из города, но имел контакт с кашляющими людьми, тогда можно предположить, что у него коронавирус. Тщательный эпид­анамнез – это как минимум половина диагноза. Ну и при легочной чуме обычно не чихают. В отличие от COVID-19 это очень тяжелое состояние сразу. При отсутствии лечения на 2-3-й день обнаруживается кровь в мокроте, и человек погибает. А при коронавирусе пневмония развивается только на 5–7-й день. В этом разница. Но перекреста тут никакого нет. И при чуме всегда четкиий эпиданамнез, что человек был на территории природного очага и либо охотился там на сурков, либо имел контакт с животными – носителями чумы – это сурки, суслики большие песчанки, и у него были укусы блох.

– Но блохи бывают и в городе?

– В городе нет природного очага, а чума связана именно с ними.

– Мы так спокойно сейчас говорим о чуме, а почему в прошлые времена это было так страшно, и эта инфекция выкашивала тысячи и даже миллионы людей в мире? Отчего появились выражения: “черная смерть”, “страшный, как чума”?

– Потому что раньше не было лечения и не существовало таких служб, как противочумная и санэпиднадзор. Первый стрептомицин появился только в 1948 году, когда этим антибиотиком у нас стали лечить заразившихся чумой в Кокузеке в Балхашском районе.

– А как эта болезнь появлялась в Европе, там ведь нет таких природных очагов, как у нас?

– Пришла, как пандемия. Всего в истории было известно 3 пандемии чумы. Это так называемая Юстинианова чума в VI веке в Византии во время правления императора Юстиниана. Потом “черная смерть” в XIV веке в Европе, и в Маньчжурии в 1894 году. Пандемия – это когда инфекция из какого-то очага распространяется за пределы одного региона и охватывает почти весь мир. Первые 2 пандемии были связаны в основном с крысами, торговыми путями и морскими судами. На кораблях ведь всегда раньше водились крысы. И через них инфекция из очагов Юго-Восточной Азии распространялась, прежде всего, в портовых городах.

Европа же не всегда была такая ухоженная, как сейчас. Когда в России в деревнях уже все мылись в банях, в Европе такой традиции не было. И стоило туда попасть инфекции, она быстро распространялась, причем именно восточные штаммы, основными “хозяевами” которых являются крысы, а переносчиками – блохи.

Вот наша среднеазиатская чума, к примеру, крыс вообще не берет. Она для них слабовирулентна и адаптировалась в основном в организмах степных грызунов, больших песчанок, сусликов, сурков.

И тогда же в Европе появилось само слово карантин, что означает 40 дней. Тогда не знали, что такое возбудитель, как передается болезнь, но изолировали заразившихся на 40 дней. А позже ученые выяснили, что инкубационный период у чумы – 6 дней, и изолировать контактных надо на это время, пока не выяснится, не заболел ли человек.

– А в наше время, вы думаете, в связи с чумой можно успокоиться?

– Сейчас у нас есть противочумная служба при Национальном центре особо опасных инфекций им. М. Айкимбаева, которая отслеживает состояние природных очагов в Казахстане и проводит мероприятия с медиками. Каждый год у нас начинается с обучения медиков: какие клинические проявления этой болезни и что делать в случае появления больного.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи