Отцы и дети в Казахстане: кто умнее? - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
+2 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Отцы и дети в Казахстане: кто умнее?

Отцы и дети в Казахстане: кто умнее?

55–65-летние казахстанцы, согласно исследованиям PIAAC (международное тестирование для взрослых), опережают по своему интеллектуальному уровню 16–34-летних, хотя должно быть наоборот.

  • 25 Февраля 2020
  • 2526
Фото - Caravan.kz

Причины деградации

В чем причина? Депутат мажилиса парламента Ирина СМИРНОВА, до недавних пор возглавлявшая лицей № 48 Алматы, считает, что когда говорят о высоких показателях казахстанских школьников на международных олимпиадах или об улучшающихся показателях в международных исследованиях уровня функциональной грамотности типа PISA, то надо помнить, что в первом случае речь идет об одаренных детях, а во втором – о школьниках, которых отобрали для участия в этих тестированиях.

– Однако даже при таком отборочном подходе в 2015 году в общих по всем странам результатах PISA Казахстан указан не был, потому что результаты нашей страны были не просто непрезентативны, а еще хуже, – говорит она. – В отчете-исследовании PISA-2015 черным по белому написано: “Национальные оценщики в Казахстане не проявили требуемую строгость при маркировке…”. В результате этого закодированные оценщиками задания не соответствовали стандартам PISA и были исключены из базы международных данных.

В переводе на обычный язык это означает, что школьникам, мягко говоря, помогали, как это у нас водится, писать эти работы.

В декабре 2019 года были обнародованы итоги PISA-2018. Если сравнивать с 2009 годом, когда у нас эти исследования проводились последний раз, то по естествознанию 9 лет назад было 400 баллов, в 2018 году – уже 397, по читательской грамотности в 2009 году – 390 баллов, в 2018 году – 387. И только по математике – соответственно 405 и 423 балла.

Почему наблюдается такой спад? По мнению Ирины Смирновой, в первую очередь, в этом виноват элитарный подход к образованию.

– Когда нововведения могут пойти на пользу только небольшой группе школьников, это приводит к тем проб­лемам, которые мы сегодня имеем: из-за деления школ на элитные за счет государственных средств и обычные идет колоссальный разрыв между разными слоями общества, – считает она. – Проблемы в образовании, с одной стороны, показатель этого разрыва, а с другой – причина. Мы должны понять, что когда мы говорим об образовании, то должны иметь в виду не отдельные элитные школы, а 3 миллиона детей, обучающихся в обычных школах. При этом большая часть из них – сельские.

Но наше министерство образования и науки почему-то упорно продолжает считать, что коль нововведения хорошо зарекомендовали себя в условиях таких школ, как НИШ, РФМШ и “Дарын” для одаренных детей, а также сети школ-гимназий и лицеев с углубленным изучением предмета, то и для обычной они тоже подойдут. Между тем в названных школах дети имеют более высокий интеллектуальный уровень (от рождения или же как результат социального капитала, обусловленного высоким материальным статусом семьи), поэтому у них изначально стартовые позиции выше, чем у основной массы детей из обычной среднестатистической семьи. Следовательно, все нововведения, несмотря на эффективность в условиях элитных школ, в обычной школе приведут к еще большему разрыву между разными слоями общества, поскольку будут ставиться при отсутствии условий для этого высокие требования как к учителям, так и детям.

Дистанционное обучение

По словам депутата Ирины Смирновой, лоббирующей интересы учительства в парламенте, все сегодня знают, что качество массового образования в Казахстане стремительно падает.

– Особенно хорошо это известно тем, кто собрался учиться за рубежом, а наши школы в этом не помощники, – говорит бывший учитель. – А ведь совсем еще недавно, если хорошо учился, оставалось лишь подтянуть язык страны пребывания. Поступление туда являлось своего рода независимым контролем качества школы. Сейчас города, а теперь уже и села переполнены репетиторскими центрами. Это стало отдельной строкой дополнительных доходов лучшей части учительства. Многие ушли из школы, чтобы заниматься только этим, оставшиеся скованы рамками, указаниями, программами и учебниками, аттестациями и тестированиями, спускаемыми из МОН.

Сегодня родители, озабоченные будущим своих детей, ведут активный поиск других форм обучения. К примеру, дистанционного.

– По моим не совсем неточным сведениям, около 1 000 казахстанских школьников обучается сегодня в дистанционных школах других стран, чаще всего в российских, – сообщила Ирина Смирнова. – Самое печальное, профессиональная подготовленность и интеллектуальный уровень у 55–65-летних казахстанцев, согласно исследованию PIAAC (тестирование для взрослых от 16 до 65 лет. – Прим. ред.), выше, чем у 16–34-летних, постоянно, казалось, повышающих свою квалификацию на разного рода тренингах, курсах, коучингах. Хотя это нонсенс, вообще-то.

Согласно общемировым показателям, ближе к 35 годам у человека идет спад интеллектуального развития. То, что у нас, наоборот, – еще одно доказательство того, что тот образовательный фундамент, который был заложен у поколения отцов в советских еще школах и вузах, куда прочнее нынешнего. Во всех странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития. – Прим. ред.), куда мы стремимся, молодежь показывает лучшие знания. Лучшие из худших: почему казахстанские школьники стали еще хуже

Казахстанские школы работают по тем программам, которые им предоставляет министерство образования и науки. По другим – учитель просто не имеет права, иначе у него будут проблемы. Вот поэтому и получается, что в школе он один, а за ее стенами – другой.

Когда родители, отдающие порой на репетитора последние деньги, говорят про своих детей: “В школе он (она) полгода мучился с физикой, а тут за два урока всё понял”, то это свидетельствует о многом. Либо об изначально низком КПД спускаемых сверху образовательных программ, либо о том, что те, кто пишет их (а занимается этим, как всем опять же известно, НИШ по заданию МОН), используют в своих стенах совсем другие методы обучения. В элитных школах, в частности, отрабатывают математические навыки по учебникам российского ученого Сканави и старым, добротным пособиям, которые были в наших общеобразовательных школах еще до обновлёнки. Об этом говорят сами учителя РФМШ, которые тоже входят в систему Назарбаев Интеллектуальных школ.

Поэтому мне лично и непонятно, почему мы должны друг друга обманывать, прекрасно зная, что в элитных школах используют для обучения качественные учебники, а другие дети лишены этой возможности.

Но, опять же, сваливать нынешнее наше плачевное состояние с образованием на МОН у меня язык пока не поворачивается. Новому министру сейчас нелегко, он пришел туда, где всё уже есть, а главное, на что уже выкинуты миллиарды бюджетных денег. Выправлять всегда тяжело, чем делать что-то новое.

P. S. Из откровений знакомого учителя:

– Если мы, учителя, не заинтересуем детей в важности наших предметов, то интерес не проснется к учебе никогда! Родители должны принимать участие в жизнедеятельности школы несом­ненно, но им приходится работать на нескольких работах, чтобы жить более-менее нормально. И, что греха таить, мы, учителя, сейчас тоже выживаем-выкладываемся, занимаясь частным обучением (репетиторство), а основную работу выполняем спустя рукава – лишь бы день прошел! Не мы такие – жизнь такая. Простите, коллеги, но ведь и мы чьи-то родители…

Кстати говоря

Впервые казахстанские дети, окончившие начальную школу, участвовали в международном сравнительном исследовании PISA в 2007 году. Это были 10–11-летние дети – выпускники начальной школы. Когда через год озвучили результаты, то впереди нас оказались только Сингапур, Япония, Тайвань и Южная Корея, а Россия, США и Финляндия были позади. При этом мотивация к обучению, так же как и объем домашних заданий, среди наших школьников оказались самыми высокими в мире.

Причиной столь впечатляющих результатов, по словам старейшего учителя республики, кандидата педагогических наук Александра СЕМЧЕНКО, стало то, что к началу 2000 годов была принята Государственная программа предшкольной подготовки детей и практически во всех детских садах и в начальных школах были организованы субботние и воскресные нулевые классы.

В течение последующих четырех лет в содержании и управлении системой образования ничего не менялось. А в 2011 году, когда PISA провела очередное исследование, те же самые дети, теперь уже восьмиклассники, скатились с первой десятки на 38-е место. А в 2015 году, как было сказано выше, результаты, показанные казахстанскими школьниками, и вовсе исключили из исследований PISA, посчитав их сомнительными.

АЛМАТЫ

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта