Опубликовано: 550

Уроки не для школы: за чей счет будут исправлены ошибки в учебниках

Уроки не для школы: за чей счет будут исправлены ошибки в учебниках Фото - Тахир САСЫКОВ

На рисковый эксперимент пошел новый министр образования Асхат Аймагамбетов. Идея такая: школьники могут скачать в Интернете е-версии учебников. “Мы даем право родителям выбрать: если они хотят, чтобы их ребенок использовал электронные версии, мы даем им такую возможность.

Но будут ли учителя разрешать использовать их?”

Норвежская учительница (кстати, профессор) Анна Манген провела опыт: дала один и тот же рассказ двум группам студентов для проверки восприятия и запоминания информации. Первой группе в Инете. Второй – в бумажной версии. Те, кто читал с бумаги, не только дали корректные ответы. Они смогли объяснить цепочку из 14 событий произведения. Кто читал с монитора – путались и ошибались. Звоночек?

Как считает эксперт ЮНЕСКО, директор алматинского образовательного центра “TMpressio” Василий ШАХГУЛАРИ, отказываться от бумажных носителей – не совсем разумно.

У любой задачи есть два решения: правильное и неправильное

– Надо дать ребенку возможность осязать книгу. Перелистывание страниц оказывает положительное влияние на качество запоминания информации. При всех плюсах электронных книг преимущество все равно остается за “классикой”. Кстати, я не уверен, что в электронных учебниках нет ошибок, которые сейчас присутствуют в бумажных.

– Недавно министр образования Асхат Аймагамбетов, между прочим, историк по образованию, лично просмотрел учебники литературы, английского языка, физики и географии. И обнаружил там немало ошибок...

– Сами министры учебники не пишут. И никак не контролируют этот процесс. А жаль. Ни один министр образования у нас не ответил за ошибки в учебниках. За это отвечает научно-практический центр “Учебник”. Он призван проводить экспертизы. Как они проходят – не знаю. Зато мы все хорошо знаем, что получается на выходе (многозначительно стучит пальцем по столу). Есть “Правила организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий”. Но там ничего не сказано, кто и как будет отвечать за брак в работе. Если этого нет, никакой министр никого наказать не сможет. В том числе и членов комиссии, которая утверждала брак. Считаю, что нам нужен центр по подготовке специалистов, которые будут писать учебники.

– Вот-вот! В начале месяца Аймагамбетов так и сказал: “Планируем набрать тысячу лучших учителей, провести для них курсы, сертифицировать, создать базу. И из них каждый год тайным голосованием будут отбирать экспертов, которые и станут проводить экспертизу”.

– Тысячу?.. (Василий Вачикович ехидно улыбается.) Во-первых, в Законе “О статусе педагога и системе образования” не нашлось места для понятий “эксперт”, “экспертная оценка”. Какой статус будет у этого специалиста? Во-вторых, в правилах, о которых я упомянул, сказано, что для издания учебника нужны три рецензии: ученого, методиста по предмету и педагога-практика.

– Которые берут ответственность на себя?..

– Я этого не говорил. Но их подписи есть? В-третьих, в Казахстане сегодня есть компетентные эксперты, у которых имеются и сертификаты, и богатый международный опыт проведения экспертиз в области образования. Авторы казахстанского учебника открыли три новых материка и необычный вид птиц: каким глупостям обучают детей в современных школах

Думаю, что надо привлекать и зарубежных тренеров для обучения наших экспертов. И этим должна заниматься специальная структура.

В-четвертых, если такой орган будет создан, этим мы сразу отсечем всех “левых”. В-пятых, тут не надо далеко ходить, есть международный стандарт ISO/IEC сертификации экспертов – “Негосударственная система признания компетентности и контроля персонала”. Там прописаны все требования для этой категории специалистов. А для этого (многозначительная пауза) нужна нормативно-правовая база, которой у нас нет.

– Министр Аймагамбетов еще сказал, что не только издательства, выпустившие учебники с ошибками, должны нести ответственность. Опять цитирую Асхата Канатовича: “Предлагается также ввести персональную ответственность экспертов за допущенные ошибки. Мы не можем бесцельно тратить государственные средства из-за того, что некоторые коллеги неэффективно работают”.

– Как говорил товарищ Сталин (Шахгулари сурово супит брови), “у каждой ошибки есть имя и фамилия”. Ответственность должны нести все – от автора до издателя. У нас, видимо, забыли, что учебники должны проходить апробацию от года до трех лет. И только после рекомендаций от фокусной группы выпускать их в свет. А современный учебник (пауза) надо делать интерактивным, открытым и динамичным для обновления. В нем должны быть и тестовые вопросы, и задачи, нацеленные на решение практических, жизненных ситуаций. Обратная связь! Как говорится, одной теорией сыт не будешь.

И еще: в учебнике необходимо оставить пространство для творчества педагога. Потому что он главный проводник идей автора учебника.

Мир стремительно меняется, это тоже надо учитывать. А ошибки… Кто отвечает за плохо уложенный асфальт, за неправильно построенный дом? Подрядчик, исполнитель! НПЦ “Учебник” прошел аккредитацию в министерстве образования. Но там никто так и не ответил за все допущенные косяки. Почему? Это не моя компетенция. Наверное, на этот вопрос сможет ответить министр Аймагамбетов. Или другие уполномоченные органы.

Ругать или казнить?

– Министр Аймагамбетов сказал, что авторы учебников “пытаются воздействовать на членов экспертной комиссии. Теперь у нас всё будет зашифровано. Пришло время поставить точку”...

– Или многоточие? Самая большая и застарелая ошибка у нас – это когда автор книги сам ищет себе рецензентов. Много лет мы не можем избавиться от этой практики. Рецензенты не должны знать авторов – это мировая практика! Если Аймагамбетов реально это сделает, это сильный прорыв! Вопрос: сколько времени это займет. И кем-то, возможно, придется пожертвовать?

– Василий Вачикович, школьные учебники ругают уже много лет. А что, для колледжей и лицеев они в порядке?

– Они у нас где-то между небом и землей. Видимо, у министерства руки до них пока не доросли (смеется). И там, уверен, не хватает качественных учебников. А вузы забыли? Я знаю, что многие преподаватели высших учебных заведений предпочитают давать знания по тем учебникам, по которым сами учились. Потому что они гарантируют получение качественных знаний. Проблема учебников давно носит системный характер.

– Пока ее не внесут в Административный и Уголовный кодексы отдельными статьями?

(Ха-ха-ха.) В Европе оценку качества образования дают общественные организации. Только после этого государство, исходя из этих оценок, выделяет средства на те или иные новации в системе образования.

– Учебный год стартует через две недели. Вот-вот начнутся традиционные августовские совещания учителей. Иногда, правда, очень редко, там озвучивают очень интересные, даже революционные идеи – не только по поводу ЕНТ. А что из этих идей было реализовано?

– Хм-м-м… На одном из совещаний Президент Токаев отругал акимов за недостаточную коммуникацию с гражданами. Чтобы эффективно решать проблемы в образовании, чиновникам министерства нужно наладить связь с учителями, которые знают и понимают, что нужно сделать в этой сфере прежде всего. Педагог хочет и должен быть услышанным. Августовские форумы? Если бы там говорили о том, что были поставлены такие-то задачи, а они не выполнены или выполнены не так, как планировали, то кто в этом виноват и что надо сделать, чтобы исправить ошибки... Почему законопроект “О статусе педагога” недоступен самим педагогам

– Это в классном журнале оценку нельзя исправить!

– Если эти совещания не приводят к исправлению ошибок – зачем их вообще проводить? Зачем тогда тратить сумасшедшие деньги из государственного бюджета на проведение этих форумов, которые не дают эффекта? Было бы интересно, если бы в Интернете транслировали хотя бы одно такое заседание. Сколько бы отрицательных и положительных оценок оно получило от родителей и неприглашенных педагогов, а? Меня на эти совещания ни разу не приглашали. Наверное, не доверяют (улыбается). А Президент Токаев сказал, что реформы в образовании надо продолжать. В каком направлении – это, как мне кажется, должны формулировать именно августовские совещания учителей. Потому что проблемы ежегодно накапливаются. И многие из них не решаются годами. Может, карма или харизма у предыдущих министров была какая-то не такая?

– Асхат Аймагамбетов, кстати, 13-й по счету министр образования в Казахстане...

– Охо-хо… Надеюсь, он окажется более полезным и удачливым для нашего образования. Мы все учимся – на своих или чужих ошибках. Какая разница? Научиться исправлять их – отдельная наука.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи