"Как бы мне не добавили срок после этого интервью. Каждое слово, звучащее из моих уст, кое-кого очень нервирует" - Тунгышбай Жаманкулов - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
+2 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Как бы мне не добавили срок после этого интервью. Каждое слово, звучащее из моих уст, кое-кого очень нервирует" - Тунгышбай Жаманкулов

"Как бы мне не добавили срок после этого интервью. Каждое слово, звучащее из моих уст, кое-кого очень нервирует" - Тунгышбай Жаманкулов

“Как бы мне не добавили срок после этого интервью. Каждое слово, звучащее из моих уст, кое-кого очень нервирует”, – заявил народный артист республики Тунгышбай ЖАМАНКУЛОВ, отмечающий в уходящем году два юбилея – свое 70-летие и 40-летие популярного шоу “Тамаша”, у истоков которого он стоял. – Сложно со мной, неудобный я для многих, потому что не хочу в угоду дешевой популярности плясать под чью-то дудку”.

  • 24 Декабря 2018
  • 30904
Фото - Caravan.kz

Против кого дружим?

Напомним: популярный актер был приговорен в 2017 году к условному сроку по делу о предполагаемой растрате государственных денежных средств, выделенных на производство фильма “Феникс”.

– Звание народного артиста и лауреата Госпремии никто не отбирал, юбилей тоже не отменял, хотя он и не состоялся официально. Да и “растратить-то” мы не успели, только начали работать над подготовительным периодом.

А мой родной и любимый театр не дал мне даже свою малую сцену для моего моноспектакля “Марионетки”, подготовленного к юбилею.

Дирекция целый месяц тянула с ответом, и сцену в итоге предоставила директор театра “Жас сахна” Жанна Омарова, – с обидой заметил артист. – Может, ждали, чтобы не ученики, а сам я пошел на поклон? Но почему я должен был идти на такое унижение? Ведь я без малого полвека отдал этому театру, около десяти из них служил директором в самые трудные времена… Ну да, я где-то, может, неординарный и даже скандальный, но от этого не перестал быть артистом, на которого ходит зритель.

– Ну почему вы со всеми ссоритесь? Понятно – когда с сильными, но, будучи директором театра, вы собирались увольнять из театра безобидных актрис.

– Вот это не надо – “безобидных”! Как держать в театре человека, говорящего с акцентом? Не верите? Возьмите интервью на казахском, и я посмотрю – получится ли.

Один известный артист, заступаясь за тех актрис, которых я пытался уволить, бессовестно врал, что покушаюсь на святое – на народных героинь и звезд.

Никогда они ими не были, и ни один из режиссеров Ауэзовского театра не хотел работать с ними, но забросали камнями только меня. Аскар Токпанов, один из первых казахских театральных режиссеров, говорил в таких случаях своим нерадивым ученицам: “Айналайын, ты красивая – сегодня, завтра, послезавтра, через год тоже. Но мне твоя красота уже надоела. Мне, что – закусывать ею теперь? Да раскройся же ты наконец! Мне душа твоя нужна”.

В театре всегда идут интриги. Фаина Раневская, увидев однажды трех шушукающихся актрис, сказала: “Против кого дружим?”.

А с другой стороны, я заметил, любой скандал – только на руку популярности.

После шума с фильмом “Феникс” (не будем говорить о нем подробно, чтобы не усугубить мое и без того незавидное сейчас положение) зритель каждый мой выход сопровождает “бурными, продолжительными аплодисментами” и на сцене, и в жизни. Возможно, я даже поднял кассу благодаря этому скандалу. Прихожу, к примеру, в театр посмотреть на работу коллег, а зрители гурьбой устремляются ко мне – вместе сфотографироваться, похлопать по плечу, сказать пару ободряющих слов.

– В этом году юмористическая передача “Тамаша”, у истоков которой вы стояли, отметила свое 40-летие.

– Сейчас в этом эстрадном шоу (оно теперь называется “Тамаша-сити”) работает, кажется, около 20 человек, но начинали мы ее с покойным Кудайбергеном Султанбаевым вдвоем – с шуточных песен под домбру. В 1978 году на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Ленинграде мы стали дипломантами, после этого нами очень заинтересовались телевизионщики. Так на основе наших юморесок появилась передача “Тамаша”.

Я ушел из нее на пике славы. Кудайберген обиделся на меня очень сильно, но у меня не было выбора.

Если бы остался, то не снялся бы в таких фильмах, как “Сардар”, “Гибель Отрара”, “Кровь и пот”, не сыграл бы на театральной сцене батыров Махамбета и Сырыма, ханов – Абылая, Абулхаира, Жанибека… Они бы умерли под “Тамашой”…

– А нынешняя “Тамаша” вам нравится?

– Ну… это такой неоднозначный вопрос. “Друзья мои, – пытаюсь я высказать иногда коллегам-юмористам не только из “Тамаши”, но и умершего уже “Бауыржан-шоу”, свое, как всегда, неудобное мнение, – юмор должен быть тонким… Нельзя опускать его ниже плинтуса бесконечными криками: “Ойбай-бай-бай!” и похабства, доходящего до съема нижнего белья. И чего я добился? Некоторые полезли чуть ли не в драку со мной, заявив, что завидую их популярности. Сейчас, правда, “Тамашу” возглавляет Нуржан Тутов, мой ученик. Всё вульгарное и дешевое, из-за которого распалось “Бауыржан-шоу”, забыто, грязный юмор прорывается иногда разве только по инерции.

– До того, как пойти в актеры, вы учились на механическом факультете Джамбулского гидромелиоративно-строительного института…

… – Да-да! Сопромат, теоретическая механика, высшая математика, физика, химия, технология металлов, начертательная геометрия… Почти по всем предметам у меня были пятерки, но в начале 3-го курса я бросил институт, где два года с лишним проучился с удовольствием.

Плохиш казахского кино

– Кто вас сбил с пути?

– Любовь к искусству. Я с детства втайне мечтал сниматься в кино, но тщательно скрывал это. Тем более что был старшим среди 11 детей отца-железнодорожника и матери-домохозяйки. Театральный режиссер Аскар Токпанов, который развернул меня совсем в другую сторону, знал директора той школы, которую я окончил. Когда они однажды встретились, режиссер пожаловался, что театр страдает от нехватки видных и рослых актеров. Это месть за его высказывания — художница Ташимова об аресте Тунгышбая Жаманкулова

Когда мой директор сказал, что среди его учеников есть один такой, высокий и кудрявый, Токпанов загорелся: “А ну-ка покажи”.

В театральном весь 1-й курс проходил как не в себе, у меня ничего не получалось. Хадиша Букеева, мой мастер, хотела меня уже отчислить, но в начале 2-го курса я вдруг неожиданно для всех раскрылся, сыграв главную роль в одноактной комедии Чехова “Медведь”. В декабре того же года меня приняли в Ауэзовский театр диктором-переводчиком (спасибо соседкам – русским девочкам-подружкам), но как актер я еще долго не пользовался спросом у режиссеров. Ну разве что “подай камчу”, спой и станцуй. Заметили меня после работы в кино. Первая моя серьезная роль – мырза Танирберген в фильме “Кровь и пот”. Я постарался сыграть степного аристократа так, чтобы изменить стереотипы по отношению к так называемым плохишам.

Баев у нас раньше показывали брюхастыми, туповатыми, злобными. А мой Танирберген, умный и интеллигентный человек, пытается вникнуть в происходящие вокруг перемены и, может быть, принять их…

Однако герой нового времени, представитель рабочего класса, неграмотный Еламан, не может ему объяснить идеи марксизма-ленинизма, потому что сам незнаком с ними. В фильме есть сцена, где Танирберген говорит ему: “Еламан, я хочу понять, чего же хотят такие, как ты? Пока я понял одно – вы всех хотите уравнять. Но ведь даже пять пальцев никогда не бывают равными”. И что ему ответил оппонент? Он впал в истерику: “А-а, тебе по душе, когда мы все порознь, а когда соединились в кулак, тебе не понравилось?”.

Мне кажется, Абдижамил Нурпеисов совершал над собой усилие, когда писал образ Еламана, а Танирберген у него лился как песня.

Фильм участвовал на Всесоюзном кинофестивале в Ашхабаде, мою игру заметили, киношная братия подходила с поздравлениями. Однако делать дальше из меня кинозвезду наши не захотели или не смогли. Нет, интересных предложений было много, но после фотопроб начиналось: что-то в нем (то есть во мне) есть такое… ну не казахское.

В те годы бытовал стереотип – все казахи должны быть узкоглазыми, кривоногими, низкорослыми и редкозубыми мыркымбаями, итбаями, кушикбаями с заплывшими жиром лицами.

Потом, когда уже режиссеры стали думать о себе, а не слушать всех подряд, начали брать в свое кино актеров, не “похожих на казахов”, а могущих сыграть великих казахов. Ардак Амиркулов, приглашая меня на роль Каирхана в “Гибель Отрара”, сказал, что делает это без тени сомнения. Но как же с ним трудно было работать! Он был жесток и к себе, и к другим. Хотя я немножко неправ – себя он, наверное, любит, потому что вел себя так, что умнее и гениальнее его режиссеров не бывает. И я все полтора года, что шли съемки, старался попасть в эстетическую обойму режиссера. Произошло это только в середине фильма, и мы уже не так сильно спорили с ним. Союз развалился во время съемок “Гибели Отрара”, и мы решили заняться с ним кинобизнесом, чтобы спасти нашу картину. Создали компанию “Дат-фильм”, довели общее детище до кондиции и сделали премьеру в “Целинном”. К сожалению, фильм “Гибель Отрара” продержался в прокате не так долго. Не от того, что фильм плохой (на МКФ в Монреале он был удостоен “Фипресси” – приза Международной ассоциации кинопрессы), а оттого, что это был 1992 год.

Народ разбрелся в поисках куска хлеба по базарам. Я и сам в те годы несколько раз брался заниматься покупкой и перепродажей автомобилей, немножко был в моей жизни нефтяной бизнес, помогал друзьям с растаможкой на китайской границе.

В общем везде, где можно, использовал свою популярность. Заходя в высокие кабинеты, просил только лишь человеческого (чтобы не было вымогательства) отношения к друзьям-бизнесменам. Многие из чиновников шли навстречу, но приходилось слышать и такое: “Ну и что, что вы артист?”.

“Не дождетесь!”

– В актерской среде вы считаетесь небедным человеком…

– И не без основания. Меня приглашали и в кино, и на радио, и на дубляж, и на телевидение, и переводы заказывали. После “Тамаши” мы с Кудайбергеном вообще стали бешено популярными. Благодарный зритель старался нас отблагодарить достойно. Поэтому уже в 80-х я слыл богатым человеком.

Но ведь уметь зарабатывать деньги – не есть воровать. Если моя фигура знаковая, если я чего-то стою в этой жизни, то это тоже приносит деньги.

Так я заставил в бытность директором театра имени Ауэзова раскошелиться акимов Алматы Шалбая Кулмаханова, Заманбека Нуркадилова, Храпунова и на квартиры для актеров, и на ремонт театра.

Шалбай, например, выделил из городского бюджета около 40 миллионов тенге, чтобы мы могли перекрыть кровлю и поставить на место падающий мрамор – оплошности предыдущего ремонта. Будь я тогда директором, горло бы перегрыз строителям, но не допустил бы этого. Но мой предшественник спутал, к сожалению, творчество с руководством. Тунгышбай ЖАМАНКУЛОВ: Мы с министром друзья в кавычках

– О чем вы жалеете больше всего?

– Что сделал большую глупость, бросив технический вуз (лучше бы построил гидростанцию и любовался ею, чем слышать от коллег, что я посредственный актер). И когда мне задают вопрос, что бы я изменил в своей жизни, если начать ее заново, то говорю, что никогда не пришел бы в театр.

Слава обо мне идет, как о всепожирающем динозавре, нахале, рваче, хапуге, кровопийце и ушлом парне, но я, по сути, очень наивный, лезущий на рожон человек в розовых очках.

И нет бы смолчать, но я же просто с ума схожу, когда вижу неграмотный подход к искусству. Меня и сейчас оскорбляет, что людей искусства считают просто клоунами, призванными развлекать на тоях зажравшуюся публику… Однажды я спросил одного высокопоставленного чиновника, почему к нам относятся как к третьесортным людям? Он ответил: “Если тебя это так задевает, то кто тебя заставлял бросать серьезный вуз и шляться с домброй по колхозным сценам?”. И он был прав: сам пришел.

– Ваша вторая супруга значительно моложе вас. Когда у вас были неприятности, она была рядом?

Дарие Жусип не очень повезло – вокруг меня одни склоки и сплетни. А вот мне с ней выпало счастье – быть рядом. Талантливая, надежная, хозяйка изумительная и… женщина с характером. Если надо, пойдет и на громкий скандал. Может, поэтому и не побоялась идти со мной рука об руку по жизни? Нашему с ней старшему сыну 22 года. Он будущий инженер-айтишник, учится в Москве, в Баумановском государственном техническом университете, куда я в свое время не решился поступать. Второй сын в 9-м классе, дочка-лапочка в 6-м.

Так что мои недруги не дождутся! Я все еще на коне. Мне дочку выдавать замуж, сыновей женить.

Вот когда все это свершится, я, может, и пойду с ними на мировую. А пока буду биться до конца.

АЛМАТЫ

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта