Опубликовано: 11400

Представитель алматинского акимата рассказал, как можно привлечь на работу поколение «Z»

Представитель алматинского акимата рассказал, как можно привлечь на работу поколение «Z» Фото - архив "Каравана"

Бауржан Жаубасов считает, что работодатели сталкиваются с проблемами не только потому, что молодежь особенная, но и из-за неправильной организации рабочего места.

Поколение «Z» очень трудно привлечь и удержать на рабочем месте. Как мы уже писали ранее, они хотят много зарабатывать и при этом не готовы стать трудоголиками. Корреспондент Caravan.kz задал вопросы главе управления занятости и социальных программ города Алматы Бауржану Жаубасову, касающиеся трудоустройства молодежи в кулуарах пресс-конференции по социальной поддержке населения.

- Недавно мы проводили опрос HR-экспертов, и они все в один голос говорят, что поколение «Z» - очень непростое. Они не задерживаются больше года на одном рабочем месте, и их очень трудно привлечь на работу. Отмечает ли такие особенности управление занятости?

- В целом есть такая тенденция, что дети миллениума своеобразные. Они другого склада ума, быстро схватывают информацию и адаптируются к технологиям. Но есть и особенности, под которые должен подстраиваться рынок труда. Например, в период пандемии мы увидели, что дистанционная работа – это не так уж и плохо и не так уж неэффективно, к тому же повышается мобильность работников. Думаю, работодатели должны более гибко к этому относиться. Что касается молодежи, то с ней мы работаем в рамках наших отдельных программ – «Первое рабочее место», «Молодежная практика». Чтобы молодежи проще было устроиться на работу, мы субсидируем их заработную плату. Конечно, работник и работодатель должны самостоятельно выстраивать свои внутренние коммуникации, но и условия труда должны быть максимально комфортными. Есть такое понятие - качественное рабочее место. То есть работодателем должно быть все учтено, начиная от доступности, эргономичности до четкости определения задач и целей. Не зря же говорят, что сейчас третья-четвертая промышленная революция, и мы должны перейти на эту ступень, создать новое мировоззрение в обществе. Молодежь – это драйвер, наше будущее.

- То есть вы считаете, что работодатели сталкиваются с проблемами не только потому, что молодежь особенная, но и потому, что неправильно организовано рабочее место?

- Да. Сейчас этот анализ мало кто делал, и нужно проводить соответствующее исследование, создать портрет работника от 16 до 35 лет, вычленить конкретные потребности, моральные, психологические аспекты. Но мы видим, что молодежи нужны более гибкие условия. Так, как мы привыкли раньше - с 9 утра до 6 вечера, им работать скучно. Не зря для них создают новые модели офисов (коворкинг или опенспейс), чтобы было больше общения между сотрудниками, даже визуального. Сейчас это в тренде. Просто нужно перестраивать работу. А в целом молодежь очень активно воспринимает информацию. Есть отдельная категория молодежи, которая не работает – NEET, по этим ребятам мы отдельно ведем учет, создаем программу, дорожную карту. В Казахстане категория NEET есть, но не в таком традиционном понимании, как за рубежом (необучаемые, неработающие). У нас они, как правило, занятые, только тратят свою энергию не на то, что нужно. Управление молодежной политики с ними работает, чтобы вывести их в категорию работников или предпринимателей. Почему мы продвигаем институт волонтерства? Волонтером быть сегодня в моде. Это своеобразная морально-психологическая подготовка к занятости.  

- HR-эксперты говорят, что молодые люди требуют большую заработную плату, их разбаловал рынок блогеров и доставщиков. Они идут в доставку, так как там больше платят, но при этом теряют свою квалификацию.

- Быстрый заработок сейчас востребован. Понятно, что молодые люди хотят получить все и сразу. Но в целом у нас идет политика создания человека труда, то есть профессионала, который обладает определенным навыком, становится мастером своего дела. Даже если это мастер по ремонту мобильных телефонов. Наша задача, как управления, создать соответствующие сообщества, чтобы вовлечь молодежь в трудовые профессии. Молодежь хочет больших заработков, но без развития определенных навыков не получится добиться успеха. Есть специальные программы, такие как «Контракт поколений». Работник, который уже собирается на пенсию, помогает молодому сотруднику, передает ему навыки, и мы субсидируем эти рабочие места, чтобы был стимул к профессиональному росту. Конечно, есть простые институты, такие как ЯндексДоставка. Но у работников доставки нет никаких социальных гарантий. Они неофициально получают свою зарплату, не могут обратиться в поликлинику, так как за него не отчисляют ОСМС. Думаю, что нужно вовлекать молодежь в правовое поле. Конечно, сейчас около 400 тыс. тенге зарабатывают на доставке. Молодому человеку интересней на мопеде двигаться, чем за меньшие деньги в офисе сидеть. Но нужно объяснить, что важно получить профессию. Полгода зимой на мопеде поездит, а весной какие у него будут хронические заболевания? Нужно об этом говорить. Социальных гарантий нет, завтра он может вообще получить инвалидность, а это уже нагрузка на экономику. При управлении молодежной политики есть специальные центры, которые занимаются и социальной адаптацией и профориентацией, в школах и вузах мы проводим агитационные работы, рассказываем, какие навыки они могут получить, какие профессии востребованы на рынке труда. Если они хотят заниматься бизнесом, им даются кредиты, обучают основам предпринимательства.

Потерянное поколение: что делать с молодёжью, мечтающей только об айфоне

- Есть мнения, что «зеты» очень нежные и ранимые. Какая работа проводится со стороны акимата по оказанию психологической помощи молодежи?

- Есть специальные комьюнити-центры при управлении молодежной политики, они повсеместно занимаются социализацией молодежи, при этом охватывают молодых людей, начиная от школьников старших классов до выпускников вузов. Они даже создали центр профессий, куда любой молодой человек может прийти, пообщаться с педагогами разных вузов, по графику им могут преподавать, передавать определенные навыки. В том числе осуществляется работа по социализации молодежи. Мы не должны упускать молодежь из виду. Но мы должны понимать, что не только государство, но и семья должна заниматься воспитанием. В целом молодежь – это отражение родителей. И какое воспитание мы им дадим, как зарядим, так они и будут расти. Есть, конечно, трудная молодежь, это тоже большой пласт работы.

Я сам бывший HR, работал в агентстве госслужбы, и уверен, что рынок труда постоянно меняется, и условия для труда должны постоянно меняться, чтобы быть более привлекательными. В некоторых странах не хватает рабочей силы, а наши граждане вполне могут стать квалифицированными работниками, просто их нужно правильно направить и обучить. И мы стараемся комплексную работу в этом направлении проводить.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи