Опубликовано: 840

Зачем казахи хранили мертвецов и хоронили шапки

Зачем казахи хранили мертвецов и хоронили шапки Фото - ritual-service.kz

Когда большую часть года кочуешь по степи, не всегда получается сразу провести подобающий погребальный обряд, так что в старину казахам приходилось выходить из ситуации самыми разными способами.

Редакция Сaravan.kz рассказывает, как степняки решали вопросы похорон в старину.

Временная могила

У многих семей были свои небольшие кладбища в определенных местах. Например, Абай Кунанбаев похоронен в урочище Жидебай, недалеко от зимовья его рода. Здесь же находятся могилы его родных бабушки Зере, матери Улжан, брата Оспана.

Кунанбай и другие члены его семьи похоронены на другом родовом кладбище в Акшокы. Рядом находится музей, посвященный Кунанбаю.

Однако сын Абая, Абдрахман, был похоронен рядом с родственниками не сразу. В 27 лет подававший больше надежды молодой мужчина стремительно угас от болезни в городе Верном. Дело было зимой, перевезти тело возможности не было, и Абай распорядился, чтобы похороны провели согласно обычаю «аманат жерлеу».

Слово «аманат» означает в данном случае ценность, временно оставленную на хранение, «жерлеу» - погребение, таким образом «аманат жерлеу» - временное захоронение важного человека.

Останки Абдрахмана перезахоронили рядом с могилами предков в мае, когда было проще путешествовать с повозкой и копать землю. Таких случаев немало, ведь нередко человек умирал, когда аул кочевал далеко от кладбищ, или будучи на войне. Иногда поводом для отсрочки становилась непогода, ведь лютый буран мог запереть всех по домам. Также бывали случаи, когда аманат жерлеу использовалось для исполнения последней воли покойного. Например, Казыбек би умер, когда находился в Баянауле, поэтому его тело хранилось там всю зиму, а весной его останки отправили в Туркестан.

Согласно этому обряду человека хоронили, трижды сказав слово «аманат», а потом устраивали повторное захоронение с соблюдением всех церемоний, когда позволяли условия. В зависимости от срока после перезахоронения одновременно отмечались все важные даты – чаще всего семь дней, сорок дней и год со дня смерти. Иногда между первыми и вторыми похоронами проходило много времени – известен случай с человеком по имени Ракымбай, которого перезахоронили в родном ауле спустя 18 лет.

Нередко старики заранее просили подготовить себе могилы для аманатного захоронения, например, рядом с родителями или супругами.

Казахские саркофаги

Иногда в таких случаях строили специальные сооружения, в которых останки оставались, пока мягкие ткани не истлевали. После этого оставшийся скелет отвозили в положенное место и хоронили по всем обычаям. Подобные постройки можно назвать «саркофагами», ведь с греческого языка «саркофаг» переводится как «пожиратель плоти», а первые саркофаги также были предназначены для сохранения костей. Казахи же называли эти строения «сөре». Чаще всего сөре строили в Центральном Казахстане и для людей, заслуживших народное уважение, чтобы перезахоронить их останки в священных местах, например, в уже упомянутом Туркестане у мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи. Останки обычно заворачивали в выделанную кожу и оставляли в отдельной юрте, а перевозили, завернув в кошму или конскую шкуру, а иногда в специальном деревянном сосуде. Чаще всего этой чести удостаивались батыры, бии, представители родов торе и кожа.

Так как сөре использовался один раз, его обычно называли именем погребенного там человека. Так, например, известны сөре Казыбек би и Богенбай батыра. Нередко за местностью так и оставалось название со словом «сөре».

Похороны малахая

Но порой бывали и более сложные случаи – когда тело по той или иной причине не было возможности привезти на место захоронения. Если была возможность, хоронили хотя бы его часть, как в случае с Кенесары-ханом. По легенде, его голову после казни отрубили и отвезли в Россию – дискуссия о возвращении черепа длится уже несколько лет, но остальное тело похоронили на родине хана в Тургае.

Если же тело не было доступно для захоронения, использовалась какая-нибудь личная вещь покойного. Сооружать пустую могилу не было принято. В качестве примера такого погребения можно привести в пример историю шапки Алихана Букейханова. Когда он погиб, родственники не смогли получить тело и похоронили малахай, который Букейханов носил, будучи в родном ауле, и потому малахай принадлежал ему. Шапку закопали рядом с могилой отца Букейханова. Этот ритуал воплощал надежду родных Алихана Букейханова на то, что однажды им удастся захоронить его останки на семейном кладбище.